Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» основного общего образования в 7 классе на 2016-2017 учебный год


Пояснительная записка.
Иностранный язык входит в образовательную область «филология».
Статус иностранного языка как школьного предмета заметно изменился за последнее время. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и личностью. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.
Учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета, на его изучение в 7 классе выделяется 3 часа в неделю, что составляет 102 часа за год.
Иностранный язык как учебный предмет обладает большим потенциалом воспитательного и развивающего воздействия на учащихся, возможностями для создания условия культурного и личностного становления школьников:
Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика, формирует у него широкий гуманитарный взгляд на мир, основанный на общечеловеческих ценностях и новом мышлении, что вносит существенный вклад в повышение гуманитарного школьного образования.
Овладение иностранным языком выступает в качестве мощного механизма личностного развития школьников. Овладевая речью на иностранном языке, ученик приобретает дополнительные возможности для приема и передачи информации, что создает основу для развития общего и лингвистического кругозора школьников и для воспитания у них правильного понимания языка как социального явления.
Формирование речевых навыков и умения на уроках иностранного языка активизирует работу памяти, мышления и тем самым способствует умственному развитию учащихся. Но особенно важно то, что становление личности ученика, изучающего иностранный язык осуществляется в процессе формирования его иноязычного речевого поведения. Итогом этого процесса является речевое развитие ученика, которое выступает в качестве основы всякого образования.
Социальная сущность иностранного языка заключается в передаче школьникам творческого опыта и опыта эмоционально-ценностного отношения человека к миру, в способности интегрировать самые разнообразные сведения из различных сфер деятельности человека. Использование иностранного языка в качестве средства передачи и приема информации об окружающей действительности из самых различных предметных областей создает благоприятные предпосылки для расширения общеобразовательного кругозора школьников.
В процессе изучения иностранного языка ученик овладевает общеучебными умениями (работать с книгой, справочной литературой, словарем). Это способствует формированию у школьников познавательной активности, стремлению к самосовершенствованию в овладеваемой ими деятельности.
Полноценное использование воспитательного, образовательного и развивающего потенциала предмета создает прочную основу для формирования творческого, интеллигентного человека, практически владеющего иностранным языком. Результатом этого явится личность, способная принимать активное участие в социально-экономическом и культурном развитии общества.
Цели и задачи предмета.
Целью обучения немецкому языку в рамках базового курса является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями немецкого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать неосложненные аутентичные тексты с целью извлечения информации о странах изучаемого языка, их культуре и быте. Это предполагает достижение школьниками минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами немецкого языка.
Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегративное целое, включающее в себя следующие аспекты:
1. Коммуникативные умения, сформированные на основе языковых, лингвострановедческих и социокультурных знаний, навыков:
- умение осуществлять устно-речевое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения, в том числе умение делать краткие связные сообщения о себе, о своем окружении; обсуждать актуальные проблемы современной молодежи на основе текста, выражать свое мнение о прочитанном;
- умение воспринимать на слух и понимать краткие сообщении типа объявлений;
- умение читать и понимать содержание несложных аутентичных текстов разных жанров с разной глубиной и точностью понимания;
- умение письменно оформлять и передавать элементарную информацию, в частности писать письмо.
2. Воспитание школьников, осуществляемое через систему личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой, что предполагает формирование у них:
системы моральных ценностей;
оценочно-эмоционального отношения к миру;
положительного отношения к иностранному языку и культуре народа, говорящего на нем, способствующего развитию взаимопонимания, толерантности;
понимания важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения в условиях вхождения нашей страны в мировое сообщество.
3. Образование средствами иностранного языка, которое предполагает:
понимание особенностей своего мышления;
сопоставление изучаемого языка с родным, осознание особенностей каждого; знание о культуре, страницах истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка;
представление о достижениях национальных культур, о роли родного языка в зеркале культуры другого народа и включение школьников в диалог культур.
4. Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, их общности и различия, что предполагает у школьников:
механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой деятельности;
языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
ценностных ориентаций , чувств и эмоций;
способности и готовности вступать в иноязычное общение, потребности в дальнейшем самостоятельном изучении иностранного языка.
5. Общеучебные и специальные умения: умение учиться (учиться работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод)
6. Компенсаторные умения: умение выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима (при дефиците языковых средств)
Предметное содержание речи
А. Социально-бытовая сфера общения (у нас в стране и в Германии)
Я и мои друзья.
Воспоминания о летних каникулах.
Понятие родины. Родина в жизни человека.
Понятие «Объединенная Европа»
Немецко-говорящие страны: Швейцария , Австрия.
Культурные ценности Москвы
Жизнь в селе.
Экологические проблемы больших и малых городов
Б. Учебно-трудовая сфера общения (у нас в стране и в Германии)
Начало учебного года. Всюду ли оно одинаково?
Немецкие школы. Какие они?.Любимые и нелюбимые учебные предметы.
Коллективные поездки по всей стране – одна из традиций немецкой школы.
Спорт и другие увлечения.
Олимпийские игры.
Требования к обучению продуктивным видам речевой деятельности
Говорение
Требования к обучению диалогической речи
Школьникам обеспечивается возможность:
Вести ритуализированный (этикетный) диалог/полилог в стандартных ситуациях общения, используя соответствующие формулы речевого этикета.
Давать совет, положительно (отрицательно) реагировать на него.
Вариативно использовать известные структурно – функциональные типы диалога, комбинировать их (например, диалог – расспрос сочетать с диалогом – обменом мнениями и т.п.)
Вариативно выражать просьбу, совет, предлагать, рекомендовать, используя не только повелительные предложения, но и различные синонимические средства (например: “Gehen wir …”) с опорой на образец и без него.Требования к обучению монологической речи
Учащимся предоставляется возможность:
Делать краткие сообщения (о своей школе и досуге, об увлечениях и проведенных каникулах, о достопримечательностях отдельны городов Германии, Австрии, о своем родном городе или селе, о некоторых знаменитых туристских центрах нашей страны).
Кратко передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст.
Выражать свое отношение к прочитанному: понравилось – не понравилось, что уже было известно – что ново.
Описывать (характеризовать) друзей, членов семьи, персонажей литературных произведений на основе усвоенной логико – семантической схемы (кто, каков, как, где, зачем)Письмо
Требования к обучению письму
Ученики учатся:
Письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения.
Выписывать из текста нужную информацию.
Заполнять анкету, составлять вопросник для проведения интервью, анкетирования.
Писать письмо по аналогии с образцом, поздравительную открытку.
Требования к овладению продуктивными языковыми средствами
Произносительная сторона речи, графика, орфография
Школьникам предоставляется возможность овладеть:
интонацией сложносочиненного предложения и сложноподчиненного предложения;
произношением и написанием ряда заимствованных слов.
Лексическая сторона речи
1. Учащиеся должны овладеть дополнительно к усвоенным ранее примерно 250-280 лексическими единицами, включающими устойчивые словосочетания и реплики – клише.
Это лексика, характеризующая указанные ранее предметы речи:
значение родины в жизни человека
на чем можно ехать,
как ориентироваться в незнакомом городе,
как заказать еду в ресторане,
как одеться в соответствии с модой, с ситуацией,
транспорт и правила уличного движения,
витрины магазинов, названия улиц,
жизнь за городом, домашний скот, участие детей в сельскохозяйственных работах,
народные промыслы,
защита природы, забота о лесе, животных,
защита и помощь старым больным людям,
забота о здоровье,
спорт, роль спорта в формировании человека,
отдельные страницы из истории спорта и Олимпийских игр.
2. Знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами:
а) аффиксацией:
- Префиксом un - с прилагательными и существительными:
Unglücklich, das Unglück
б) словосложением:
- прилагательное + прилагательное типа dunkelblau, hellblau
3. Использовать интернационализмы, например: das Hobby, das Tennis
Грамматическая сторона речи
Синтаксис
Ученикам предлагаются для активного употребления:
-Предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнения в Akkusativ и обстоятельства места при ответе на вопрос „Wohin?“,
-Предложения с глаголами beginnen, raten, vorhaben, требующими после себя Infinitiv с zu;
-Побудительные предложения типа Gehen wir! Wollen wir gehen!
-Предложения с неопределенно-личным местоимением man;
-Сложносочиненные предложения с союзами denn, darum, deshalb, deswegen;
-Сложноподчиненные предложения с придаточными: дополнительными – союзами dass, ob и др., причины - с союзами weil, da ; условными – с союзом wenn;
Морфология
Ученики учатся образовывать и использовать в речи следующие формы:
-Слабые и сильные глаголы с вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
-Сильные глаголы с вспомогательным глаголом sein в Perfekt;
-Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
-Степени сравнения прилагательных и наречий,
-Возвратные глаголы в основных временных формах Perfekt; Präteritum, Präsens;
-Genitiv имен существительных нарицательных;
-Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Perfekt; Präteritum, Präsens;
-Предлоги, имеющие двойное управление: требующие Dativ на вопрос Wo? и Akkusativ на вопрос Wohin?
-Предлоги, требующие Dativ
-Предлоги, требующие Akkusativ
Требования к обучению рецептивным видам речевой деятельности
АудированиеШкольники учатся:
Воспринимать на слух и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале и включающие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться.
Воспринимать на слух и понимать основное содержание небольших текстов, содержащих значительное число незнакомых слов.
Воспринимать на слух и добиваться понимания основного содержания небольших сообщений, содержащих значительное число незнакомых слов, путем переспроса, просьбы повторить, объяснить.
Чтение
Школьникам предоставляется возможность научиться:
Вычленять новые слова при зрительном восприятии текста, произносить их по уже изученным правилам чтения.
Пользоваться обычным двуязычным словарем для раскрытия значения незнакомых слов.
Членить текст на смысловые части, выделять основную мысль, наиболее существенные факты.
Понимать основное содержание текстов, включающих неизученные слова, о значении части которых можно догадаться на основе контекста, знания правил словообразования или сходства с родным языком, а другую часть которых, несущественную для понимания основного содержания, просто опустить, проигнорировать (ознакомительное чтение)
Полностью понять текст, содержащий незнакомые слова, о значении части которых можно догадаться по контексту, по сходству корней с родным языком, а также на основе знания принципов словообразования, а значение другой части, раскрыть с помощью анализа, выборочного перевода, используя словарь, сноски, комментарий (изучающее чтение)
Требования к овладению рецептивными языковыми средствами
Лексическая сторона речи
Объем рецептивного словаря резко возрастает за счет использования аутентичных текстов и может охватывать дополнительно около 600 лексических единиц, включая книгу для чтения.
Словообразование
Ученики учатся распознавать структуру слова при наличии:
а) Аффиксации;
- глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа fernsehen, zurückkommen;
- существительных с суффиксами -e,-ler,-um, -ik;
- прилагательных с суффиксами-isch; -los
б) Конверсии:
- Существительных, образованных от прилагательных, типа das Grün, der Kranke;
- Словосложения;
Глагол + существительное, например: der Gehweg, der Springbrunnen;
Прилагательное + существительное, например: die Fremdsprache
Грамматическая сторона речи
Синтаксис
Ученики учатся:
Распознавать структуру предложения по формальным признакам, а именно:
- По наличию придаточных предложений;
- По наличию инфинитивных оборотов um... zu + Infinitiv и просто zu + Infinitiv;
Определять значение придаточного предложения по значению союза (например, временных придаточных предложений, не входящих в активный грамматический минимум на данном этапе обучения)
Морфология
Школьники учатся:
-различать значения некоторых многозначных слов, например:zu, als, wenn;
-узнавать по формальным признакам временную форму Plusquamperfekt
Тематическое планирование к учебнику немецкого языка « Шаги-3» И. Л. Бим - 102 ч.
№ Тема Предметное содержание речи Количество часов-3часа
в неделю ( 4 часа в неделю)
После каникул. Повторение Школа и школьная жизнь.
Каникулы. Досуг и увлечения. Страна изучаемого языка. 7
1 Что называем мы родиной? Родная страна и страна изучаемого языка. Их географическое положение, климат, погода. 16, из них - 2 резервных урока
2 Лицо города - визитная карточка страны Родная стана и страна изучаемого языка. Столицы. Достопримечательности. 14 , из них - 1 резервный3 Движение в современном городе Городская среда проживания школьников 9 из них - 1 резервный4 В деревне есть много интересного Городская и сельская среда проживания школьников. 16 их них - 1 резервный5 Давайте вместе заботиться о нашей планете Земля! Защита окружающей среды. Здоровье. 13
6 В здоровом теле- здоровый дух! Досуг и увлечения. Здоровье и личная гигиена. 13, из них – 1 резервный
7 Повторение и итоговый контроль 12, из них – 5 резервных уроков

Календарно-тематическое планирование.
№ п.пНазвание раздела, темы урока (количество часов) Дата Корректировка
План Факт 1 «Прекрасно было летом» Словарный запас
2 Комбинированный
«Прекрасно было летом»
Вопросительные предложения
3 Комбинированный
«Мои летние каникулы»
4 Комбинированный
«Лето в Ессентуках».
5 «Молодёжные базы отдыха 6 «На кемпинговой площадке 7 Комбинированный
Открытки из Германии
8 Комбинированный
Вводный срез
9 Комбинированный
«Небылицы»
10 Комбинированный
«Небылицы нашего города»
11 «Мы внимательно слушаем»
12 Объяснение грамматического материала .«Плюсквамперфект»
Числительные
13 Объяснение грамматического материала
«Употребление союзов als и wenn»
14 «Общение с людьми доставляет истинную радость»
придаточные предложения
15 «Кто где провёл каникулы?»
16 «Прогулка по городу с другом по переписке»
17 Мы проверяем, что мы уже знаем и умеем
Вопросительные предложения, глаголы движения
18 «Летние каникулы наших немецких друзей» Плюсквамперфект
19 Страноведческая страничка
20 «Из немецкой классики…»
21
Дополнительное чтение
«Визит к парикмахеру»
модальные глаголы
22 Контроль полученных знаний и приобретённых умений
Лексико-грамматический тест
23 Литературный жанр «Шванки»
Числительные
24 «Весёлые истории о Тиле Уленшпигеле»
Претеритум25 «Как мы потрудились?»
26 Дополнительное чтение
«Читаем анекдоты»
27 Дополнительное чтение
«Веселые истории из жизни»
28 «А сейчас снова школа!» 29 «Школы в Германии»
30 «Эммануэль и школа» (К.Нестлингер)
31 К. Нестлингер «Тези и англичанка»
32 «Школа без стресса»
33 «Моя школьная жизнь в лицее»
34 «Словарный запас: действительно это богатство?» 35 «Как твои дела в школе?
Вопросительные предложения
36 «Школьный обмен» Что это такое?
37 «Изучение иностранных языков»
38 «Мы внимательно слушаем» Повторить образование придаточных предложений
39 Контроль. Рубежный срез.
40 Придаточные определительные предложения»
Типы придаточных предложений
41 Закрепление грамматического материала
Придаточные определительные предложения»
42 Общение с людьми доставляет истинную радость»
43 «Школьные предметы в школах нашего города»
Пословицы и их русские эквиваленты
44 Система школьного образования в Германии и в России Образование будущего времени
45 «Вундеркинды – кто они?» Претеритум46 Страноведение Факты. Документы. 47 «Успехи и неудачи в учёбе в нашем лицее
48 Контроль полученных знаний и приобретённых умений
49 Мы готовимся в поездке в Германию
50 Изучение и закрепление нового материала
У карты Германии
51 Транспортные пути Германии
52 «Одежда в дорогу»
53 Одежда для мальчиков и девочек
Артикли
54 «Что носят в нашем лицее» 55 «Всё необходимое в дорогу»
56 «Отделы в универмаге»
57 «В универмаге нашего города»
58 Подготовка к путешествию
59 Творчество Г.Фаллады «В далёкие детские годы»
Прошедшее время претерит
60 «Что значит модный и практичный»
61 «Модная одежда в нашем городе»
62 Неопределённо-личные предложения
Порядок слов со сложными предложения
63 Объяснение грамматического материала
Придаточные определительные
64 Придаточные определительные
65 «Гости могут приезжать!»
Относительные местоимения
66
67 «Описание комнаты»
Относительные местоимения
Программа пребывания
68 Праздничный ужин
69 Проблемы при подготовке к поездке»
70 «В гастрономе»
71 Страноведческая страничка
72 Заполнение анкеты заявления
73 «Европейская валюта»
Денежные единицы
74 Из немецкой классики
75 Дополнительное чтение «Сказания и легенды»
76 Контроль
Лексико-грамматический тест
77 Чтение
Г.Гейне «Лорелея»
78 Подведение итогов
79 «Путешествие по Германии»
80 Достопримечательности Берлина
Имена собственные
81 Творчество Э.Кестнера82 «Рождественская история»
83 «Мюнхен столица Баварии»
84 Информация о Мюнхене
Имена собственные
85 Вдоль по Рейну
86 «Батюшка Рейн»
87 «Экскурсия по городу»
Вопросительные предложения
88 «На вокзале»
Числительные
89 «На вокзале»
Числительные
90 «Ж/д вокзал нашего города»
91 Программа пребывания иностранных туристов
Управление глаголов
92 «Путешествие в ...»
93 Мы внимательно слушаем
94 Придаточные предложения
Сложноподчинённые предложения
95 «Страдательный залог»
Действительный залог
96 Экскурсия по Кёльну
97 «В закусочной»
98 «В закусочной»
99 Р.К. «Масленица и карнавал в нашем городе»
100 Страноведение. Факты. Документы
101
102 Лексико-грамматический тест
Дополнительное чтение «Новеллы и романы»
Прошедшее время претерит
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Еланская основная общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
(наименование)
ФИО
Протокол № _ от« _» 20 _г. «Утверждаю»
Директор МОУ «Еланская ООШ»
ФИО
Приказ № _ от «_ » 20_ г.
Рабочая программа
учебного предмета «Немецкий язык»
основного общего образования
в 7 классе
на 2016-2017 учебный год

Принято на заседании
педагогического совета
протокол №__ от «__» 20__г.