Рабочая программа предмета «Немецкий язык как второй иностранный» для 7 класса


Пояснительная записка
Данная рабочая программа предмета «Немецкий язык как второй иностранный» для 7 класса
составлена на основе стандарта основного общего образования по немецкому языку, «Программы общеобразовательных учреждений немецкий язык как второй иностранный»
Гальсковой Н. Д. и книги для учителя УМК Немецкий язык 7 класс авторов Н. Д. Гальсковой, Л. Н. Яковлевой. Рабочая программа определяет цели и задачи обучения немецкому языку на начальном этапе, содержание, требования к знаниям, умениям, навыкам по окончании курса. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа реализует следующие основные функции:- информационно-методическую;- организационно-планирующую;- контролирующую.Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегииобразования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специ-фике каждого этапа обучения.Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обу-чения, определение количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования ксодержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровнюобученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравне-ния полученных в ходе контроля результатов.
Структура документа
Данная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное со-держание с примерным распределением учебных часов по темам курса; требования куровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета «Иностранный язык»
Иностранный язык (в том числе немецкий) входит в общеобразовательнуюобласть «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого не-возможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня из-менения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новыхинформационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенциишкольников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает ста-тус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникатив-ной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличност-ное и межкультурное общение с носителями языка.Иностранный язык как учебный предмет характеризуется- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут бытьсведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, геогра-фии, математики и др.);- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различнымиязыковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматиче-ским, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средст-во приобретения сведений в самых различных областях знания).Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка исредством передачи ее другим, иностранный язык, в том числе немецкий, способствуетформированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языкомповышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированиюличности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурно-го, полиязычного мира.Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствуетформированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. Вэтом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующихформированию основ филологического образования школьников.Примерная программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного,коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обуче-нию иностранному языку (в том числе немецкому).В качестве интегративной цели обучения рассматривается формированиеиноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовностишкольников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носите-лями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебно-го предмета.Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур
 
Цель обучения немецкому языку как второму иностранному
Основной целью обучения немецкому языку как второму иностранному является формирование у учащегосяспособности, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой их коммуникативной деятельности.Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Познакомить учащихся с алфавитом, основными буквосочетаниями и правилами их чтения
Учить понимать на слух тексты в пределах изучаемой тематики
Учить составлять (устно и письменно) диалоги в рамках темы
Формировать умения элементарно высказываться в монологической форме, используя изученную лексику и РО
Учить читать текст с полным пониманием содержания, построенный на знакомом лексическом и грамматическом материале
Учить читать вслух
Познакомить учащихся с правилами оформления личного письма и учить писать письмо немецкому другу
Познакомить учащихся с землями Германии и их достопримечаьельностямиОбщеучебные навыки и умения и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры страны изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
Требования к уровню владения немецким языком
Начальный этап обучения подразделяется на два подэтапа: вводный курс и основной начальный курс.Основная цель вводного курса заключается в создании у учащихся первичной, но довольно прочной основы владения немецким языком, а также в формировании у них мотивов учения и общения на изучаемом втором иностранном языке.Для достижения этой цели в рамках вводного курса организуется интенсивная работа над лексическим, грамматическим орфографическим и фонетическим материалом, обеспечивающим учащимся возможность высказываться на элементарном уровне в устной и письменной формах и понимать несложные письменные и устные высказывания по темам “Я и моя семья”, “Мои интересы и увлечения”.В период вводного курса особое внимание уделяется технике чтения вслух и про себя. Не менее существенна и техника письма. С первых шагов изучения немецкого языка обращается внимание учащихся не только на специфику этого языка, но и на общность первого и второго иностранных языков: общий латинский алфавит, интернациональные слова, одинаковые языковые структуры и др. Учащиеся (преимущественно самостоятельно) выявляют особенности немецкого языка по сравнению с первым иностранных языком (например, наличие или отсутствие артикля перед существительными, в том числе и интернациональными словами, и др.)По окончании вводного курса учащиеся овладевают следующими языковыми средствами общения:
Немецким алфавитом, а также правописанием и чтением немецких слов со специфическими языковыми явлениями немецкого языка, а именно: удвоенными согласными bb, dd, ff, gg, mm, nn, pp, ss, tt, буквосочетаниями: ie, ei, ai, au, eu, a, sp, st, sch, ph, ch, chs, ck, ng, nk, ig, th, tz, qu, а так же согласными и гласными ?, u, o, a;
Речевыми образцами: Ich bin…, Das ist/sind..., Wer/Was ist das? (Warum, Wann, Wo...?), Wer bist du? Er/Sie kommt aus ..., Er/Sie ist aus ..., Ich hei?e..., Er gibt..., Ich spiele (gern/ nicht gern)..., Er geht/ Sie gehen ... (ins Kino). Wir gehen..., Ich/Er/Sie muss/kann (nicht) ..., Ich habe einen/keinen, eine/keine, ein/kein);
Звуками немецкого языка (произнесение и дифференциация) в потоке речи по тематике и ситуациям общения вводного курса.
В вводном курсе вводятся языковые структуры, которые являются функционально близкими для Романо-германских языков. Такие явления учащиеся легко узнают и усваивают. Это создает основу для положительной мотивации учения. Второй подэтап – основной начальный курс – призван совершенствовать приобретенные элементарные знания, навыки и умения и развивать их.
Предметное содержание речи
Я и моя семья.
Мои хобби и интересы.
Школа. Уроки. Школьные принадлежности.
Город. Квартира. Мебель.
Языковые средства общения
Фонетическая сторона речи. Особое внимание уделяется тем фонетическим явлениям, которые отсутствуют в родном или первом иностранном языках, а именно:
Долготе и краткости гласных;
Лабиализации гласных переднего ряда;
Произношению закрытых гласных;
Редуцированному гласному;
Твердому приступу;
Согласным звукам;
Смычно-взрывным звукам;
Ударению, особенно в интернационализмах;
Интонации повествовательных (утвердительных и отрицательных) и вопросительных простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Лексическая сторона речи. Предлагаемые учащимся лексические единицы дифференцируются с точки зрения их продуктивного и рецептивного усвоения. Основное внимание уделяется работе над продуктивной лексикой, т. е. словами и словосочетаниями и выражениями, которые учащиеся используют в своих устных и письменных высказываниях. Это простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру страны изучаемого языка. Начальное представление о способах словообразования: аффиксации (например, существительные с суффиксом –er -in). Интернациональные слова (например, Konzert, Kino, Film).Грамматическая сторона речи. Основной задачей работы над грамматическим аспектом устной и письменной речи является развитие у учащихся навыков корректного оформления своих высказываний (например, правильного применения форм глаголов, предлогов, местоимений, прилагательных).По окончании 7 класса учащиеся должны знать и использовать следующие грамматические явления:
Утвердительные, отрицательные и вопросительные формы структур с глаголами sein и haben, с модальными глаголами, с полнозначными глаголами в Prasents, с возвратными глаголами, с глаголами с отделяемыми и неотделяемыми приставками;
Существительные в единственном и множественном числе, склонение существительных;
Определенный, неопределенный, нулевой артикль;
Личные, указательные вопросительные, отрицательное (kein), безличное (es) и неопределенно-личное (man) местоимения, склонение местоимений в единственном и множественном числе;
Предлоги с двойным управлением (an, auf, hinter, in, neben, uber, unter, vor), требующие Dativ (aus, bei, mit, nach, seit, von, zu) и Akkusativ (durch, fur, gegen, ohne, um);
Количественные числительные от1 до 100 и формы образования порядковых числительных (рецептивно).
Речевые умения
Говорение включает развитие умений диалогической и монологической речи. В первом случае учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по тексту и по теме, строить свои диалоги с опорой на данный образец диалогического текста. Во втором случае речь идет о развитии умений высказываться на элементарном уровне о себе, своей семье, своих друзьях, своих интересах, своем городе и т. д. В процессе обучения говорению школьники учатся выражать на немецком языке определенные коммуникативные намерения: представить себя в ситуации «Знакомство», представить других; сообщить о себе и своей семье элементарные сведения и запросить соответствующую информацию о других; поинтересоваться о том, который час, и ответить на соответствующий вопрос. Аудирование. Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста. Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 7 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования – до 1-й минуты. Чтение. Обучение чтению строится на аутентичных текстах. Процесс обучения включает работу над техникой чтения (текст в начале параграфа) и над развитием умения понимать содержание прочитанного (тексты к конце параграфа). Обучение технике чтения предполагает развитие умений озвучивать буквы и соотносить звуки немецкого языка с их значением, узнавать знакомые слова в незнакомом контексте, догадываться о значении незнакомых слов, читать тексты вслух и про себя.Письмо. Обучение письму включает развитие техники письма и умение передавать смысловую информацию с помощью графического кода немецкого языка.Учащиеся должны уметь написать личное письмо, объявление в газету, поздравительную открытку на основе образца, описывать события, явления, предметы с опорой на ключевые слова.
Компоненты УМК
• Учебник
• Рабочая тетрадь
• Книга для учителя
• Аудиокассета  
Список литературы: 1. Н.Д. Гальскова, Л. Н. Яковлева. Немецкий язык. 7-8 классы, «Итак, немецкий!» - М. «Просвещение» 2008. 2. Рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка «Итак, немецкий!» для 7-8 классов общеобразовательных учреждений – М. «Просвещение» 2008. 3. Программа «Немецкий язык», как второй иностранный. 7-11 классы. Базовый уровень. Автор: доктор педагогических наук, профессор Н.Д. Гальскова // в сб. Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 7-11 классы. М.: «Просвещение» 2007. Ресурсы Интернет:1. Примерная программа по иностранным языкам Немецкий язык. Базовый уровень. 2. Примерные программы по иностранным языкам.http://www.1september.ru/ http://www.englishteachers.ru/ http://www.homeenglish.ru/ http://www.exams.ru/ www.mingoville.com www.englishteachers.ru http://www.voanews.com/specialenglish www.openclass.ru http://www.mes-english.com/  
 
        
Дата № Тема урока Кол-во часов Используемые ресурсы Контроль Примечание
1 Вводный курс. Изучение немецкого алфавита 1 Учебник, презентация, алфавит Навыки чтения и понимания основного содержания текста, поиск необходимой информации;
2 Вводный курс. Изучение немецкого алфавита 1 Учебник, презентация, алфавит Контроль усвоения лексики по теме
3 Вводный курс. Давайте представимся 1 Учебник, презентация 4 Вводный курс. Спряжение глаголов heiBen, weiBen1 учебник Контроль навыков чтения;
5 Вводный курс. Спряжение глаголов heiBen, weiBen1 учебник 6 Вводный курс. Что они охотно делают? 1 учебник 7 Вводный курс. Что они охотно делают? 1 Учебник, презентация Проверка навыков и умений связного монологического высказывания по теме 8 Вводный курс. Что они охотно делают? 1 Учебник, презентация Контроль усвоения страноведческих навыков;
9 Вводный курс. Спряжение глаголов laufen, können1 Учебник, презентация 10 Вводный курс. Мы решаем 1 учебник Проверка навыков и умений связного монологического высказывания по теме 11 Вводный курс. Семья Лизы 1 учебник Контроль усвоения страноведческих навыков;
12 Вводный курс. Семья Лизы 1 учебник Контроль навыков оформления письма 13 Вводный курс. Спряжение глагола haben 1 карточки тесты 14 Вводный курс. Отрицание kein 1 Таблица, учебник тесты 15 Вводный курс. Моя семья 1 Контроль навыков чтения;
16 Школа 1 Контроль усвоения лексики по теме
17 Школа 1 Проверка навыков и умений связного монологического высказывания по теме 18 Школа 1 Картинки, презентация Контроль умений и навыков диалогической речи 19 Уроки. 1 Картинки, презентация 20 Уроки. 1 Картинки, презентация Контроль усвоения страноведческих навыков;
21 Уроки. 1 Контроль навыков чтения;
22 Какой у тебя учитель? 1 Контроль навыков аудирования;
23 Какой у тебя учитель? 1 24 Какой у тебя учитель? 1 картинки Контроль усвоения лексики по теме
25 Ученики 1 картинки Контроль понимания текста с помощью анализа , перевода предложений 26 Ученики 1 картинки 27 Ученики 1 Картинки, презентация 28 Где в Германии? 1 Картинки, презентация Контроль умений и навыков диалогической речи 29 Где в Германии? 1 Картинки, презентация 30 Где в Германии? 1 Учебник, презентация Контроль усвоения страноведческих навыков;
31 Все в семье 1 Учебник, презентация Контроль навыков аудирования;
32 Все в семье 1 Учебник, презентация Контроль навыков чтения;
33 Все в семье 1 34 Они живут в городе у озера 1 Контроль навыков чтения;
35 Они живут в городе у озера 1 36 Они живут в городе у озера 1 Учебник, презентация Контроль письменных умений и навыков – корректировка письма 37 Откуда они приехали? 1 Учебник, презентация 38 Откуда они приехали? 1 Учебник, презентация Контроль усвоения страноведческих навыков;
39 Откуда они приехали? 1 Учебник, презентация Контроль усвоения лексики по теме
40 Мы живем в Эссене 1 Учебник, презентация тесты 41 Мы живем в Эссене 1 Учебник, презентация Контроль навыков чтения;
42 Мы живем в Эссене 1 Учебник, презентация Контроль навыков аудирования;
43 Где мы живем? 1 Учебник, презентация 44 Где мы живем? 1 Учебник, презентация Контроль умений и навыков диалогической речи 45 Где мы живем? 1 Учебник, презентация 46 Мы едим в театр 1 Учебник, презентация Контроль навыков чтения;
47 Мы едим в театр 1 Учебник, презентация 48 Мы едим в театр 1 Учебник, презентация 49 Мебель в комнате 1 Учебник, презентация 50 Мебель в комнате 1 Контроль умений и навыков диалогической речи 51 Мебель в комнате 1 Контроль навыков аудирования;
52 Который час? 1 53 Который час? 1 карточки Контроль усвоения лексического материала
54 Который час? 1 Таблица, учебник тесты 55 День 1 Учебник, презентация Контроль навыков чтения;
56 День. Режим дня 1 Учебник, презентация Проверка навыков и умений связного монологического высказывания по теме 57 День. Режим дня 1 Учебник, презентация Контроль техники чтения, перевода, 58 День. Режим дня 1 картинки Контроль навыков аудирования;
59 Они принимают душ по утрам 1 картинки 60 Они принимают душ по утрам 1 картинки Контроль письменных умений и навыков – корректировка письма 61 Они принимают душ по утрам 1 учебник Контроль техники чтения, перевода, 62
День в Андерсво1 учебник 63 День в Андерсво1 учебник 64 Это вкусно 1 Таблица, учебник тесты 65 Это вкусно 1 Таблица, учебник тесты 66 Итоговый тест 1 тесты 67 Повторение 1 Таблица, учебник 68 Обобщающее повторение 1 Таблица, учебник