Игровые задания. На уроках по теме «Орфоэпия», «Фонетика», «Лексика и фразеология».


Игровые задания.
Русский язык считается одним из наиболее сложных учебных предметов. В изучении трудных тем огромную помощь окажут познавательные игры. Предлагаемые игровые задания по русскому языку для учащихся 5-6 классов смогут сделать уроки русского языка интересными, позволят разнообразить учебную деятельность школьников.
Эти игровые задания могут быть использованы на уроках по теме «Орфоэпия», «Фонетика», «Лексика и фразеология».
1. «Составь текст и озвучь его»
Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Даны слова: километр, помощник, свитер, средство, инструмент, щавель, украинский.  Вариант текста, составленного из предложенных слов.
Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:
- Ты чего звонишь?
- На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.
2. «Пригласи на обед»
Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. (другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении).
3. Игра «Эхо».Цель: усвоение классификации согласных.Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Один ученик громко произносит твёрдый согласный. Другой, как эхо, вторит ему потише, называя парный глухой. Если назван звонкий непарный согласный, учитель или ведущий указывает на это – ученик выбывает из игры. Побеждают те, которые в паре правильно назвали согласные.4. Игра «Конкурс пародистов».Цель: отработка умения менять тембр голоса.Объявляется конкурс на лучшего пародиста. Задание: произнести фразы из любимых мультфильмов, подражая тембру голоса героя. Зрители должны отгадать, какого героя вы пародируете.
- Фу,фу.фу! Русским духом пахнет! - Здравствуй, князь ты мой прекрасный!- Корову заведём, молоко пить будем. 5.«Собери фразеологизм»
Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова 5 фразеологических единиц. «Собери» их (всего 5) за 2 минуты.
1-я команда – как Макар свистит на языке ветер вертится в карманах куда в рукавицах канул телят в воду не гонял ежовых.
(куда Макар телят не гонял; в ежовых рукавицах; вертится на языке; свистит ветер в карманах; канул в воду)
2-я команда – расхлёбывать следы глядя в пятки баклуши на ночь заметать душа уходит бить кашу.
(расхлёбывать кашу; бить баклуши; заметать следы; на ночь глядя; душа уходит в пятки)
6. «Собери пословицу»
1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.
2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).
3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.
4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.
5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.
Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.
7. Акростих
Задача: К данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определенной буквы.
К Кануть в лету
О Обетованная земля
С Сорвать маску
М Мозолить глаза
О От доски до доски
С Сбросить иго
8. Переводчик
Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова.
1. Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:
Око - (глаз).Зеница - (глаз, зрачок).
Чело - (лоб).Рамо — (плечо, множественное число -рамена).Выя - (шея). Длань - (ладонь).
Чрево - (живот).Шуйца - (левая рука).
Перст - (палец).Десница - (правая рука).
Перси - (грудь).Чресла - (поясница, бедро).
Вежды - (веки).Челюсть - (лицо, образовано от чело + уста).
Ланиты — (щёки).Рыло — (то же, что лицо).
Уста - (губы).Пясть - (ладонь с пальцами).
2.Слова, приведенные ниже, охотно употребляли наши предки. Явления ипредметы, обозначаемые ими, до сих пор существуют в нашей жизни. А как жеони называются?
Мыльня — (баня).Всеградник — (космополит).
Ветродуй - (вентилятор).Представщик - (актер).
Самодвйг - (автомат).Ошейник - (галстук).
Звонознание - (акустика).Скоропись - (стенография).
Единопродавство - (монополия).Любомудр - (философ).
9. Замени фразеологизмом
Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.
возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).
10. Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.
а) устатьб) перекусить в) мешать г) победить, превзойти 1) заткнуть за пояс2) заморить червячка3) волочить ноги4) вставлять палки в колёса
11.Найдите фразеологизмы-синонимы.
Бить баклуши – Водить за нос – Зарубить на носу – С гулькин нос –
Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.
 12. Кроссворд “Фразеологизмы”.
– Какие слова пропущены в этих выражениях? Подсказка: эти слова – имена прилагательные, числительные.
По горизонтали:
1.Горе … . 6. По … велению. 7. … вопрос. 9. Во всю … . 12. … строка. 13.Через час по … ложке. 14. … верста. 18. … угол. 20. Вывести на … воду. 21. … труд. 22. Глаза на …месте. 23. … тетеря.
По вертикали:
2. … слёзы. 3. Плясать под …дудку. 4. С … нос. 5. Отложить в … ящик. 8. … доля. 10. Шут … . 11. … коню в зубы не смотрят. 15. На … небе. 16. … память. 17. На … ногу. 19. Избушка на … ножках.

13. Работа с текстом
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном тексте?
На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.
14. Игра «Помоги Пете Ошибкину»
Например:
1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?
3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?
4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.
5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?
6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?
7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?
8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?
9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?
15. Игра «По щучьему велению»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.
Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др. 
16. «Снежный ком».Цель: учиться строить предложение согласно нормам русского литературного языка.Группе ребят предлагается вытянуть билет с одной буквой. Задание состоит в том, чтобы составить предложение, слова в котором начинались бы на эту букву. Каждый член группы добавляет своё слово, а за 10 секунд до окончания работы ребята корректируют предложение.(Например: С середины среды серебряный снег с севера сыпался совершенно спокойно.)