Литературная гостиная для учащихся 8-9 классов на тему: Человек любящий божественнее человека любимого.


«Человек любящий божественнее человека любимого» Платон.
(Литературно-музыкальная гостиная по литературе в 7-8 классах)
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей №8 город Тында Амурской области.
Цель мероприятия: показать образ женщины-матери в искусстве.
Задачи:
обучающие:
формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся, умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление;
показать ученикам образ женщины в произведениях художественной литературы, живописных полотнах древних и современных художников;
познакомить учащихся с великими музыкальными творениями Шуберта, Шопена, Альбинони.
Развивающие:
совершенствовать речь учащихся для их успешного обучения и адаптации в обществе;
развивать навыки выразительного чтения и речевого этикета.
Воспитывающие:
воспитывать у учащихся эстетический вкус;
прививать учащимся любовь к матери, прославить Женщину-мать;
показать нравственные истоки, которые вдохновляли писателей, поэтов и художников для создания шедевров искусства;
прививать интерес и любовь учащимся к литературе, музыке и живописи.
Цели для учителя:
организовать и сконструировать учебно-познавательную деятельность с гарантированным достижением цели;
использовать индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения;
соединить теорию и практику;
создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу.
Цели для ученика:
показать знания, приобретенные в процессе самостоятельной подготовки индивидуального задания;
расширить и углубить знания о мировой культуре и литературе;
«вынести» новое от «зацепившего» образа;
формировать навыки монологической речи;
выработать навыки простейших обобщений.
Наглядность:
выставка книг о матери;
портреты писателей и поэтов;
репродукции картин « Казанская Божья Матерь», « Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком») Леонардо да Винчи, «Мадонна Конестабиле» Рафаэля, «Мадонна с младенцем» П. Перуджино, «Кающаяся Мария Магдалина» Тициан, «Мадонна с младенцем под яблоней» Кранах Старший Л., «Мадонна с младенцем» РоберКампен, «Мама» Пластов, «Мадонна с младенцем» Джованни Беллине, образ нашей современницы на полотнах художника А. Шилова, репродукции Петрова-Водкина и другие репродукции древних и современных художников;
видео и фотоматериалы;
Мультимедиа
Эпиграф : Когда в тебе клеймят и женщину, и мать -
За миг, один лишь миг, украденный у счастья,
Безмолвствуя, храни покой бесстрастья, -
Умей молчать!
И если радости короткой будет нить,
И твой кумир тебя осудит скоро
На гнёт тоски, и горя, и позора,-
Умей любить!
И если на тебе избрания печать,
Но суждено тебе влачить ярмо рабыни,
Неси свой крест с величием богини, -
Умей страдать!
Мирра Лохвицкая.
Ведущий:
Наша литературно-музыкальная гостиная «Умей любить» посвящена образу Женщины-матери. Мы хотим еще раз прославить женщину-мать, сказать о ней теплые и нежные слова. Почему? Потому что у женщины много достоинств: она завоевала право выбирать любую профессию, руководить огромными предприятиями, быть наряду с мужчинами в правительстве. Но у женщины есть особенная миссия на Земле, которая целиком принадлежит только ей одной - быть матерью.
Только женщина может стоять у колыбели, бороться с любыми напастями, защищая огонек новой жизни, вводить маленького человека в большой мир и помогать сделать ему там первые шаги. Именно это всегда вдохновляло поэтов, писателей, художников на создание образа матери при помощи слова, мазка, цвета и звука. Древние и современные художники из разных стран мира воспели самое святое на земле – МАТЬ. Именно Дева Мария, мать Иисуса, стала покровительницей всех матерей мира.
(Учащиеся рассматривают репродукции, тихо звучит мелодия «Аве Мария» композитора Шуберта)
1-й ученик.
( Чтение отрывка из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант». Во время чтения на экране появляются репродукции картин известных художников с изображением женщины-матери)«…Ребенок родился в богатой семье в глухую полночь. Молодая мать лежала в глубоком забытьи, но, когда в комнате раздался первый крик новорожденного, тихий и жалобный, она заметалась с закрытыми глазами в своей постели. Ее губы шептали что-то, и на бледном лице с мягкими, почти детскими еще чертами появилась гримаса нетерпеливого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе.
Бабка наклонилась ухом к ее что-то шептавшим губам.
- Отчего… отчего это он? – спрашивала больная едва слышно.
Бабка не поняла вопроса. Ребенок опять закричал. По лицу больной пробежало отражение острого страдания, как у балованного ребенка, испытывающего непривычное горе.
-Отчего… отчего?- по-прежнему шептали ее губы. На этот раз бабка поняла вопрос и спокойно ответила:
-Вы спрашиваете, отчего ребенок плачет? Это всегда так бывает, успокойтесь.
Но мать не могла успокоиться. Она вздрагивала каждый раз при новом крике ребенка и все повторяла с гневным нетерпением:
-Отчего…так…так ужасно?
Бабка не слыхала в крике ребенка ничего особенного и, видя, что мать и говорит точно в смутном забытьи и, вероятно, просто бредит, оставила ее и занялась ребенком.
Юная мать смолкла, и только по временам какое-то тяжелое страдание, которое не могло вырваться наружу движением или словами, выдавливало из ее глаз слезы. Они просачивались сквозь густые ресницы и тихо катились по бледным, как мрамор, щекам.
Быть может, сердце матери почуяло, что вместе с новорожденным человеком явилось на свет темное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы. Как бы то ни было, ребенок родился слепым».
2-й ученик.
( Продолжение чтения отрывка из повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант», на экране демонстрируются слайды с репродукциями)
«…Сначала никто этого не заметил. Мальчик глядел тем тусклым взглядом, каким глядят до известного времени все дети. Мать, успевшая оправиться, первая с беспокойством заметила странное выражение детского лица, остававшегося неподвижным и как-то не по-детски серьезным…
Молодая женщина смотрела на людей, как испуганная горлица, и спрашивала:
-Скажите мне, отчего он такой?
-Какой? – равнодушно спрашивали посторонние. – Он ничем не отличается от других детей такого возраста.
- Посмотрите, как странно ищет он что-то руками…
-Дитя не может еще координировать движений рук с зрительными впечатлениями,- ответил доктор.
-Отчего же он смотрит в одном направлении?.. Он… он слеп?- вырвалось вдруг из груди матери страшная догадка, и никто не мог ее успокоить.
Доктор взял ребенка на руки, быстро повернул к свету и заглянул в глаза. Он слегка смутился и, сказав несколько незначащих фраз, уехал, обещая вернуться дня через два.
Мать плакала и билась, как подстреленная птица, прижимая ребенка к своей груди, между тем, как глаза мальчика смотрели все тем же неподвижным и суровым взором.
Доктор, действительно, вернулся дня через два, захватив с собой офтальмоскоп. Он зажег свечку, приближал и удалял ее от детского глаза, заглядывая в него и, наконец, сказал со смущенным видом:
-К сожалению, сударыня вы не ошиблись… Мальчик, действительно, слеп и притом безнадежно…
Мать выслушала это известие со спокойной грустью…»
-Я знала давно,- сказала она тихо». ( Во время чтения отрывков из повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант» на экране появляются репродукции картин «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи, «Мадонна» Ботичелли, «Мадонна с младенцем» Рафаэля)
Ведущий: Только женщина-мать, выносившая своего ребенка, способна интуитивно по первым его крикам при рождении почувствовать горе и боль малютки. Мать слепого мальчика из повести Короленко по-матерински понимает, что вместе с новой жизнью родилось и неизбывное горе-несчастье: ребенок лишен видеть самое простое вокруг нас, он лишен половины человеческой радости – зрения. Трепетное, нежное отношение матери к своему ребёнку, стремление во что бы то ни стало спасти жизнь своему сыну показано в книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».
3-й ученик.
( Чтение отрывка из книги С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»)
«…Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием…
Я иногда лежал в забытьи, в каком-то среднем состоянии между сном и обмороком: пульс почти переставал биться, дыхание было так слабо, что прикладывали зеркало к моим губам, чтобы узнать, жив ли я; доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть: доктора по несомненным медицинским признакам, а окружающие - по несомненным дурным приметам. Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не покидала. «Матушка Софья Николаевна не один раз говорила, как я сам слышал, преданная ей душою дальняя родственница,- перестань ты мучить свое дитя , ведь уж и доктора, и священник сказали тебе, что он не жилец. Покорись воли божией: положи дитя под образа, затепли свечку и дай его ангельской душеньке выйти с покоем из тепла. Ведь ты только мешаешь ей и тревожишь ее, а пособить не можешь…».
4-й ученик. (Продолжает чтение)
«Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что покуда искра жизни тлеет во мне, она не перестанет делать все, что может для моего спасения, - и снова клала меня бесчувственного в крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или бульону, целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками, а, если и это не помогало, то наполняла легкие мои своим дыханием – и я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и говорить, и даже поправлялся на некоторое время. Так бывало не один раз…»
«Я приписываю мое спасение неусыпному уходу, неослабному уходу, безграничному вниманию матери. Постоянно нуждаясь в деньгах, мать перебивалась с копейки на копейку, но доставала старый рейнвейн в Казани, за 500 верст, за неслыханную тогда цену. В городе Уфе не было тогда так называемых французских белых хлебов – и каждую неделю, т.е. каждую почту, щедро вознаграждаемый почтальон привозил из той же Казани по 3 белых хлеба. Я сказал об этом для примера; точно то же соблюдалось во всем. Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни; едва он начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием собственной жизни, собственного дыхания».
Ведущий.
Кто как не мать может вести такую самоотверженную борьбу за жизнь своего ребенка, о многом забывая, но о нем помня всегда, и ночью, и днем, каждый час, каждую минуту, каждую секунду. Об этом рассказывает стихотворение А.Н. Майкова «Мать»
( Фоном звучит «Ноктюрн» Шопена, новые репродукции картин появляются одна за другой)
5-й ученик.
Бедный мальчик! Весь в огне,
Все ему неловко!
Ляг на плечико ко мне
Прислонись головкой!
Я с тобою похожу…
Подремли, мой мальчик,
Хочешь, сказочку скажу:
Жил-был мальчик с пальчик…
Нет! Не хочешь?.. Сказки - вздор!
Песня лучше будет…
Зашумел сыр-темен бор,
Лис лисичку будит;
Во сыром-темном бору…
Задремал мой крошка!..
Я малинки наберу
Полное лукошко…
Во сыром-темном бору…
Тише!.. Засыпает…
Словно птенчик, все в жару
Губки открывает…
Отклони удар, уйди,
Смерть, с своей косою!
Мать дитя с своей груди
Не отдаст без бою!
Заслонит средь всех тревог
Всей душой своею
Жизни чудный огонек,
Что затеплен ею.
Ведущий проводит аутотренинг:
А сейчас давайте немного отдохнём. Сядьте, расположитесь комфортно. Вспомните любимый уголок природы. А теперь мысленно обратите свой взор к лазури неба. Представьте себе, что в безбрежном космосе плывет наша Земля. В лицо веет свежестью. Вы ощущаете приятную истому. Невесомость. Легкость. Аромат цветущих лесов и полей. В душе умиротворение. Сердце бьется ритмично, дышится легко. Мы отдыхаем в голубой синеве. Звездные дали вдохновляют нас. Мы внутренне ощущаем красоту мира. Мы отдохнули, успокоились. Наши силы восстановились. Мы чувствуем радость жизни… (на экране появляются красивые пейзажи и звучит релаксирующая музыка).
Ведущий.
Мы продолжаем наше путешествие в мир прекрасного. А вот герой повести Л.Н. Толстого «Детство» называет свою маму «матушкой». Он здоров и весел, у него есть замечательный старший брат, сестренки, любимый учитель. Но всех дороже ему матушка.
6-й ученик.
«Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в то время, мне представляются ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на ее шее, немного пониже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня…»
7 - й ученик.
«Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни, я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица; если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
Поздоровавшись со мною, maman взяла обеими руками мою голову и откинула ее назад, потом посмотрела пристально на меня и сказала:
- Ты плакал сегодня?
Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по-немецки спросила:
-О чем ты плакал?
Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке, который знала в совершенстве.
- Это я во сне плакал, maman, - сказал я…»
Ведущий.
По звучанию и настроению описание материнской ласки и нежности в повести Л.Н. Толстого перекликается с четверостишием Ф.И. Тютчева:
Твой милый образ незабвенный
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…
У писателя И.А. Бунина тоже есть стихотворение, посвященное женщине-матери. Оно так и называется «Мать».
8 - й ученик.
И дни и ночи до утра
В степи бураны бушевали,
И ветки снегом заметали,
И заносили хутора.
Они врывались в мертвый дом,
И стекла в рамах дребезжали,
И снег сухой в старинной зале
Кружился в сумраке ночном.
Но был огонь – не угасая,
Светил в пристройке по ночам,
И мать всю ночь ходила там,
Глаз до рассвета, не смыкая.
Она мерцавшую свечу
Старинной книгой заслонила
И, положив дитя к плечу,
Все напевала и ходила…
Ведущий.
Мать стремится укрыть от бури и непогоды свое дитя. Но смысл стихотворения гораздо глубже: пока есть Мать на Земле, не страшно человеку: она затеплит огонек среди мрака ночи, не даст заблудиться и пропасть, поможет, закроет от беды, отогреет твою душу. Добрые, нежные слова о своей матери говорил композитор С.С. Прокофьев. Он вспоминал о том, что мать первой открыла его талант и постоянно его развивала.
9-й ученик.
«Музыкальные склонности начали проявляться рано, вероятно, года в четыре. Музыку в доме я слышал от рождения. Когда вечером укладывали спать, а спать не хотелось, я лежал и слушал, как где-то вдалеке, за несколько комнат, звучала соната Бетховена. Занятия на рояле мать начинала с упражнений. Вот тут и я старался примоститься к клавиатуре. Мать иной раз отводила в мое пользование две верхних октавы, по которым я выстукивал свои детские эксперименты. Довольно варварский ансамбль, на первый взгляд, но расчет матери оказался правильным, и вскоре « дитя» стало подсаживаться к роялю самостоятельно, пытаясь что-то подбирать.
Мать обладала педагогической жилкой. Незаметно она старалась направить меня и объяснить, как надо пользоваться инструментом.
…Слушание музыки и импровизирование за клавиатурой привели к тому, что я стал подбирать самостоятельные пьески».
10-й ученик.
…Родители обращали внимание на общее образование ребенка. Одним из пунктов программы было раннее знакомство с языками.
…Выяснилось, что есть специальная контора в Варшаве, связанная непосредственно с Парижем. Эта контора помогла подобрать учительницу французского языка во Франции. Недолго думая, мать села в поезд и отправилась в Варшаву. Это составляло тысячу километров, но образование сына было дороже. Семья Прокофьевых жила в степной глуши, на юге России.
«…К моему музыкальному развитию мать относилась с большим вниманием и осторожностью. Главное - поддержать в ребенке интерес к музыке и, сохрани Бог, не оттолкнуть его скучной зубрежкой. Отсюда: на упражнения как можно меньше времени и как можно больше на знакомство с литературой. Точка зрения замечательная, которую надо бы, чтобы мамаши помнили…
…Первое время, т.е. когда мне было семь лет, мать занималась по двадцать минут в день, тщательно следя, чтоб никогда не передерживать меня сверх урочного времени…»
(Фоном во время чтения звучит музыка С.С. Прокофьева)
Заключительное слово учителя.
В финале мероприятия звучит «Адажио» Альбинони для саксофона.