Сценарий мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы Пушкинский венок Георгия Свиридова


Музыка Георгия Свиридова –Истинная русская душа,Хоть такой никто ее не видывалПотому, что слишком хороша.Но дано то Мастеру услышатьИ об этом в звуках рассказать,   В них любовь божественная дышитИ поет младенцу песню мать.В них просторы вольные печальныВ сумраке поля, в забвенье лес,Но несет надежду звук хрустальный  И светлеет всё же край небес... ( Е. Щетинина)
Георгий Свиридов не нуждается в особом представлении для читателей, тем более для любителей музыки. Ведь не надо усилий, чтобы вызвать в памяти знакомую мелодию, известный с детства звуковой образ, ассоциацию. Она воспринимается как некое природное, точнее, соприродное явление, как неотъемлемая часть ландшафта России. «У Свиридова. — говорил композитор Валерий Гаврилин, - по-естественному, чем жизнь вся держитс, - говорил композитор Валерий Гаврилин, - по-естественноому, чем жизнь вся держится».
Музыка Свиридова живет собственной жизнью. Далеко не каждый человек, смотрящий новости по ОРТ, знает имя автора звуковой заставки к программе «Время», этой музыки с повелительным наклонением «Время, вперед!», ставшей символом нашей стремительной эпохи.
(отрывок из музыки «Время вперед»)
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в спепной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть.
С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
В 1929 году он поступил в класс фортепиано местной, музыкальной школы. Через три года Свиридов окончил школу и приехал в Ленинград, чтобы продолжить занятия музыкой. Он начал учиться на фортепианном отделении Центрального музыкального техникума.
В Ленинграде семнадцатилетний юноша узнал много нового. Он впервые в жизни побывал в оперном театре и на симфоническом концерте. Но главным открытием было то, что, оказывается, можно учиться сочинять музыку и что в музыкальном техникуме существует даже специальное композиторское отделение. Свиридов задумал перейти туда. Он написал две фортепианные пьесы и в мае 1933 года был принят в класс композиций профессора М. А. Юдина. С необычайным рвением новый студент начал наверстывать упущенное. Уже через месяц упорной работы им было представлено первое сочинение. 
В конце 1935 года Свиридов заболел и уехал на время в Курск. Там он написал шесть романсов на слова Пушкина «Роняет лес ветряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры». Этот цикл принес молодому композитору первый успех и известность.
Романсы эти быстро приобрели популярность, обратили на себя внимание певцов. Их часто стали исполнять, особенно в 1937 году, когда страна наша отмечала 100-летие со дня гибели А.С.Пушкина.
1.В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине,» - писал Г. Свиридов.
2. Духовная близость между композитором и поэтом не случайна. Искусство Свиридова также отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствует себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под ее небом. В самой жизни Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры.
Вся жизнь Г. В. Свиридова была как бы окружена Пушкиным: с Пушкина Свиридов начался как музыкант, и им же закончил.
Свиридов вошел в музыку в 19 лет, будучи студентом музыкального техникума им. М. П. Мусоргского в Ленинграде. Вошел с циклом ставших теперь классикой пушкинских романсов. Именно эти пушкинские романсы («Роняет лес багряный свой убор», «Зимняя дорога», «К няне», «Зимний вечер», «Предчувствие», «Подъезжая под Ижоры») открыли прекрасное вокально-поэтическое дарование Георгия Свиридова, принесли ему первый успех и известность. Эти романсы «пришли» в вокальные классы Ленинградской консерватории раньше, чем в нее пришел учиться Свиридов! (в 1936 г. Свиридова принимают в члены Союза советских композиторов. Тогда же он поступает в Ленинградскую консерваторию).Через двадцать лет (в 1954-55 годах) Георгий Васильевич пишет на стихи А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (Александра Одоевского, Федора Глинки, Вильгельма Кюхельбекера, Кондратия Рылеева, Александра и Михаила Бестужевых) ораторию «Декабристы» («Во глубине сибирских руд»). Это произведение о России, о судьбе ее народа, о традиции ее первых революционеров, о надежде на будущее обновление. Позже им написаны романс «Ворон к ворону летит» и музыка к спектаклю «Руслан и Людмила».
Говоря о музыкальной пушкиниане Г. В. Свиридова, нельзя не сказать особо о его симфоническом произведении истинно пушкинской прелести – о созданных им в 1964 году музыкальных иллюстрациях к спектаклю (кинофильму) по повести А. С. Пушкина «Метель». К этому спектаклю он написал такие произведения: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание».
Вершиной свиридовской музыкальной пушкинианы стал написанный им в 1979 г. «Пушкинский венок» - десять хоров, в которых нельзя не ощутить не только дух великого поэта, но и могучую личность Пушкина.
Итак, первым значительным, талантливым сочинением Свиридова, считавшего поэзию Пушкина, по его собственному признанию, своей неизменной духовной опорой, стал цикл из шести романсов на стихи великого поэта.
Именно пушкинские романсы явились началом творческой самостоятельности и творческого взлета Свиридова – тогда еще учащегося музыкального техникума.
«Многие истинно талантливые люди создают сочинения, удивляющие своей ранней зрелостью. Это как бы творческий итог первых жизненных впечатлений. В них юношеская непосредственность соседствует с законченным мастерством. Именно таков цикл романсов, написанных девятнадцатилетним Свиридовым на слова А. С. Пушкина».
Выбор стихотворений, составивших этот вокальный цикл, весьма примечателен. Это лирика философского характера, стихи-размышления; почти в каждом из них звучат гражданские мотивы. Значительная роль так же принадлежит образам природы, русскому пейзажу.
Открывает цикл романс «Роняет лес багряный свой убор» - монолог, вводящий в атмосферу печальных раздумий. Именно размышление является той ключевой точкой, от которой берут начало все остальные романсы  «Роняет лес багряный свой  убор» 
начало стихотворения «19 октября», которое было написано  А. С. Пушкиным в 1825году в  день лицейской годовщины, Оно  передаёт мысли и чувства поэта,  которые владели им во время  пребывания в глухой северной  деревне, вдали от друзей и  близких. Глубокую печаль,тоску  одиночества услышал Свиридов  в стихах и именно на этом  и сосредоточился,взяв  только  первые шестнадцать строк, концентрирующие  основное настроение. Это монолог , связанный с осенним пейзажем, воплощает томительное одиночество, печальные раздумия.
Звучит романс
Три последующих романса: «Зимняя дорога»; «К няне»; «Зимний вечер» - посвящены той же теме, но выдержаны в колорите сумрачных, холодных красок зимнего пейзажа. В пятом романсе « Предчувствие» («Снова тучи надо мною»), с его сосредоточенным суровым характером , впервые возникает женский образ и, хотя это и прощание с любимой, все же здесь мелькает неожиданный огонек надежды, рождаются былые весенние чувства. А последний романс – «Подъезжая под Ижоры» – переводит слушателя из грустного круга печальных и сосредоточенных раздумий в мир деятельный, жизнерадостный, искрящийся юмором и молодым весельем. 
Звучит романс
Способность глубоко и тонко почувствовать стихотворный текст по-своему, но и в полном соответствии с его характером и стилем воплотить в музыке, в форме удивительно ясной, простой и лаконичной – вот что характеризует уже первый вокальный цикл Свиридова и что стало важной особенностью творчества композитора.
Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Образный мир пушкинской поэзии вновь привлекает композитора и вдохновляет его на создание прекрасной музыки. Необыкновенно поэтична музыка к телефильму «Метель» (1974) по Пушкину. Даже не глядя на экран, а только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который весь разворачивается на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущаются какие-то трагические предчувствия. Цикл музыкальных иллюстраций к «Метели» состоит из девяти картин, которые следуют сюжету произведения («Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога»). «Задача композитора совсем не в том, чтобы приписать мелодию, ноты к словам… — отмечал Свиридов.
 Автор шаг за шагом следует за поэтом, создавая «метельные» взлёты и падения, бережно сохраняя традиции пушкинской эпохи, придавая ей ещё больше одухотворённости своей необыкновенной музыкой. Начало иллюстрации «Тройка» - быстрое, резкое, музыка захватывает тебя. Сразу представляется тройка лошадей, бегущая по лесу или средь широкого поля. Продолжение мелодии спокойное, похожее на мирный бег лошадки. Под эту музыку ярче всего видится картина , когда Маша едет в церковь на тройке, присланной Владимиром. 
Наиболее известной и яркой иллюстрацией к повести является «Романс», который использовался для более глубокого погружения в мир чувств героев: в нём переживания и сомнения Маши, когда она собирается покинуть родительский дом; её скорбь по погибшему Владимиру и умершему отцу; печаль, вызванная неопределённостью дальнейшей судьбы. («Романс» начинается тревожно, но в умеренном темпе, потом мелодия сходит на нет. И на пиано начинается главная тема, исполняемая скрипкой. Музыка помогает глубоко погрузиться в чувства героев.
Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчание». А сразу ставший популярным и часто исполняемым «Романс» внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то роковыми предчевствиями приближает его к развернутой симфонической поэме.
Подтекстом пушкинской «Метели» является тема Отечественной войны 1812 года: Владимир умирает от ран, полученных в Бородинском сражении; Бурмин возвращается героем. Музыкальная иллюстрация «Военный марш» прекрасно воссоздаёт атмосферу исторической эпохи и позволяет учащимся глубже ощутить «упоительный восторг» того «незабвенного», «блистательного времени», когда «сильно билось русское сердце при слове отечество», оттого, что «война со славою была кончена». 
Наиболее известной и яркой иллюстрацией к повести является «Романс», который использовался для более глубокого погружения в мир чувств героев: в нём переживания и сомнения Маши, когда она собирается покинуть родительский дом; её скорбь по погибшему Владимиру и умершему отцу; печаль, вызванная неопределённостью дальнейшей судьбы. ( «Романс» начинается тревожно, но в умеренном темпе, потом мелодия сходит на нет. Музыка помогает глубоко погрузиться в чувства героев.
Просмотр отрывка из фильма «Метель»
В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.
Свиридов – это человек, который на своем этапе утвердил русскую культуру, русскую мысль, русский характер, русскую духовность в современном искусстве. Он говорил о своем творчестве: « Моя музыка- некоторая маленькая свеча из «телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней»