Сущность деятельности педагога дополнительного образования детей

Содержания и методики деятельности педагога дополнительного образования
Голубева З.А.-
Педагог доп. образования МБОУ ДОД ЦРТДЮ
Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность детского творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и специальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.
Анализ массовой практики деятельности детских объединений дополнительного образования показывает, что взаимодействие педагога с детьми сводится зачастую к примитивному «натаскиванию»: учащимся дается необходимый объем практических умений и минимум теоретических знаний, что позволяет руководителю воплощать в детских работах собственные творческие замыслы. Педагогические проблемы в таком случае остаются за рамками интересов педагога, а возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям в пределах учебного кабинета образовательного учреждения.
Преодолеть «профильную однобокость» в работе с учащимися и организовать полноценный образовательный процесс позволят тщательно продуманное содержание, разнообразие методов и форм учебной работы, системно организованный «внеучебный» процесс.
Содержание начального этапа деятельности детского творческого объединения дополнительного образования детей.
Особое место в организации такого объединения занимает начальный этап работы с детьми и родителями, который включает комплектование детского объединения и первые занятия.
Комплектование состава детского объединения
Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий запись, организацию рекламы, организационное собрание и оформление необходимой документации.
Организация предварительной записи
Предварительную запись в детское объединение нужно начинать уже в июне, т.е. примерно за 3 месяца до начала учебного года.
Предварительная запись ориентирована на самостоятельный выбор и оформление необходимых данных ребенком, родителями (законными представителями) ребёнка, который возможно, впервые пришел в учреждение дополнительного образования.
информацией о детском объединении (полное название детского объединения, краткая справка о детском объединении когда создано, какие имеет достижения) и педагоге (фамилия, имя, отчество; уровень профессиональной подготовки и квалификации; уровень и профиль образования; стаж педагогической работы; опыт работы в профессиональной сфере; награды и звания);
специально оформленной тетрадью или альбомом для внесения в нее необходимых данных о ребенке, к которым относятся: его фамилия и имя, образовательное учреждение (детский сад или школа), класс или возраст, домашний телефон и адрес;
карандашами или ручками.
При предварительной записи сообщаются:
а) информация о любых ограничениях для записи детей в детские объединения (возрастных, медицинских, организационных);
б) дата и время для предварительных консультаций с педагогом;
в) дата и время проведения Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.
Организация рекламы детского объединения
Реклама детского объединения (учреждения) дополнительного образования может быть наглядной и устной и иметь следующие формы.
1. Наглядная реклама:
информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др.;
рекламная афиша (развешивается в образовательных, и культурно-досуговых учреждениях района, на подъездах жилых зданий и т.д.);
рекламная листовка (распространяется в образовательных учреждениях района, а также через почтовые ящики жилых зданий);
рекламная выставка работ воспитанников детского объединения (в основном помещении учреждения дополнительного образования детей или передвижной вариант);
рекламный концерт воспитанников детского объединения (в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района).
2. Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях района и округа.
Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содержать следующую информацию:
- полное название учреждения дополнительного образования детей;
- название детского объединения;
- краткое содержание его деятельности;
- правила приема в детское объединение (возраст детей, уровень подготовки);
- точный адрес и проезд;
- телефон для справок;
- дни и часы записи и консультаций;
- на какой основе платной или бесплатной проводятся занятия.
Массовая запись в детские объединения
Массовая запись в детские объединения проводится, как правило, в начале учебного года (первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:
- массовую агитацию детей в образовательных учреждениях;
- развешивание афиш;
- организацию и проведение Дня открытых дверей детского объединения (учреждения) дополнительного образования.
День открытых дверей представляет собой своеобразный праздник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их число входят:
массовая запись в детские объединения;
встреча и консультации с педагогом (педагогами);
реклама деятельности детского объединения;
организация выставок работ воспитанников детских объединений;
проведение мини-концертов воспитанников детских объединений;
организационное собрание детского объединения;
дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттракционы, просмотр мультфильмов, компьютерные игры и т.д.).
Организационное собрание и необходимые документы
Следующим шагом в организации деятельности детского объединения является проведение организационного собрания детского объединения первой встречи педагога со своими будущими воспитанниками.
На этом собрании в доступной для детей и родителей форме не обходимо познакомить:
с общим содержанием образовательной программы;
с перспективами на текущий учебный год;
с расписанием занятий, согласовав при этом удобное время для всех время;
с правилами поведения в учреждении и детском объединении*
с требованиями к форме одежды;
сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.
Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшой концерт воспитанников и педагога.
На организационном собрании нужно попросить детей или родителей заполнить заявления-анкеты, которые являются в настоящее время необходимыми документами при приеме в детское объединение.
Следующий важный этап организации деятельности детского объединения формирование учебных групп и составление расписания занятий .
Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:
- по возрасту;
- по уровню подготовки в данном виде деятельности;
- по уровню развития базовых способностей к данному виду деятельности (по итогам предварительной проверки);
- по выбору детьми времени удобного для занятий (если в детском объединении используется методика работы со смешанным детским коллективом).
Количество учащихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:
с уставом учреждения дополнительного образования;
санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности ;
региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования детей;
образовательной программой детского объединения.
По итогам этого этапа работы педагог дополнительного образования составляет два документа, которые вместе с образовательной программой детского объединения являются основанием для открытия детского объединения и определения педагогической нагрузки педагога списки учебных групп и расписание занятий.
Первые занятия
Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.
В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
1) создать у детей положительный настрой на занятия в кружке, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2) познакомить ребят с образовательной программой, правила ми работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
3) познакомить детей с учреждением, структурным подразделением и детским объединением;
4) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
5) получить необходимую информацию друг о друге;
6) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое» и др.).
Результат этого этапа занятия:
· дети знакомы друг с другом,
педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное детское объединение.
Второй этап занятия рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
разъяснение детям целей и задач детского объединения, со держания его образовательной программы,
описание содержания и результатов первого года занятий,
объяснение основных этапов овладения мастерством,
рассказ о достижениях детского объединения в целом и его от дельных воспитанников,
знакомство детей со знаками отличия членов детского объединения и условиями их получения,
рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение знаний и умений).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
выставка детских творческих работ;
стенгазета или рукописный журнал;
альбом-летопись детского объединения;
фотографии, слайды и видеофильмы;
знаки отличия кружковцев;
награды детского объединения и его воспитанников;
выставка книг и периодической печати;
информационный стенд.
Следующий этап занятия выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
тесты или тестовые задания;
конкурсы и соревнования;
познавательные игры;
выполнение практической работы или творческого задания.
В детских объединениях прикладного характера можно попросить ребят принести из дома свои поделки.
Результаты этого этапа занятия станут в последующем основанием для:
внесения корректив в образовательную программу;
разработки индивидуальных заданий;
объединения детей в подгруппы и звенья для выполнения коллективной работы.
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс: познакомить ребят с первым этапом организации работы или какими-либо инструментами, материалами.
Хорошим завершением первого занятия станет экскурсия по учреждению дополнительного образования и его территории.
Обязательными объектами такой экскурсии должны стать:
выставочный зал и музей учреждения,
кабинеты администрации учреждения,
детские объединения сходного профиля (профильное структурное подразделение);
актовый зал;
игротека (если есть);
туалеты для мальчиков и девочек;
раздевалка.
Второе учебное занятие детского объединения необходимо начать с деятельности по формированию детского коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей членов детского объединения;
обсуждения правил поведения в учреждении и детском объединении дополнительного образования;
выбор детского актива;
распределение разовых и постоянных поручений;
формирование системы передачи информации. Результатом этого этапа занятия является:
- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
- понимание детьми взаимной ответственности;
- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
- начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующий этап занятия собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы.

Содержание учебной деятельности детского объединения
Содержание учебной деятельности обязательно должно включать два взаимодополняющих направления: теоретическую и практическую подготовку детей в определенном виде творческой деятельности.
Теоретическая подготовка является одной из важнейших составляющих подготовки детей в определенном виде творческой деятельности: именно в процессе изучения теории данного учебного предмета учащиеся имеют возможность получить максимум информации, не только расширяющей их общий и специальный кругозор, но и позволяющей на определенном этапе обучения перейти с репродуктивного уровня работы к самостоятельной деятельности, а затем на продуктивный (творческий) уровень.
Несомненно, теоретическая подготовка детей для педагога дополнительного образования значительно сложнее в организации, которая предполагает следующие действия (шаги):
в содержании учебного предмета нужно выделить наиболее значимый в образовательном процессе материал (так как переизбыток информации также вреден для восприятия ребенком, как и недостаток);
отобранное содержание затем продуманно «дозируется* для каждого учебного занятия в строгой последовательности его изучения;
необходимо «перевести» профессиональное содержание изучаемого предмета в доступную для детей данного возраста информацию, при этом не допуская примитивизма (т.е. полной замены специальной терминологии другими «понятными для детей» словами);
следует подобрать (или изготовить самостоятельно) необходимые дидактические пособия, позволяющие сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной, эффективной и результативной без увеличения ее продолжительности;
регулярное возвращение к изученному теоретическому материалу с целью активизации в памяти учащихся необходимых знаний.
Некоторые наиболее важные аспекты содержания теоретической подготовки учащихся детского объединения дополнительного образования:
основные этапы истории становления и развития данного вида деятельности, его современное состояние;
направления и стили, жанровое разнообразие;
выдающиеся деятели прошлого и настоящего;
специальная терминология;
инструменты и материалы;
основные технические приемы, технология;
требовании и правила, принятые в данном виде деятельности;
возможности получения профессиональной подготовки;
области применения полученных знаний и умений.
Зачастую педагоги-практики затрудняются в «разделении» теоретической и практической подготовки учащихся, ведь все, что детям объясняют, они, естественно, сразу же применяют в своей самостоятельной работе. Попробуем дать один практический совет: ус ловно к теоретической составляющей учебной деятельности (учебного занятия) можно отнести все, что рассказывает и показывает сам педагог, а к практике все, что самостоятельно делают дети.
Методика теоретической подготовки. Для того чтобы сделать теоретическую подготовку учащихся детского объединения дополнительного образования максимально результативной и эффективной, необходимо:
1) выделить из достаточно большого объема теоретических знаний, имеющегося в каждой области творческой деятельности, только самое необходимое для обучения детей (постарайтесь не «перегружать» учебный процесс излишней «теоретизацией»);
2) если теоретического материала по конкретной теме много, то разделить его на несколько частей для изложения в ходе нескольких учебных занятий;
3) продумать процесс объяснения нового материала подобрать понятные детям данного возраста слова, провести аналогии между изучаемыми понятиями и имеющимися у детей знаниями и жизненным опытом, выстроить определенную логику в изложении;
4) при объяснении теории использовать больше наглядных материалов (это помогает активизировать у детей дополнительные чувственные анализаторы);
5) прежде чем перейти от теории к практике, предложить детям 1-2 задания на закрепление изученного теоретического материала;
6) практическую работу подобрать таким образом, чтобы дети использовали полученные теоретические знания (тогда у них не возникнет представление о «независимости» друг от друга теории и практики);
7) изученный теоретический материал «закрепить» (проговорить основные содержательные аспекты вместе с детьми) в конце учебного занятия, а на следующих 2-3 занятиях обязательно повторить пройденное, а по окончании изучения каждой темы проверить, что запомнили учащиеся.
Практическая подготовка основная составляющая учебной деятельности детского творческого объединения, так как главным принципом дополнительного образования детей является его практико-ориентированная направленность. Но практическая подготовка учащихся детского творческого объединения не может быть «необъятной» (т.е. спонтанно рождаться в голове педагога в ходе учебного процесса), а требует четкой определенности в содержании и организации.
Попробуем выделить основные содержательные аспекты практической подготовки детей:
основные технические приемы работы (ведь в каждом виде творческой деятельности есть своя «техника» выполнения);
знакомство с разным материалом (техническим, жанровым, стилистическим и т.д.);
освоение технологического процесса (определенной последовательности связанных между собой действий);
специальные тренинговые и обшеразвивающие упражнения;
подготовка и презентация «продуктов» самостоятельной (или совместной с педагогом) деятельности учащихся (изделий, моде лей, танцев, спектаклей и др.).
Методика практической подготовки. Для того чтобы дети полно ценно освоили практическую составляющую учебной деятельности, необходимо:
1) подобрать общеразвивающие упражнения (физические, интеллектуальные и т.д.) с учетом особенностей конкретных детей, что позволит скорректировать их недостатки, препятствующие освоению данного вида деятельности;
2) составить комплекс специальных тренировочных заданий и упражнений, сориентированных на развитие общих, специальных и творческих способностей каждого учащегося;
3) освоение техники данного вида деятельности начинать с самых легких приемов с дальнейшим постепенным усложнением (желание педагога научить детей «всему и сразу», достичь быстрого результата может привести к обратному эффекту: недостаточно хорошо освоенные практические умения будут препятствовать дальнейшему обучению);
4) все полученные в ходе подготовительной работы умения обязательно использовать в продуктивной практической деятельности или хотя бы при выполнении тренинговых упражнений и практических заданий;
5) каждую начатую ребенком (детьми) практическую работу обязательно довести до логического результата концертного или спортивного выступления, выставочного показа и т.д.;
6) выбирать тему и форму практической работы, максимально актуальную в реальной жизни конкретных учащихся;
7) не торопиться с «внешним показом результатов практической работы до тех пор, пока педагог не убедится, что достигнутый уровень выполнения достаточен для этого («сырые» выступления или выставочные работы наносят вред педагогическому процессу).

МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ
дополнительного образования детей
Методы обучения. Трактовок понятия «метод обучения», а также их перечней и классификаций в педагогике существует много. Постараемся, не загружая наше пособие излишней теоретизацией, кратко изложить наиболее традиционные из них.
Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.
На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже - лекции.
На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная и практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.
На этапе повторения изученного наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.
На этапе проверки полученных знаний зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.
Сочетание методов образует методику. Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.
Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).
Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребенка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.
Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.
Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме зашиты проекта.
Средства обучения это источники получения знаний и формирования умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).
В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них, используя классификацию В.Оконя:
простые средства:
а) словесные учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.);
б) визуальные реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;
сложные средства:
а) механические визуальные приборы диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.;
б) аудиальные проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись;
в) аудивизуальные телевизор, видеомагнитофон, видеофильм;
г) средства автоматизации процесса обучения компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.
Принципы обучения основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитатель ного процесса. Принципы обучения зависят от обшей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.
Принцип воспитывающего обучения в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.
Принцип научности в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.
Принцип связи обучения с практикой учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
Принцип систематичности и последовательности содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:
а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;
б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;
в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями
Принцип доступности содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных и физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать еще одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).
Принцип наглядности в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).
Принцип сознательности и активности результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:
- при определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;
- включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;
- максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);
- стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.
Принцип прочности полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:
- в процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;
- проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;
- в структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;
- систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.

Различные формы учебных занятий детского объединения
дополнительного образования детей
В работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.
Формы учебных занятий можно разделить на две группы:
а) занятия в учебном кабинете:
- тематические (изучение или повторение одной учебной темы);
- комплексные или интегрированные (изучение одной учебной темы с использованием 23 видов творческой деятельности);
- игровые (изучение учебного материала в процессе игры);
- итоговые или контрольные (проверка уровня подготовки де тей);
б) выездные занятия:
- учебные экскурсии;
- походы;
- экспедиции;
- практические занятия «на местности» (т.е. в естественных для данного вида деятельности условиях);
- полевые практики.
Для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ
Наиболее устоявшимся, традиционным в системе дополнительного образования является тематическое учебное занятие, в ходе которого изучается, закрепляется или повторяется одна учебная тема.
Примерная структура тематического учебного занятия (в учебном кабинете):
I этап организация;
II этап теоретическая часть;
III этап практическая часть;
IV этап окончание занятия. Организация занятия
Первые 3-5 мин занятия необходимо отвести на выполнение целого ряда организационных действий:
подготовку их к занятию (размещение за столами, партами.);
подготовку рабочих мест воспитанников.
Педагогу следует поприветствовать всех детей и по возможности каждого из них; поинтересоваться их делами в школе и дома. За тем нужно создать в группе рабочую обстановку, настроить детей на продуктивную деятельность во время занятия.
Завершается организационная часть объявлением темы занятия и постановкой учебных задач.
Теоретическая часть занятия
Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
изложение исторических данных по теме занятия;
устное описание объекта практической работы (раскрытие его исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
объяснение специальных терминов по теме занятия;
описание и показ основных технических приемов выполнения практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
правила техники безопасности.
Теоретическая часть занятия не должна превышать 1015 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
использование наглядного и раздаточного материала;
использование технических средств обучения;
привлечение к подготовке и изложению теоретического мате риала самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
использование игровых методов обучения.
Практическая часть занятия
Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.
Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
При выполнении коллективной работы педагог распределяет части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
возраст детей;
» календарный период учебного процесса;
тему учебного года;
уровень подготовки детей;
последние актуальные тенденции в данном виде творческой деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
- доведение каждой начатой работы до конца;
- обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
- поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия (последние 35 мин)
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.
Завершение занятия включает в себя:
подведение итогов практической работы;
закрепление учебного материала;
объяснение домашнего задания;
организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования:
необязательность его наличия и выполнения;
творческий характер;
для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы (виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:
а) последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;
б) выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;
в) выполнение только практической работы (выездные занятия).
Методика подготовки учебных занятий
Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
1) определение темы занятия;
2) продумывание общего хода занятия;
3) продумывание и отбор содержания теоретической части за нятия;
4) продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
5) подбор методических материалов по теме занятия;
6) выполнение практической работы;
7) составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
проветривание учебного кабинета;
подготовка методических материалов к занятию;
проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.
Подготовка и проведение выездного занятия
Предварительная подготовка занятия включает:
1) определение темы и содержания занятия;
2) определение места проведения занятия;
3) выезд педагога на предполагаемое место занятия для разработки конкретной практической работы детей (заданий) и определения оптимального пути проезда до места занятия;
4) оформление проекта приказа директора образовательного учреждения на проведение выездного занятия.
Предварительная подготовка детей к выездному занятию:
рассказ о месте проведения занятия;
изложение содержания учебных заданий;
обсуждение формы выполнения заданий;
обсуждение формы одежды, времени занятия, места встречи детей с педагогом и окончания занятия.
Проведение и подведение итогов выездного занятия:
в ходе самого занятия необходимо постараться предоставить детям «творческую свободу», позволить им максимально использовать полученные знания и умения в освоении мира;
на следующем (после выездного) занятии необходимо в любой форме проверить у детей выполнение заданий, обсудить с ними впечатления от поездки, обговорить тему и место следующего выездного занятия;
обобщенные материалы выезда можно вместе с детьми офор мить в виде стенгазеты, альбома, страницы в журнале летописи дет ского объединения и т.д.
Подготовка и проведение итогового занятия
Итоговые занятия могут проводиться:
по окончании учебного года;
по окончании полугодия или учебной четверти;
после изучения большой учебной темы или раздела. Содержание итогового занятия обязательно должно включать проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки.
Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:
а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.
Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
План представляет собой документ, в котором отражены тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.
Планирование для каждого учебного занятия не является обязательным. Но при проведении открытого занятия педагог обязательно должен составить и представить комиссии (жюри, коллегам) его план.
Общая структура плана занятия.
1. Вступительная часть:
- название детского объединения;
- дата, время и место проведения занятия;
- номер и год обучения учебной группы (учащегося);
- фамилия, имя, отчество (полностью) педагога;
- тема занятия.
2. Концепция занятия, включая цели и задачи.
3. Ход занятия:
- краткое содержание и время теоретической части занятия;
- задание (содержание), этапы выполнения и время практической части занятия;
- подведение итогов занятия приемы работы с детьми и время.
4. Средства обучения наглядные и раздаточные материалы, инструменты и материалы для выполнения практической работы, литература.
5. Прогнозируемые результаты занятия.
Требования к концепции занятия:
в плане необходимо сформулировать 3 цели в аспекте обучения, воспитания, развития;
· задачи должны соответствовать целям и отражать содержание трех взаимосвязанных процессов, осуществляемых в ходе занятия: обучения, воспитания и развития.
Требования к прогнозируемым результатам занятия: они должны отражать не только «материальные» результаты работы с детьми, но и степень достижения поставленных целей занятия.
Требования к занятию детского объединения и его анализу
Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.
Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:
научности;
единства требований;
доступности и оптимальности;
обратимости;
объективности и доброжелательности;
целесообразности.
Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия детского объединения и оценка профессионализма педагога:
1) организация занятия;
2) дидактическая деятельность педагога;
3) воспитывающая деятельность педагога;
4) профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;
5) характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).
Качество организации занятия в совокупности определяют:
состояние документации детского объединения;
соответствие темы занятия образовательной программе и пла ну работы детского объединения на учебный год;
соответствие организации занятия санитарно-гигиеническим требованиям;
учет уровня работоспособности детей;
выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
рациональность использования времени на занятии;
оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;
организация ведения документации учащихся.
Качество дидактической деятельности педагога определяют:
опора на основные принципы дидактики;
оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;
объективность оценок их деятельности;
степень технической оснащенности занятия;
уровень методического обеспечения занятия;
оптимальность использования технических средств и методических материалов;
умелое использование смены видов деятельности;
обеспечение обратной связи;
достижение поставленной дидактической цели занятия. Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:
воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;
опора на основные принципы воспитания;
решение задач нравственного воспитания;
эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;
использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;
формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;
реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;
обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;
степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.
Профессионально-личностную характеристику («портрет») педагога составляют:
знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;
его речь;
педагогическая культура и такт;
внешний вид педагога на занятии;
позиция педагога по отношению к учащимся;
стиль педагогического руководства;
степень воздействия личности педагога на учащихся.
Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:
степень их активности и работоспособности на занятии;
заинтересованность темой и содержанием занятия;
сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;
коммуникативная активность детей;
интеллектуальное развитие учащихся;
сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;
организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;
стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
внешний вид детей.
По представленной схеме может осуществляться анализ учебного занятия детского объединения. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.
Различные формы массовой работы с детьми в дополнительном образовании
Образовательная деятельность не ограничивается только «текущим» образовательным процессом, так как это вызывает снижение интереса детей к занятию, и как следствие понижается уровень результативности работы педагога.
Педагогу дополнительного образования необходимо постоянно продумывать и активно использовать различные формы массовой работы с детьми. Это позволит:
- создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;
- показать ему результаты его работы;
- создать условия для сплочения коллектива;
- формировать у детей стремление радовать окружающих;
- расширить границы образовательного процесса.
Самыми распространенными формами массовой работы с детьми в дополнительном образовании являются:
выставки;
концерты;
клубные дни;
состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы, фестивали, олимпиады и др.