Рабочая программа по географии. 9 класс. БУП-2004


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22»
Основное общее образование
Рабочая программа по географии, реализующая БУП – 2004г.
9 класс.
Авторская программа к учебнику: Учебник:
И.И.Баринова, В.П.Дронов. М: Дрофа, 2007 В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе,
Природа. Население. Хозяйство. География России. 8 класс. Кн. 2,
М: Дрофа, 2011
Рабочую программу составила:
Кулагина С.А., учитель географии высшей квалификационной категории.
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Базисного учебного плана, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования и авторской программы по географии для 9 класса.
В основу рабочей программы положена авторская программа (УМК): И.И.Баринова, В.П.Дронов. М: Дрофа, 2007, т.к. она реализует БУП – 2004г.
Данная рабочая программа имеет следующую структуру:
пояснительная записка, в которой отражены цели и задачи курса географии, основные виды учебной деятельности, применяемые на уроках, формы контроля усвоенного материала.
Основное содержание крупных разделов изучаемого курса географии.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Планирование учебного материала.
Изучение географии России в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений;
Формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов – природы, населения и хозяйства.
Адаптация к условиям окружающей среды;
Обеспечение безопасности жизнедеятельности;
Экологически сообразного поведения в окружающей среде;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.

Поставленные цели реализуются через выполнение задач:
Формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
Познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значение охраны природы и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России;
Глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство;
Выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях;
Формирование у учащихся отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
Формирование у школьников навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
Воспитание любви к своей стране, Подмосковью, окружающей природе;
Развивать умение использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
Применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, происходящих в современном обществе;
Понимать закономерности размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
Содержание курса «География России» в основной школе позволяет формировать и использовать разнообразный спектр видов деятельности:
Описание объектов и явлений;
Характеристика географического положения РФ и др. изучаемых объектов;
Устанавливать черты географического положения регионов РФ, оказывающие влияние на размещение и развитие отраслей хозяйства;
Умение классифицировать явления, процессы и объекты географической оболочки;
Работа с картами атласа и статистическими материалами;
Презентация географических знаний (сообщения, выпуск стенгазет, демонстрация видеоматериалов, тематические семинары);
Работа с контурными картами;
Поиск дополнительной географической информации с привлечением ИКТ;
Работа с таблицами и схемами;
Прогнозирование процессов и явлений современного мира;
Обсуждение проблем, постановка и решение географических задач;
Анализировать схемы отраслевой и функциональной структуры хозяйства РФ, определять их различия;
Выделять типы территориальной структуры хозяйства РФ на основе анализа экономических карт атласа;
В планировании отражены формы контроля, применяемого на уроках географии:
Практические работы;
Практикумы по картам атласа;
Тестовые задания;
Самостоятельные работы;
В основу рабочей программы положены следующие принципы и подходы:
Географический – посредством более тщательного отбора, систематизации и генерализации основных понятий, связей, закономерностей, законов и методов географической науки;
Краеведческий – за счет сочетания глобального, регионального и локального уровней изучения географического пространства;Комплексный – посредством более полной реализации идеи комплексной характеристики географического пространства;
Исторический – обращая особое внимание на развитие Земли, географических знаний о Земле, географические открытия и путешествия;
Практическая направленность - посредством постоянного включения географических знаний и умений в опыт ученика, формируя тем самым определенные качества его личности;
Гуманистическая направленность – посредством рассмотрения жизнедеятельности человека в разных географических условиях, его бытовых и культурных особенностей, экологических вопросов.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА ГЕОГРАФИИ РОССИИ 9 КЛ.
Название раздела Основное его содержание
Часть 4 (продолжение).
Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, системы нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их преимущества и недостатки, доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов, основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Пищевая и легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая и легкая промышленность и охрана окружающей среды.
Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в развитии экономики и проблемы его развития.
География коммуникаций. роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт, их преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие порты и транспортные узлы. Связь. Сфера обслуживания. Наука. Жилищное и рекреационное хозяйство.
Часть 5. География крупных регионов России.
Районирование РФ. Задачи, принципы и проблемы районирования территории РФ. Виды районирования. Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера. Их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России. Состав экономического района. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, население и хозяйственную деятельность человека. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны и природные ресурсы.
Население: численность, естественный прирост, миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района. Внутренние природно-хозяйственные различия.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Знать/понимать:
Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей первого сектора экономики, природно-хозяйственных зон и районов.
Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь:
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Находить в различных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных регионов страны, их обеспеченность природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.
Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира.
Составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
Определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек и их географические координаты, местоположение географических объектов.
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Чтения карт различного содержания; определения поясного времени на территории РФ.
Учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.
Определение комфортных и дискомфортных условий природных компонентов отдельных участков страны и своей местности.
Решение практических задач по определению качества окружающей среды страны и своего региона, ее использования, сохранения и улучшения; принятие необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.


ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.
№ п/пДата Название практической работы
1. 08.09-13.09 Составление характеристики одного нефтяного и одного угольного бассейна по картам атласа и плану.
2. 15.09-20.09 Определение по картам главных факторов металлургии меди и алюминия.
3. 22.09-27.09 Характеристика одной из баз химической промышленности по картам.
4. 06.10-11.10 Размещение районов трудоемкого и металлоемкого машиностроения.
5. 01.12-06.12 Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера.
6. 12.01-17.01 Сравнение планировки и географического положения Москвы и Санкт-Петербурга.
7. 26.01-31.01 Объяснение взаимодействия природы и человека на территории Подмосковья по картам атласа.
8. 09.02-14.02 Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Юга.
9. 02.03-07.03 Экологические проблемы Волги – оценка и пути решения.
10. 16.03-21.03 Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения проблем.
11. 13.04-18.04 Составление характеристики нефтяного комплекса Западной Сибири.
12. 27.04-02.05 Составление характеристики промышленного узла Севера Восточной Сибири.
13. 04.05-09.05 Изучение и оценка природных условий района для жизни и быта человека.
14. 11.05-16.05 Обозначение на карте индустриальных, транспортных, научных и оборонных центров региона.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ В 9 КЛАССЕ
2015 – 2016 учебный год
Планирование составлено из расчета 2 часа в неделю. Всего 68 уроков в год.
Календарно-тематическое планирование разбито на блоки, каждый из которых включает уроки объяснения нового материала и уроки обобщающего повторения. Такой подход позволяет использовать самые разные формы для изучения и закрепления одного и того же изучаемого раздела, всесторонне создать базу для творчества школьников, осуществлять личностно-ориентированное и практико-ориентированное обучение школьников.
Раздел № урока Дата Тема урока Практическая часть Примечание и скорректированные даты прохождения тем уроков
Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырье. 1. 01.09-
05.09 Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его значение и проблемы. Работа со схемами и таблицами. П. 1
2. 01.09-
05.09 Топливная промышленность России. Составление таблицы на основе текста учебника, атласа и статистических материалов.
Анализ карт (география нефтяной, газовой и угольной промышленности, связь с размещением населения). П. 2
3. 07.09-
12.09
Практическая работа № 1. «Составление характеристики одного нефтяного и одного угольного бассейна по картам атласа и плану». Практическая работа № 1. 4. 07.09-
12.09
Электроэнергетика. Выявление преимуществ и недостатков электростанций разного типа.
Анализ экологических проблем под влиянием ТЭК.
П. 3
5. 14.09-
19.09 Обобщающее повторение. Тестирование по теме: «ТЭК». Самостоятельная работа учащихся. 6. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Металлургия. География черной металлургии. Практикум: анализ схем учебника.
Составление таблицы: металлургические базы РФ.
Сопоставление по картам географии месторождений железных руд и каменного угля с размещением центров черной металлургии. П. 4 - 5
7. 14.09-
19.09 География цветной металлургии. Металлургия и охрана окружающей среды.
Практическая работа № 2. «Определение по картам главных факторов металлургии меди и алюминия». Практическая работа № 2.
Сообщение учащихся об использовании цветных металлов в хозяйстве и причинах возрастания потребности в них. П. 6
8. 21.09-
26.09 Химическая промышленность.
Практическая работа № 3. «Характеристика одной из баз химической промышленности по картам». Практическая работа № 3.
Практикум: анализ схемы «Состав химической промышленности» и выявление роли важнейших отраслей Х/П в хозяйстве страны.
Умение приводить примеры изделий Х/П и соотносить их с той или иной отраслью. П.7
9. 21.09-
26.09 География химической промышленности. Химическая промышленность – основной загрязнитель экологии. Практикум: определение по картам основных районов Х/П, работающих на собственном и привозном сырье. П.8
10. 28.09-
03.10 Лесная промышленность. Практикум: выявление по картам направления использования древесины в хозяйстве, ее главных потребителей.
Определение по картам основных районов лесозаготовок и лесопромышленных комплексов с обоснованием принципов их размещения.
Эвристическая беседа: проблемы и задачи развития лесной промышленности. П.9
11. 28.09-
03.10 Машиностроение. Аргументировать конкретными примерами решающее воздействие машиностроения на общий уровень развития страны.
Практикум: выявление по картам районов, производящих наибольшую часть машиностроительной продукции. П.10
12. 05.10-
10.10 География машиностроения. Практикум по контурным картам: нанесение основных районов и центров машиностроения России». П.11
13. 05.10-
10.10 Практическая работа № 4. «Размещение районов трудоемкого и металлоемкого машиностроения». Практическая работа № 4. 14. 12.10-
17.10 Пищевая и легкая промышленность. Практикум: устанавливать долю пищевой и легкой промышленности в общем объеме промышленной продукции.
Эвристическая беседа о причинах недостаточной обеспеченности населения отечественной продукцией легкой и пищевой промышленности и их неконкурентоспособности.
Выявлять на основе карт основные районы развития пищевой и легкой промышленности.
Приводить примеры предприятий пищевой и легкой промышленности Балашихи и указывать факторы их размещения. П.12
Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги. 15. 12.10-
17.10 Состав и значение третичного сектора экономики. Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт. Практикум: сравнение видов транспорта по ряду показателей ( скорость, себестоимость, грузооборот, пассажирооборот, зависимость от погодных условий, степень воздействия на окружающую среду). Выявление преимуществ и недостатков каждого вида транспорта.
Установление по картам причины ведущей роли железнодорожного транспорта в РФ. П.13 - 14
16. 19.10-
24.10 Морской, речной, авиационный и трубопроводный транспорт. Связь. Практикум: анализ достоинств и недостатков данных видов транспорта. Определение по статистическим материалам долю каждого вида транспорта в транспортной системе страны. Установление по картам роли отдельных морских и речных бассейнов в работе водного транспорта РФ.
По схеме определять виды связи, выявлять достоинства и недостатки. По статистическим материалам сравнивать уровень развития отдельных видов связи в РФ и других странах. П.15
17. 19.10-
24.10 Транспорт и охрана окружающей среды. Семинар. Семинар. 18. 26.10-
31.10 Сфера обслуживания. Наука. Практикум: определение по статистическим материалам долю РФ и других стран на мировом рынке наукоемкой продукции, долю затрат стран на научные исследования.
По картам анализ размещения городов науки.
Устанавливать районы РФ, лидирующие в науке и образовании. П.16
19.
26.10-
31.10 Жилищное и рекреационное хозяйство. Практикум: определение территориальных различий в обеспечении жильем районов России. Анализ по статистическим материалам уровня обеспеченности жильем и его благоустроенности в РФ и других странах мира. Анализ карт атласа для определения географических различий в уровне жизни населения, указание причин такого несоответствия. П.17
20.
2 чет. 09.11-
14.11 Обобщение пройденного материала. Выполнение практических заданий по картам атласа. Районирование России. 21. 09.11-
14.11 Зачем районировать территорию страны? Работа со схемами учебника.
Обсуждение проблемы урока. П.18
Часть 5. География крупных регионов России.
Европейская Россия. 22. 16.11-
21.11 Общая характеристика Европейской России. Практикум по картам: анализ особенностей ГП региона, природных особенностей, специфики расселения населения и территориальной структуры хозяйства. П.19
23. 16.11-
21.11 Европейский Север. Факторы формирования района. Практикум: оценка положительных и отрицательных сторон ГП района. Установление характера воздействия ГП на природу, жизнь людей и хозяйство района. На основе карт проведение сопоставительного анализа западной и восточной частей территории. П.20
24. 23.11-
28.11 Природа Европейского Севера. Установление причинно-следственных связей между особенностями строения земной коры и составом МР, рельефом; между климатом и обеспеченностью водными ресурсами, природной зональностью района, обеспеченностью биологическими ресурсами. П.21
Презентация: природа региона.
25. 23.11-
28.11 Население и хозяйственное освоение. Практикум на основе анализа карт: установление причинно-следственных связей размещения населения, городов и объектов хозяйственного значения. Составление характеристики населения на основе анализа различных карт атласа. П.22
26. 30.11-
05.12 Хозяйство Европейского Севера.
Практическая работа № 5. «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера».
Практическая работа № 5.
П.23
27. 30.11-
05.12 Северо-Западный район. Факторы формирования. Практикум: выявление факторов развития региона. П.24
28. 07.12-
12.12 Природа Северо-Запада России. Работа по картам атласа. Установление причинно-следственных связей между компонентами природы района и географическим положением (практикум). П.25
Презентация: природа и природно-ресурсная база региона.
29. 07.12-
12.12 Население и хозяйственное освоение Северо-Запада. Практикум по картам: установление закономерности размещения населения и городов региона.
Анализ схем и таблиц, отражающих качественный состав населения, сделать выводы. П.26
30. 14.12-
19.12 Хозяйство Северо-Западного района. Практикум: составление по картам характеристики территориальной и отраслевой структуры хозяйства региона.
П.27
31. 14.12-
19.12 Географические особенности Санкт-Петербурга и других городов России. Практикум по картам атласа: установить особенности городской застройки городов региона, сделать выводы. П.28
Презентация по теме урока.
32. 21.12-
26.12 Центральная Россия. Факторы формирования. Практикум: оценка положительных и отрицательных сторон ГП региона, его изменение после распада СССР. П. 29
33. 21.12-
26.12 Природа Центральной России. Выявление особенностей природы северной, южной и восточной частей региона по картам атласа. П. 30
34.
28.12-
29.12 Население и хозяйственное освоение региона. Практикум: выявление условий для развития хозяйства региона.
Составление характеристики населения. П.31
35.
3 чет. 11.01-
16.01 Московская столичная агломерация.
Практическая работа № 6. «Сравнение планировки и географического положения Москвы и Санкт-Петербурга». Практическая работа № 6. П.32
36. 11.01-
16.01 Хозяйство Центральной России. Практикум: выявление особенностей размещения хозяйства региона и отраслей специализации севера, юга и востока региона.
Анализ схем и таблиц, отражающих качественные характеристики хозяйства района. П.33
37. 18.01-
23.01 Народные промыслы Центральной России. Сообщения учащихся и презентация по теме урока (опережающие задания). 38. 18.01-
23.01 Практическая работа № 7. «Объяснение взаимодействия природы и человека на территории Подмосковья по картам атласа». Практическая работа № 7. 39. 25.01-
30.01 Европейский Юг. Факторы формирования. Практикум: оценка положительных и отрицательных сторон ГП района, их влияние на природу, размещение населения и хозяйства. Выявление условий для развития сельского хозяйства в районе. П.34
40. 25.02-
30.02 Природа Европейского Юга России. Выявление на основе карт атласа особенностей природных компонентов в регионе. П. 35
41. 01.02-
06.02 Население и хозяйственное освоение Европейского Юга. Практикум: установление особенностей размещения населения, крупных городов и хозяйственных объектов по территории.
Анализ качественных характеристик населения по статистическим материалам. П.36
42. 01.02-
06.02 Обычаи и традиции Северного Кавказа. Сообщения учащихся и презентация по теме урока (опережающие задания). 43. 08.02-
13.02 Хозяйство Европейского Юга.
Практическая работа № 8. «Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Юга». Практическая работа № 7. П. 37
44. 08.02-
13.02 Поволжье. Факторы формирования. Практикум: анализ положительных и отрицательных сторон ГП района, их влияние на природу, размещение населения и хозяйства. Указать ведущую роль реки Волги. Выявление и анализ условий для развития хозяйства в районе. П.38
45. 15.02-
20.02 Природа Поволжья. По картам анализ взаимосвязи и взаимовлияния компонентов природы. П. 39
46. 15.02-
20.02 Население и хозяйственное освоение Поволжья. Практикум: выявление закономерностей размещения населения и городов в районе. Составление описания населения на основе анализа различных карт атласа. П.40
47. 22.02-
27.02 Хозяйство Поволжья. Выявление и анализ условий для развития отраслей хозяйства в регионе. П.41
48. 22.02
27.02 Практическая работа № 9. «Экологические проблемы Волги – оценка и пути решения». Практическая работа № 9. 49. 01.02-
06.03 Урал. Факторы формирования. Практикум: оценка положительных и отрицательных сторон ГП региона, их влияние на природу, население и хозяйственное развитие региона. П.42
50. 01.03-
06.03 Природа Урала. П. 43
Презентация: природные объекты Урала.
51. 08.03-
13.03 Население и хозяйственное освоение Урала. Практикум: анализ схем и таблиц, характеризующих качественный состав населения. Давать характеристику населения. П.44
52. 08.03-
13.03 Хозяйство Урала.
Выявление закономерностей размещения отраслей хозяйства региона. П.45
53. 15.03-
18.03 Практическая работа № 10. «Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения проблем». Практическая работа № 10. Азиатская Россия. 54.
4 чет. 28.03-
02.04 Азиатская Россия. Общая характеристика. Практикум по картам: анализ особенностей ГП региона, природных особенностей, специфики расселения населения и территориальной структуры хозяйства.
П.46
55. 28.03-
02.04 Западная Сибирь. Факторы формирования. Практикум: установление причин суровости климата и высокой заболоченности территории на основе анализа карт. Выявление особенностей ГП региона, его влияние на природу, размещение населения и хозяйственное освоение. П.47
Презентация: российская Сибирь.
56. 04.04-
09.04 Природа Западной Сибири. Выявление причин заболоченности территории и суровости климата. П. 48
57. 04.04-
09.04 Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Выявление особенностей заселения различных участков Западной Сибири. П. 49
58. 11.04-
16.04 Хозяйство Западной Сибири.
Практикум: определение факторов развития отраслей хозяйства региона. П.50
59. 11.04-
16.04 Практическая работа № 11. «Составление характеристики нефтяного комплекса Западной Сибири». Практическая работа № 11. 60. 18.04-
23.04 Север Восточной Сибири. Факторы формирования. Природа. Практикум: выявление особенностей ГП района, его влияние на компоненты природы. П.51-52
61. 18.04-
23.04 Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Практикум: сравнение отраслевого состава Западной и Восточной Сибири, указать причины различий. Составление характеристики качественного состава населения региона. П.53
62. 25.04-
01.05 Хозяйство Севера Восточной Сибири.
Практическая работа № 12. «Составление характеристики промышленного узла Севера Восточной Сибири». Практическая работа № 12. П.54
63. 25.04-
01.05 Южная Сибирь. Факторы формирования. Практикум: выявление особенностей ГП района, его сравнение с ГП Севера Восточной Сибири. Особенности тектонического строения территории, его влияние на размещение МР и формирование рельефа.
П.55
64. 03.05-
08.05 Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны.
Практическая работа № 13. «Изучение и оценка природных условий района для жизни и быта человека». Практическая работа № 13. П.56 - 57
65. 03.05-
08.05 Дальний Восток. Факторы формирования. Природа. Практикум: выявление особенностей ГП, протяженности территории с севера на юг. Установление характера воздействия ГП на природу, население и хозяйственное развитие района. Выявление закономерностей взаимосвязи и взаимовлияния компонентов природы. П.58
Презентация: охраняемые природные территории региона.
66. 10.05-
15.05 Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство.
Практическая работа № 14. «Обозначение на карте индустриальных, транспортных, научных, финансовых и оборонных центров региона». Практическая работа № 14. П.59 - 61
67. 10.05-
15.05 Повторение отдельных вопросов курса. 68. 17.05-24.05 Итоговый урок года.