Доклад на темуПроектная деятельность – эффективный способ формирования ключевых компетенций




( педсовет №3 от 15.01.2013 )
Подготовила
учительница начальных классов
Дзодзикова И.К.

«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»
В. Гузеев
Проектная деятельность-это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая, игровая деятельность обучающихся , имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В последние годы в образовании возрос интерес к этой форме организации обучения, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Здесь, наряду с известными связями типа «учитель-ученик» и др. на первый план выступают новые специфические функции, которые в этой образовательной технологии выступают как ведущие. Две главные из них – «коллега-коллега».
Проектная деятельность позволяет ученикам выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Особенно актуальна проектная деятельность для детей с пониженной мотивацией к обучению с самых первых дней их школьной жизни.
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Типы проектов:
Информационные
Исследовательские
Творческие
Ролево-игровые
Этапы работы над проектом:
1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
( На этом этапе учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением. )
2. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
3. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
4. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе и т.п.)
5. Защита проектов, оппонирование.
Особенности работы на каждом этапе
Формулирование проблемного вопроса
( предлагается( выбирается) школьниками)
Выбор темы для подготовки к научно-практической конференции проводился в ходе коллективного обсуждения.
Постановка задач
( формулируются учителем)
Задачи:
поиск информации об истории книгопечатания на Руси;
развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, умение работать в группе, творческих способностей;
воспитание уважительного отношения к истории своего края;
Формирование групп для проведения исследовательской деятельности
( группы формируются по усмотрению учителя или обучающихся)
Учитывая возраст ,группы сформированы по возможностям каждого обучающегося
Самостоятельная работа групп
( каждая группа самостоятельно намечает план своей работы)
Защита проектов, оппонирование
( проводится в течение урока, на проект отводится не более 5 минут)
Цель защиты проекта- познакомить с проектом, научиться оппонировать и подводить итоги. Презентацию проводят сами обучающиеся, рассказывая, какая проблема исследовалась в проекте, на какие вопросы был найден ответ, о задачах, этапах работы, использованных ресурсах и выводах.
Оценивание проекта обучающимися, учителем
После защиты проектов необходимо их оценить. Для этого можно использовать таблицу:
Критерии оценивания 3
Удовлет. 4
хорошо 5
отлично Содержание проекта Графический дизайн Оригинальность Работа в группе Самостоятельность Роль ИКТ в проектой деятельности
Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать процесс обучения. В начальной школе игра остаётся ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно. Самостоятельная работа за компьютером – основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.
Управление сложным техническим средством уравнивает детей со взрослыми, которым так хотят подражать дети этого возраста.
 
Это повышает личную ответственность ребенка, а самостоятельность принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций.
Преимущества применения информационных технологий в проектной деятельности
Получение знаний через совместную деятельность, развитие навыков работы в команде.
Развитие умения формулировать проблему и намечать пути её решения.
Развитие умения кратко излагать мысли (устно и письменно)
Развитие навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации
Высокая мотивация, интерес к процессу обучения с использованием компьютера.
Усиление индивидуализации обучения.
Особенности организации работы по созданию проекта с обучающимися начальной школы.
Созданию обучающимися проекта с применением информационных технологий предшествует большая пропедевтическая работа.
С 1 класса необходимо обращать внимание обучающихся и родителей на использование компьютера, как средства для поиска и передачи информации. Мотивировать обучающихся на использование компьютера при выполнении творческих и практических работ.
Со 2 класса необходимо приучать ребят к поиску необходимой информации в Интернете ( информацию для докладов, рефератов, а также литературу для уроков чтения).
Во 2,3 классе целесообразно создать коллективный проект, где учитель выступит в роли не столько координатора, сколько участника создаваемого проекта.
В 3,4 классах обучающиеся самостоятельно готовят проекты.
Программное обеспечение, используемое для создания проектов:
Редактор презентаций OPENOFFICE.ORG IMPRESS, P-point
Текстовый редактор OPENOFFICE.ORG WRITER, Word
Графический редактор OPENOFFICE.ORG DRAW
Возможная тематика проектов для обучающихся начальной школы: 2 класс- « Человек-царь природы?», 3,4 класс-«Экологическое пространство школы», « Жизнь первобытных людей на территории Томска», « Города Древней Руси» и т.д.
Вывод:
Таким образом, благодаря этой работе мне удалось повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.