статья Создание комплекса оценочных средств по обществознанию как средство формирования компетентностей будущего специалиста


Чиркова Ольга Александровна
преподаватель истории и обществознания высшей категории
ГБПОУ «Краевой многопрофильный техникум» г.Перми
Создание комплекса оценочных средств по обществознанию как средство формирования компетентностей будущего специалиста
Принятие Федерального образовательного стандарта нового – III поколения в профессиональном образовании обозначило новые цели и поставило новые задачи перед всеми педагогами. Преподаватели общеобразовательных дисциплин оказались в наиболее трудной ситуации, так как нет еще стандартов для среднего (полного) общего образования, и мы поставлены в позицию активного субъекта образовательной деятельности.
Но проблема поставлена, ее необходимо решать. Проблему решали комплексно, совместно с преподавателями специальных дисциплин, по единому алгоритму, так как все работаем на единый результат – подготовка квалифицированного компетентного специалиста, способного адекватно отвечать вызовам времени.
В состав КОС (комплекса оценочных средств) вошли
Комплект контрольных работ
Сборник практических работ по обществознанию
Материалы для итоговой аттестации по дисциплине
Темы для самостоятельной внеаудиторной работы по обществознанию
Работа начата с определения объема учебной дисциплины – (88 часов для) и видов учебной работы. В программе дисциплины «Обществознание» было определено, что, для большинства специальностей:
контрольных работ – 6 часов
практических работ – 20 часов
самостоятельной внеаудиторной работы – 26 часов
Дальнейшая работа: при составлении тематического планирования – определение и вынесение тем для контрольных и практических работ. По четырем основным разделам курса: «Человек. Общество», «Духовная, социальная, политическая сферы общества» запланировано четыре часа контрольных работ. В контрольные работы включены следующие типы заданий:
15 вопросов части «А» (с одним вариантом ответа)
3 -4 вопроса части «В» (открытые тесты, задания на соответствие, многовариантные задания, работа с текстом, задания на исключение лишнего понятия и т.д.)
3 – 4 вопроса части «С» (задания с открытым ответом, составление плана развернутого ответа по предложенной теме, написание эссе по проблеме)
Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета (2 часа) с аналогичным набором заданий.
Темы, которые, вынесены для выполнения практических работ, определены с учетом их важности, сложности материала, а также интереса к ним студентов. Например, в теме 2.3 «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры» проводятся 2 практические работы по темам: «Особенности развития современного искусства» и «Мировые религии», что дает возможность посетить пермские арт-объекты, Музей современного искусства «Perm», храмы города.
Итогом моей работы стал выпуск «Сборника практических работ по обществознанию». Сборник подготовлен в соответствии с программой учебной дисциплины. Задания разделены на группы по степени сложности, что соответствует структуре Единого государственного экзамена по курсу «Обществознание» и поможет учащимся глубже и прочнее усвоить материал учебника. Учебное пособие предназначено для учащихся и студентов НПО и СПО по профессиям и специальностям технического и социально-экономического профилей. Сборник апробировался в течение учебного года и прошел процедуру присвоения Грифа Краевого методического объединения преподавателей обществоведческих дисциплин Совета директоров образовательных учреждений СПО г. Перми.
Примеры заданий, представленных в Сборнике:
Задания на соответствие понятия и определения
Задание 1
Установите соответствие между понятием и определением.
ПОНЯТИЕ:
непроизводительный труд, производительный труд, технологический процесс, производительность труда, объект труда, технологии, инициатива, квалификация, профессия, специальность.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. это деятельность, связанная с созданием разнообразных материальных предметов
2. это деятельность, направленная не на создание, а на обслуживание самых разнообразных материальных предметов.
3. это то, что подвергается преобразованию в процессе трудовой деятельности.
4. это способы воздействия на объект труда.
5. совокупность операций по преобразованию исходного продукта в конечный.
6. это категория, которая выражается в количестве продукции, произведенной за единицу времени.
7. это вид трудовой деятельности, отличающийся характером и целью трудовых функций, например: врач, учитель, юрист.
8. это наличие особых, более углубленных навыков и знаний по данной специальности.
9. это уровень подготовки, опыта, знаний по данной специальности.
10. это творческий подход к выполнению заданий.
Задания на исправление ошибок в определениях
Исправьте ошибки в предложениях
Производительный труд более важен, чем непроизводительный.
С развитием науки и техники, появлением машин в промышленном производстве умственный труд все более заменялся физическим.
В современном обществе роль знаний, квалификации, нравственных качеств существенно снижается.
Удовлетворение потребностей является средством трудовой деятельности.
В период становления и развития индустриального производства рабочий стал рассматриваться наряду с машинами как активный субъект производства; такой подход исключал инициативность при исполнении трудовых обязанностей.
Задания на осмысление высказываний мыслителей, ученых
Ф.Адлер: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».
В.Гюго: «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, непригодна и неприменима. Семья – это кристалл общества».
С.Смит: «Брак напоминает ножницы – половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними».
Р.Стивенсон: «Брак – это долгий разговор, прерываемый спорами».
А.Шопенгауэр: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
Задания на составление схем общественных явлений на основе понятий
Составьте схему, используя понятия:
Форма государства, форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима, монархия, республика, абсолютная монархия, ограниченная монархия, дуалистическая монархия, парламентарная монархия, парламентская республика, смешанная республика, президентская республика.
Примеры творческих заданий
Составьте список требований, предъявляемых работнику на современном производстве.
Работая в группе, определите возможные пути решения одной из глобальных проблем.
Приведите примеры произведений и выделите характерные черты народной, массовой и элитарной культуры; субкультуры, контркультуры.
Используя материалы музея современного искусства «Perm» и экскурсии по арт-объектам г. Перми напишите эссе по теме «Особенности современного искусства».
Напишите эссе на тему: «Российское государство: перспективы развития»
Из рецензий на сборник: Рецензент: Давитян Татьяна Родионовна, преподаватель истории и права высшей категории ГБОУ СПО «Пермский государственный профессионально-педагогический колледж»
Учебное издание представляет собой логически структурированное и содержательно наполненное практическое руководство, которое предлагается преподавателям и учащимся технического и социально-экономического профилей
Анализ учебно-практического издания показывает, что Чиркова О.А. представляет в своей разработке результаты достаточно продолжительного, системно-целевого осмысления учебного материала
Рецензент: Багимова Вера Михайловна, преподаватель высшей категории ГБОУ СПО «Пермский химико-технологический техникум»
Цель и задачи данного пособия – дать студентам инструмент для более прочного усвоения и закрепления знаний, для выработки навыков самостоятельной аналитической и поисковой работы
Актуальность данной работы обусловлена слабой мотивированностью студентов на самостоятельный поиск учебной информации
Дифференцированный подход и демократизм, заложенные автором в основу пособия, позволяют проверить базовый уровень усвоения учебного материала у студентов среднего и слабого уровня, а оригинально подобранные задания группы С стимулируют всех обучающихся на творчество
Т.о. была создана достаточно эффективная и целесообразная система оценочных средств, которую необходимо еще апробировать, дополнять и расширить в дальнейшем за счет включения большего количества компетентностно-ориентированных заданий.
 
Данная статья посвящена работе по формированию комплекса оценочных средств по дисциплине «Обществознание», применяемых в профессиональном образовательном учреждении при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В ней рассказывается об этапах работы, структурных элементах комплекса, приводятся примеры заданий разных видов и уровней сложности.