Формирование личности будущего специалиста на основе компетентностного подхода


Формирование личности будущего специалиста на основе компетентностного подхода
Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы,
которые надо решить» ».
Роджер Левин
В настоящее время имеется ряд попыток определить понятие «компетенция» с образовательной точки зрения. Например, концептуальная группа проекта «Стандарт общего образования», руководители В.Д. Шадриков, Э.Д. Днепров, сформировало следующее рабочее определение понятия «компетенция»: «готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических зада»”.
В словаре С.И. Ожегова под готовностью понимается «согласие сделать что-нибудь или состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь». Понятие «состоянии»” характеризует компетентность ученика, готового использовать «усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности». Но в данном случае не учитывается личностное смысловое отношение ученика к предстоящей деятельности, к предмету этой деятельности, а также не конкретизируется, какие именно “практические и теоретические задачи” будут решаться при реализации компетенции.
Специфика компетентностного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы усваивались не готовые знания, кем-то предложенные к усвоению, а прослеживались условия происхождения данного знания.. При этом подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность на уроках, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Обусловлено это, прежде всего тем, что обычное школьное знание предназначено для заполнения или воспроизведения или, в лучшем случае, для получения другого знания логическим или эмпирическим путем. Вряд ли ученика можно обучить компетентности. Таким он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.
Компетентностный подход в сфере общего образования – новое явление для отечественной дидактики. В отличие от профессиональной компетентности, имеющей нормированную сферу приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, ключевая (общеобразовательная) компетентность проявляется как определенный уровень функциональной грамотности. Эти два вида компетентности объединяют опыт, не сводимый к набору знаний и умений, целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к получению нового продукта.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостастаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью средств различных учебных дисциплин.
Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.
Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал Андрей Викторович Хуторской
целостно-смысловые компетенции,
общекультурные компетенции,
учебно-познавательные,
информационные,
коммуникативные,
социально-трудовые компетенции,
компетенции личностного самосовершенствования.
Информационная компетенция.
Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией.
Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика в усвоении фундаментальных знаний по определенным предметам, способов получения информации из разных источников (телевидение, Интернет, видео и аудиозаписей, средств массовой информации). При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, компьютер) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять, передавать и критически осмысливать ее. Коммуникативная компетенция.
Формирует интерес к процессу общения и сотрудничества, а не только к его результату. Ребята должны понимать, что сотрудничество, общение - это диалог, требующий умения слушать и умерять свой « »монологический пыл» », проявлять терпимость и к идеям, и к недостаткам партнера. Наконец, важна установка на то, что и в сотрудничестве, и в общении надо не только что-то получать самому, но и отдавать другим.
Учебно-познавательная компетенция.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.
Под ними подразумеваются все мыслительные операции, на которые способен человеческий ум: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, организации, контроля, анализа, самооценки и регулирования учебно-познавательной деятельности.
Ученик овладевает креативными навыками деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Общекультурная компетенция.
Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности.
Данная компетенция направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного, интеллектуального саморазвития.
Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.
К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностный подход в обучении являются:
Технология проблемного обучения;
Технология проектного обучения;
Технология развития критического мышления;
Технология когнитивного обучения;
Технология обучения в глобальном информационном сообществе;
Компетентностный подход призван способствовать расширению информационного поля для усвоения учащимися новых видов знаний, совершенствование творческой деятельности и умения решать личностно-значимые проблемы в условиях социума.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности учителя, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – овладение, обладание учителем соответствующей компетенцией, включающей его профессиональное отношение к ней и предмету деятельности.
Професионально-педагогическая компетентность педагога
Вид компетентности Содержание профессиональной деятельности
Предметная компетентность Знание предмета и увлеченность предметом
Знание смежных наук
Знание и обеспечение реализации содержания и структуры базисного учебного плана
Умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине
Самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений
Умение адаптировать научное знание с целью повышения интереса учащихся и для достижения учебных целей
Готовность и желание познавать, учиться, осваивать новое
Психологическая компетентность Знание психологии как предмета
Умение использовать психологические методы, приёмы, процедуры, нормы в своей профессиональной деятельности
Знание возрастной психологии
Знание психологии творчества
Знание психологии общения
Развитие в себе рефлексивной культуры
Умение учитывать состояние другого человека
Умение стимулировать активность ученика
Педагогическая компетентность Способность и желание работать с детьми, подростками
Умение увлечь учащихся
Способность привносить воспитывающее начало в свою деятельность
Наличие системы внеклассной работы
Умение организовывать коллективную деятельность учащихся
Умение организовывать индивидуальную деятельность, управлять индивидуальным образовательным маршрутом учащегося
Сохранность контингента учащихся
Умение создавать комфортную обстановку
Заинтересованность в результате своей работы
Уровень достижения поставленных целей
Методическая компетентность Серьёзная глубокая работа над методическим оснащением учебно-воспитательного процесса
Поиск разнообразных форм организации познавательной деятельности учащихся
Владение техникой самоанализа занятий, собственной педагогической деятельности
Знание и использование в своей работе современных образовательных технологий (в том числе ИКТ)
Использование современных методов и форм работы, типов, видов, форм уроков в зависимости от целей
Использование дифференцированного подхода
Уровень программно-методического обеспечения образовательного процесса
Умение работать в микрогрупповом и индивидуальном режиме
Рациональное использование в своей работе ТСО и средств наглядности
Готовность к инновациям Авторские и\или рабочие программы
Участие в педагогических конкурсах
Подготовка учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах
Обобщение опыта инновационной работы (СМИ, семинары, конференции)
Общекультурная и эмоционально-нравственная компетентность Заинтересованность результатами коллективной работы
Способность к работе в группе
Готовность к творческой и исследовательской работе
Трудовая дисциплина
Активная жизненная позиция
Педагогическая этика (способность избегать конфликтов, доброта, внимание и т.д.)
Стремление к расширению кругозора
Реализация идей здоровьесберегающей педагогики
Взаимодействие и сотрудничество с родителями
Умение регулировать и эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП
В образовательных учреждениях следует обратить внимание на процесс изучения проблемы выбора модели реализации компетентностного подхода. Переход нельзя осуществить путем «скоропостижных» педагогических действий. Преподавателям предстоит модернизация теоретических оснований конструирования образовательной системы внутри колледжа в целях создания информационной, научно-методической базы и системы подготовки кадров, формирования нового педагогического мышления педагогов и студентов