Конспект занятия объединения Основы бухгалтерского учета на тему Бухгалтерский баланс (2 год обучения)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ» г.Заречного


Конспект занятия

Педагог дополнительного образования Власова Маргарита Валерьевна

Объединение Основы бухгалтерского учета 2 год обучения

Тема занятия Бухгалтерский баланс: содержание и правила оценки статей.

Цель занятия: обеспечение углубленного усвоения учащимися знаний о строении, назначении и правилах заполнения бухгалтерского баланса; развитие мышления: умения анализировать, обобщать и систематизировать; воспитание активности, самостоятельности в изучении предметов.

Ход занятия
Цель

I. Организационный момент
Обоснование темы, значения и цели занятия.
Метод - беседа
Сегодня мы продолжим знакомиться с документами, входящими в состав бухгалтер-ской отчетности. Остановимся подробно на главной составляющей бухгалтерской отчетности. Что это за документ? (бухгалтерский баланс). Мы уже знакомились с ним в прошлом году, а сегодня освежим ваши знания и расширим их.
II. Проверка ЗУН. Актуализация знаний учащихся.
Но вначале давайте повторим общие положения о бухгалтерской отчетности.
Метод – фронтальный опрос, проблемная ситуация.
- Какие требования предъявляются к бухгалтерской отчетности?
- Что включает в себя годовая бухгалтерская отчетность?
- В чем заключается балансовый метод?
III. Усвоение новых знаний
Строение и назначение бухгалтерского баланса. Правила оценки статей бухгалтерского баланса
Метод – лекция с элементами беседы, работа с наглядными пособиями (фронтальный)
Большинство объектов, подлежащих учету, рассматривается с двух позиций: что представляет собой каждый объект физически и за счет каких источников он был приобретен. Это и положено в основу балансового метода. Он реализуется следующим образом. Составляется таблица, которая имеет 2 части: актив и пассив. В активе записывают объекты учета, а в пассиве - источники их приобретения. Итог актива должен всегда равняться итогу пассива. Величина этих итогов называется «валюта баланса». Эта таблица входит в состав бухгалтерской отчетности организации, поскольку показывает в обобщенном виде ее финансовое состояние.
Баланс составляется на определенную дату – на начало месяца, квартала, года, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к бухгалтерской отчетности.
Баланс показывает состояние хозяйственных средств и их источников на дату его составления. Но в течение отчетного периода они постоянно изменяются. И это движение отражается на счетах с помощью двойной записи.
Рассмотрим бухгалтерский баланс в упрощенной форме. (Приложение 1 ). В учебных целях актив баланса поместим в левую часть таблицы, а пассив в правую. Нумерация разделов баланса идет последовательно. Актив включает I и II разделы, пассив – с III по V.
В I разделе баланса отражаются хозяйственные средства длительного использования. Сюда входят НМА (права пользования товарными знаками, патентами, авторские права на программы для ЭВМ, базы данных, деловая репутация организации и т.д.), ОС ( здания, сооружения, машины и оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь и т.д.), долгосрочные финансовые вложения, например, в акции и облигации.
Во II разделе отражается состояние оборотных активов, среди которых находятся хозяйственные средства предприятия, которые используются в одном производственном цикле, включая денежные средства и дебиторскую задолженность.
В III разделе приводятся источники собственных средств предприятия (капитал, целевые поступления, прибыль)
В IV и V разделах представлены заемные средства: долгосрочные и краткосрочные, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и т.д.
В расчетах с кредиторами отражены суммы, еще не перечисленные в бюджет, органам социального страхования, задолженность поставщикам за материалы и т.д. Предприятие может временно использовать эти средства в своем обороте, хотя реально они ему не принадлежат.
Подводя итог, можно заключить, что бухгалтерский баланс – документ бухгалтерского учета, который содержит взаимосвязанные сведения о средствах предприятия и источниках их формирования, а также информацию о финансовом положении предприятия на определенную дату (месяц, квартал, год)
IV. Применение полученных знаний на практике.
Метод - Решение практических задач, активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Самостоятельное выполнение заданий в знакомой и измененной ситуации.
Н.Л.Вещунова, Н.В.Неелова «Основы бухгал-терского учета» Задачи 2.2, 2.3, 2.4 с.14-15

V. Закрепление.
Тест (Приложение 2)
Метод - групповая работа


VI. Подведение итогов занятия
Все ли вам было понятно?
Что вам больше всего запомнилось?

Подготовить учащихся к работе на уроке.








Установить полноту и осознанность знаний, полученных на предыдущих занятиях, устранить пробелы в знаниях, совершенствуя при этом умения и навыки.



Дать учащимся представление о строении и назначении бухгалтерского баланса, рассмотреть правила оценки статей бухгалтерского баланса.




































































Добиться осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний







Закрепить полученные знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы
Провести анализ и оценку работы учащихся на уроке, наметить перспективу дальнейшей работы.


Приложение 1

Баланс предприятия

АКТИВ
ПАССИВ


Внеоборотные активы


Оборотные активы





Капитал и резервы

Долгосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства



























Приложение 2.

Выберите правильные ответы:
Баланс является – (учетным / отчетным / плановым / прогнозным ) документом.
Баланс – это (материальный / вещественный / финансовый ) отчет организации.
Балансы разных регионов (могут / не могут ) отличаться друг от друга, но общие принципы их построения (одинаковые / разные ).
Баланс содержит финансовую информацию по организации (на отчетную дату / за отчетный период).
Любой баланс, чтобы быть надежным, должен содержать следующую информацию:
Название документа (баланс)
Название организации, для которой составлен баланс
__________________________________________________________________________________________________________________________
Для того, чтобы приносить пользу, балансовые отчеты должны быть своевременными и точными. Если анализировать финансовое положение организации в апреле 20ХХ г. по балансовому отчету на 1 января 20ХХ г., то (можно / нельзя ) сделать обоснованные выводы.
Чтобы быть уверенным в достоверности балансовых отчетов, нужно иметь:
Акт налоговой проверки организации;
Аудиторское заключение;
Решение совета директоров организации об утверждении бухгалтерской отчетности.