Методическая разработка урока «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
«Борский государственный техникум»









Методическая разработка урока

Дисциплина «Основы бухгалтерского учёта»

Тема урока: «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание»








Разработала:
Рязанцева Екатерина Викторовна преподаватель I квалификационной категории












с. Борское 2014г

Тема урока: «Бухгалтерский баланс, его строение и содержание»
Тип урока: комбинированный.
Метод ведения: словесно-практический с элементами беседы и самостоятельной работы.
Мотивация темы и формы проведения занятия: тема выбрана в соответствии с рабочей программой по дисциплине и календарно-тематическим планом. Для достижения наилучшего результата учебного занятия применяются активные формы обучения, способствующие одновременно активизации интереса студентов и закреплению изученного материала. Рассматривать бухгалтерский баланс, не отрабатывая одновременно первичные навыки его заполнения нецелесообразно. Методическое обеспечение занятия: бланки бухгалтерского баланса; карточки «Состав имущества предприятия и его источников», «Изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций», «Типы изменений в бухгалтерском балансе».
ТСО: микрокалькуляторы.
Цели урока:
обучающая – сформировать понятие бухгалтерского баланса и типов изменений в нем под влиянием хозяйственных операций;
развивающая – формировать умение составлять бухгалтерский баланс и отражать в нем изменения под влиянием хозяйственных операций посредством выполнения практических заданий; развивать логическое мышление; умения сравнивать, обобщать, анализировать;
воспитательная – развивать навыки самостоятельной работы, чувство личной ответственности за выполняемое дело, внимательность, аккуратность при составлении бухгалтерских документов.
Задачи урока:
разобрать понятие бухгалтерского баланса;
изучить структуру баланса;
научиться составлять баланс;
освоить порядок определения типов изменения в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.
Внутридисциплинарные связи: тема «Общая характеристика бухгалтерского учета». Основные понятия: объекты бухгалтерского учета, классификация имущества предприятия по виду, составу, размещению и по источникам формирования.
Этапы опережающего обучения: самостоятельный поиск в словаре терминов «баланс», «актив», «пассив».
Критерии и методы диагностики уровня готовности студентов к занятию (обученности): готовность студентов к занятию определяется в процессе беседы, выбранной одним из методов ведения занятия, при проведении которой ликвидируются пробелы в знаниях студентов.
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: основным методом диагностики является практическая работа, выполняемая студентами на занятии, критерием эффективности, соответственно, является правильность заполнения баланса, таблиц. Проверка практических заданий осуществляется в процессе занятия.

Ход урока
1. Организационный момент.
приветствие
проверка явки студентов
заполнение преподавателем классного журнала
проверка готовности студентов к уроку (тетради, ручки)
настрой студентов на работу.
2. Постановка задач урока.
Сегодня мы приступаем к изучению одного из самых главных вопросов бухгалтерского учета – бухгалтерскому балансу. Знания, полученные сегодня на занятии, помогут вам и при изучении таких дисциплин, как «Экономка», «Организация и технология розничной торговли», и, конечно же, практическая деятельность любого бухгалтера, коммерсанта немыслима без знания бухгалтерского баланса. Поэтому наша задача на сегодня – разобрать, что такое бухгалтерский баланс и научиться его составлять, а для этого мы выполним несколько практических заданий.
3. Изучение нового материала (сообщение преподавателя с элементами беседы)
3.1. С понятием «Баланс» мы встречаемся довольно часто. Скажите, а вы где встречали этот термин?
Ответы: баланс витаминов в организме; балансировка шин автомобиля; баланс весов в магазине и т.д.
А как вы думаете, что означает слово «баланс»
Ответ: балансировка, равновесие определенных частей.
Сам термин баланс возник от латинского «bilanx», что дословно переводится: «bis» - дважды, «lanx» - чаша весов. Таким образом «bilanx» - двучашие. Значит, баланс означает равенство двух чаш, на которых располагаются какие-то объекты. А теперь напомните мне, что является основными объектами бухгалтерского учета.
Ответ: имущество организации и ее обязательства.
Значит, на чашах весов бухгалтерского баланса будут находиться что?
Ответ: его объекты – имущество и обязательства.
И теперь мы подошли к определению – что такое бухгалтерский баланс. Это способ экономической группировки имущества предприятия по его составу, размещению и источникам формирования на определенную дату в денежном выражении.
Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, левая часть которой называется Актив, а правая – Пассив. В активе располагаются хозяйственные средства предприятия по своему виду, составу и размещению, а в пассиве – источники формирования хозяйственных средств в денежном выражении. Итоговые значения актива и пассива баланса называют валютой баланса. Валюта актива всегда равна валюте пассива баланса, в этом и состоит основное назначение баланса – добиться равенства между объектами бухгалтерского учета. Обратите внимание на структуру баланса. Каждое наименование определенного вида хозяйственного средства или его источника в бухгалтерском балансе выделенное отдельной строкой называется статьей баланса. Статьи объединены в группы, а группы – в разделы. Например, статьей актива баланса являются касса, расчетный счет. Они объединены в группу «денежные средства», а эта группа принадлежит второму разделу баланса – оборотные активы. Теперь подчеркните 3 статьи актива баланса, затем 3 статьи пассива баланса, затем группы статей актива и пассива, и наконец, разделы актива и пассива.
Итак, сколько разделов содержит актив баланса?
Ответ: два актива
Назовите их.
Ответ: Внеоборотные активы, оборотные активы.
А сколько разделов содержит пассив баланса?
Ответ: три раздела
Назовите их.
Ответ: капитал и резервы, долгосрочные обязательства, краткосрочные обязательства.
3.2. Закрепление изученного материала:
Выполнение самостоятельной работы по составлению бухгалтерского баланса с использованием изученного материала по заданию преподавателя.
А теперь проведем небольшую практическую работу. Я раздаю вам таблицы, в которых представлены виды хозяйственных средств и источники их формирования на 1 января в денежном выражении. Ваша задача за 15 минут произвести группировку этих данных и осуществить записи в баланс по статьям, рассчитать суммы по группам статей и по разделам. Кроме того, необходимо подсчитать валюту баланса.
3.3. Анализ выполненной работы и оценка уровня усвоения новой темы.
Итак, время вышло. Все успели справиться с работой? Теперь проверим правильность решения. Сравните ваш баланс с тем, который видите на доске, и самостоятельно исправьте ошибки, если такие имеются. (В это время контролирую, какие производят исправления, и отмечаю распространенные ошибки. По окончании проверки озвучиваю результаты, разбираю ошибки).
4. Решение производственных ситуаций по изменениям в балансе под влиянием хозяйственных операций
На любом предприятии ежедневно происходит огромное количество различных хозяйственных операций. Например, поступают материалы о поставщиков, отгружается готовая продукция покупателям, оплачиваются налоги в бюджет и многие другие. Каждая операция вызывает определенные изменения в составе и размещении хозяйственных средств и источников их формирования. Так как хозяйственные средства составляют актив баланса, а источники их формирования – пассив, то изменения в средствах и источниках вызовут, соответственно и изменения и в статьях бухгалтерского баланса. Давайте посмотрим, каким изменениям подвергнется баланс под влиянием хозяйственных операций.
Рассмотрим операцию: «С расчетного счета в кассу получены наличные деньги». Прежде всего, нам необходимо определить, какие статьи баланса будут изменяться в результате совершения этой операции?
Ответ: статьи «Расчетный счет» и «Касса».
Вопрос: Данные статьи принадлежат к какому разделу баланса – Активу или Пассиву?
Ответ: обе статьи активные, расположены в Активе баланса.
Вопрос: А в какую сторону – увеличения или уменьшения средств произойдет изменение?
Ответ: статья «Расчетный счет» уменьшится, а статья «Касса» увеличится на сумму операции.
Рассматриваемая операция вызовет изменение по статьям актива баланса, одна статья увеличится, а другая уменьшится на сумму хозяйственной операции, что же при этом произойдет с валютой баланса? Она изменится?
Ответ: нет, валюта баланса останется без изменения.
Введем дополнительные обозначения. Статьи Актива будем называть заглавной буквой «А», статьи Пассива – буквой «П», а сумму хозяйственной операции – «Х». Используя данные условные обозначения составим схему изменения в баланса под влияние нашей операции.
Ответ: А+Х-Х=П
Теперь рассмотрим еще одну операцию: «С расчетного счета оплачено поставщику». Что необходимо определить в первую очередь?
Ответ: какие статьи баланса изменятся.
Назовите эти статьи.
Ответ: статьи «Расчетный счет» и «Расчеты с поставщиками».
Вопрос: Что происходит с этими статьями?
Ответ: на обоих статьях происходит уменьшение средств и источников.
К каким разделам баланса принадлежат статьи?
Ответ: статья «Расчетный счет» - активная, статья «Расчеты с поставщиками» - пассивная.
Вопрос: Данная операция вызывает уменьшение одной статьи актива и одной статьи пассива, а как это отразится на валюте баланса?
Ответ: валюта баланса уменьшится на сумму хозяйственной операции.
Вопрос: Теперь составим формулу изменения в балансе по операции.
Ответ: А-Х=П-Х
Вопрос: А теперь составим алгоритм по определению изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. Что необходимо определить, прежде всего?
Ответ: на каких статьях, происходит изменение; в какую сторону – увеличения или уменьшения данное изменение, к каким разделам баланса относятся статьи; что происходит с валютой баланса и составляем формулу изменения.
Алгоритм понятен всем? Тогда переходим к очередной самостоятельной работе.
4.1. Выполнение самостоятельной работы по определению изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.
Сейчас я раздам вам таблицы, в которых приведены различные хозяйственные операции. Ваша задача, используя рассмотренный только что алгоритм определить формулу изменения в балансе по этим операциям и записать ее в таблицу. На выполнение этого задания отводится 15 минут.
4.2. Анализ самостоятельной работы и формулирование вывода о структуре изменений в бухгалтерском балансе под влиянием хозяйственных операций.
Теперь возьмите цветные карандаши, и в таблице выделите одинаковым цветом одинаковые формулы. У меня получилась вот какая картина Внимание: сколько цветных карандашей вы использовали?
Ответ: 4.
Значит сколько типов изменения в балансе под влиянием различных хозяйственных операций возможно?
Ответ: 4.
Для того чтобы правильно определить и сформулировать типы изменений в бухгалтерском балансе, воспользуемся еще одной таблицей. Сейчас давайте заполним эту таблицу. Какая формула соответствует первому типу изменений?
Ответ: А+Х-Х=П
Вопрос: Операции, соответствующие данной формуле какое влияние оказывают на статьи баланса?
Ответ: Изменяются только статьи актива: одна увеличивается, а другая уменьшается на сумму операции.
Вопрос: Что при этом происходит с валютой баланса?
Ответ: валюта баланса не изменяется.
Остальные типы изменений заполните самостоятельно.
Настало время проверить, правильно ли вы выполнили задание. Внимание на доску. Если имеются ошибки, или неточности, то исправляем и комментируем все типы изменений.
5. Подведение итогов урока, выводы.
Итак, наш урок подходит к концу.
Вопрос: Что вы узнали нового за урок?
Ответ: что такое баланс, его структуру, какие изменения происходят в балансе под влиянием хозяйственных операций.
Вопрос: А чему вы научились за урок?
Ответ: научились составлять баланс и определять типы изменений.
Выставляю оценки за урок в зависимости от правильности и полноты выполненных заданий.
6. Самостоятельная работа.
На основании хозяйственных операций, по которым вы определяли изменения в балансе, отразите изменения по статьям и составьте бухгалтерский баланс с учетом этих изменений. На этом урок закончен.
До свидания.










Задание «Определение типа изменения баланса»

Вариант 1

1. Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 5000 руб.
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

2. Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 25000 руб.
Кредит 50 «Касса»

3. Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» 7000 руб.
Кредит 51 «Расчетные счета»

4. Дебет 51 «Расчетные счета» 8000 руб.
Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

5. Дебет 84 «Нераспределенная прибыль» 19000 руб.
Кредит 82 «Резервный капитал»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вариант 2
1. Дебет 41 «Товары» 3000 руб.
Кредит 42 «Торговая наценка»

2. Дебет 20 «Основное производство» 40000 руб.
Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

3. Дебет 84 «Нераспределенная прибыль» 90000 руб.
Кредит 80 «Уставный капитал»

4. Дебет 50 «Касса» 90000 руб.
Кредит 51 «Расчетные счета»

5. Дебет 99 «Прибыли и убытки» 50000 руб.
Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Список использованной литература:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, № 50, ст. 7344. 2. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Теория бухгалтерского учета. – М.: Проспект, 2012. – 240 с. 3. Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет. – М.: Рид Групп, 2011. – 608 с. 4. Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В. Бухгалтерский учет. – М.: Академия, 2011. – 432 с. 5. Губарец М.А. Зарплатные налоги. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 187 с. 6. Касьянова Г.Ю. Главная книга бухгалтера. – М.: АБАК, 2013. – 864 с. 7. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2012. – 656 с. 8. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2013. – 280 с. 9. Лебедева Е.М. Бухгалтерский учет. – М.: Академия, 2012. – 304 с. 10. Чая В.Т., Латыпова О.В. Бухгалтерский учет. – М.: Кнорус, 2011. – 520 с.
11. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ». 12.12.2011. № 50, ст. 7344. 12. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // «Экономика и жизнь». № 46. 2000. 13. Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета. - Ростов на/Д: Феникс, 2013. - 336 с. 14. Жуков В.Н. Основы бухгалтерского учета. - СПб.: Питер, 2012. - 336 с. 15. Кеворкова Ж.А., Сапожникова Н.Г., Савин А.А. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. – М.: Кнорус, 2010. – 592 с. 16. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.: Инфра-М, 2010. – 656 с.








13PAGE 15


13PAGE 14415