Презентация Алгоритм действий педагога при выявлении обучающихся с высоким риском суицидального поведения


Кризисное вмешательство при высоком риске суицидаПедагог-психолог Е.В. НикитинаМБОУ «Конзаводская средняя школа им. В.К. Блюхера»20.05.2016 Нормативные документыПостановление КДНиЗП Пермского края от 03.12.2014 г. № 11 «Об эффективности работы по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних, мерах по снижению количества суицидов и суицидальных попыток»Методические рекомендации «Организация межведомственной работы по снижению числа суицидов в муниципальных образованиях Пермского края» Приложение 1. Порядок межведомственного взаимодействия по профилактике суицидальных попыток и суицидов несовершеннолетнихЦель и задачиПорядок межведомственного взаимодействияОрганизация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведениюОрганизация профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими суицидальную попыткуОрганизация профилактической работы с окружением несовершеннолетнего, совершившего суицид Организация профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведениюВыявление несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению (психологическая диагностика ежегодно в сентябре и феврале, на основании определения факторов суицидального риска);Разработка индивидуальной программы сопровождения (ИПС) несовершеннолетних, имеющих факторы суицидального поведения. Организация профилактической работы с несовершеннолетними, совершившими суицидальную попыткуРазработка индивидуальной программы сопровождения несовершеннолетнего, совершившего суицидальную попытку (ИПС);Планирование мероприятий по оказанию психологической помощи, медицинской помощи, коррекционно-развивающие занятия, занятость несовершеннолетнего, мероприятия по формированию поддерживающего окружения несовершеннолетнего, работу с родителями. «Школьный психолог», № 11, 12 за 2015 год, семинар-практикум для педагоговС точки зрения социально-психологического подхода профилактика развития психологических кризисов является неспецифической профилактикой суицида;Процесс взросления и социализации приобретает кризисный характер, переставая быть процессом естественного роста и созревания;Подростковый суицид – «крик о помощи». Требования к ведущемуПедагог-психолог первой или высшей категории, со стажем работы не менее 5 лет, имеющий специальную подготовку (курсы повышения квалификации) в области работы с кризисными и суицидальными клиентами 3 группы детей по стилю реагирования на трудности:«отстаивающие себя»негодуют, гневаются, выражают протест, активно ищут выход из трудной ситуации;Обладают неплохими ресурсами;Их необходимо корректно побуждать к неагрессивному поведению, направить «энергию в мирное русло». «ищут помощь во вне»Члены семьи находятся в состоянии стресса и неопределенности, могут быть не в состоянии оказать поддержку ребенку;Есть поддержка группы;Необходимо более пристальное внимание к этим детям. Замыкаются в себе «улитка в раковине»Никто не знает, что он думает, чем занят, что собирается сделать;Есть вероятность, что агрессия и гнев могут быть обращены на себя и вылиться в самоповреждающие действия. Для всех трех групп детей необходимо:Обучение навыкам конструктивного выражения гнева и агрессии, помощь в овладении умением корректно отстаивать себя, свои права и интересы. Характерная черта кризиса - неотложностьПри недоступности оперативного вмешательства психолога, педагог может сам повлиять на ситуацию и на первоначальном этапе оказать ребенку психологическую поддержку (смотри другую презентацию) Этапы беседы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап Главная задачаИспользуемые приемыНачальный Установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства»Сопереживание, эмпатийное выслушиваниеВторой Установление последовательности событий, которые привели к кризисной ситуации; снятие ощущения безысходности ситуацииПреодоление исключительности ситуации, поддержка успехами и достижениями, внимание к содержанию, определение конфликтаТретий Совместное планирование деятельности по преодолению кризисной ситуацииИнтерпретация, планирование, удержание паузы, фокусирование на ситуацииЗаключительный Формирование плана деятельности, активная психологическая поддержкаЛогическая аргументация, рациональное внушение уверенности Психологическая помощь уцелевшим после суицида, что следует делать:Быть понимающим, заботливым, не осуждать;Дать возможность еще и еще раз рассказать о печальных событиях;Быть внимательным слушателем, не фиксироваться на ошибках;Подчеркивать, что они должны чувствовать то, что чувствуют, что это нормальное явление;Информировать о группах самопомощи, о литературе;Заверить, что вы можете быть полезны. Чего не следует делать:Допускать, что суицид является психическим заболеванием;Давать обещания, которые вы не сможете выполнить, ибо это приведет к обманутым надеждам, разочарованию, которые разрушат лучшие намерения;Принимать на себя чувства и просьбы;Делать замечания типа «Это была Божья воля» или «Не нужно вспоминать об этом, вам и так тяжело»;Стараться рационализировать бытие. Последние советыУ ребенка должна быть возможность встретиться или поговорить с вами не только в рабочее время;Хорошо иметь в кабинете плед, подушки, мягкие игрушки (эти вещи «неосознаваемые» ресурсу, опора ребенка), воду, конфетки, одноразовые платочки;Если ребенок смотрит в сторону, молчит, можно спросить «Что ты чувствуешь сейчас, что происходит?»;«Заземление» – осознание того где я сейчас, что со мной происходит, что с моим телом, где Я – как консультант, где ребенок;«Визитка» – время следующего сеанса, приема;48 часов после работы с психологом – просим ребенка не принимать никаких важных решений;В кризисе не принимаем важных решений;Уважение к темпу ребенка – если не хочет говорить, не надо заставлять;Помнить о стадиях нормального горевания (шок, гнев, торг, депрессия, принятие).