Слагаемые выбора профиля обучения


Петровский филиал
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ольховская средняя общеобразовательная школа»
Хомутовского района Курской области
Рассмотрено на заседании Утверждаю
МС протокол №___ Директор школы
От « »____________2014г _______________Л.В.Дрогвинова
Приказ «_________
От « »______________2014г
Согласовано
Заместитель Директора по УВР
___________Г.В.Плиева
Рабочая программа
курса «Слагаемые выбора
профиля обучения»
9 класс (базовый уровень)
Примерная программа для основного общего образования по курсу
«Слагаемые выбора профиля обучения» и авторская программа курса «Слагаемые выбора профиля обучения» образовательных учреждений
(Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, Ю.О.Просихина -М.: «Планета»)
Авторы: Л.Н.Бобровская, Е.А.Сапрыкина, Ю.О.Просихина.
Количество часов:35 часов в год (1 час в неделю)
Учитель: Жарикова Г.Н.
Учебный год: 2014-2015.
Пояснительная записка
Курс «Слагаемые выбора профиля обучения» составлена на основе профориентационного курса «Человек и профессия», авторы – составители Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина.
Программа включает следующие разделы: основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки выпускников.
В соответствии с учебным планом школы на изучение курса «Слагаемые выбора профиля обучения» в 9 классе отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиограмма;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, виды карьеры;
личный профессиональный план;
общение;
самооценка;
профпригодность;
компенсация способностей;
рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план;
проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
обучение через опыт и сотрудничество.
Учебно-тематическое планирование курса
№п\п Наименование темы Кол-во часов
1 Введение . предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана 1
2 Познавательные процессы и способности личности 6
2.1 Память. Внимание. 2
2.2 Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. 1
2.3 Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта 2
2.4 Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей 1
3 Психология личности 6
3.1 Типы нервной системы. Типы темпераметра. Характер. Самооценка 2
3.2 Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды 2
3.3 Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов 2
4 Мир профессий 10
4.1 Понятия профессии, специальности, специализация, квалификация. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда 2
4.2 Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы 2
4.3 Типы профессий. Матрица выбора профессий 1
4.4 Характеристика профессий типа «человек - человек» 1
4.5 Характеристика профессий типа «человек - техника» 1
4.6 Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» 1
4.7 Характеристика профессий типа «человек - природа» 1
4.8 Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» 1
5 Профессиональное самоопределение 7
5.1 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») 2
5.2 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей 2
5.3 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») 1
5.4 «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» 1
5.5 Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации при выбору профессии 1
6 Подготовка к будущей карьере 2
6.1 Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования 2
7 Обобщение 2
7.1 Построение личного профессионального плана. Зачет 3
Итого: 35
Календарно – тематический план (35 часов)
№п\п Тема урока Кол – во часов Тип урока,
его форма Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Задание для индивидуальной работы Дата Датафакт
1 2 3 4 5 6 7 1. Предмет и задачи курса 1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана Знать:
- роль профессионального самоопределения в жизни человека;
- основные разделы программы курса;
- понятие личного профессионального плана;
- основные структуры личного профессионального плана;
Уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- составлять личный профессиональный план Задание 1.1 2. Память 1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Приемы запоминания. Знать:
- определение понятия «память»;
- процессы памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение);
- виды памяти;
- особенности отдельных приемов запоминания.
Уметь:
- использовать приемы запоминания в конкретных случаях. Задание 2.1 3 Внимание 1
Урок усвоения новых знаний. Решение ситуацио-нных задач
Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей внимания личности Знать:
- определение понятия «внимание»;
- качества внимания;
- виды внимания.
Уметь:
- использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям Задание 2 4 Формы чувственного познания 1
Урок усвоения новых знаний. Дидактическая игра Формы чувствен-ного познания окружающего мира: ощущение, восприятие, представление, воображение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий Знать:
- определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»
Уметь:
- объяснить, как происходит познание окружающего мира;
- анализировать ситуации. Связанные с чувственным познанием мира Задание 2.3 – 2.6 5 Мышление 1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Основные качества мышления. Знать:
- определение понятия «мышление»;
- типы мышления;
- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)
- основные операции мышления:
- основные качества мышления.
Уметь:
- использовать основные операции мышления при решении логических задач Задание 2.7 6 Интеллекту-
альная сфера 1
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы. Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку) Знать:
- определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»
-типы интеллекта. Задание 2.8 7 Способности личности 1
Урок усвоения новых знаний. Беседа с решением ситуацион-ных задач Способности. Виды способностей: общие и специальные. Разновидности специальных способностей. Условия развития специальных способностей Знать:
- понятие «способности»;
- виды способностей: общие и специальные;
- разновидности специальных способностей.
- условия развития специальных способностей.
Уметь:
- объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности 8. Типы нервной системы. Темперамент 1
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы. Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. Знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;
- типы нервной системы и их различия;
- типы темперамента.
Уметь:
- характеризовать типы темперамента человека по его поведению;
- характеризовать чвой тип нервной системы;
- выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик Задания 3.1 – 3.5 9. Характер и самооценка 1
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий Характер. Виды черт характера. Самооценка. Анализ различных черт характера. Выявление уровня самооценки. Знать:
- определение понятий «характер» «самооценка»
- виды черт характера.
Уметь:
- соотносить поведение человека с его чертами характера
- выявлять уровень собственной самооценки Задания 3.6 – 3.10,
3.12 10 Самоопределение личности 1
Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа
Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение Знать:
- определение понятия «самоопределение личности»;
- виды самоопределения
- определение понятия «профессиональное самоопределение»
Уметь:
- называть свои ценностные ориентации Задание 3.11 11 Мотивационная сфера 1 Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. Потребности. Виды потребностей Знать:
- определение понятия «мотив», «мотивация»;
- определение понятия «потребность»;
- виды потребностей.
Уметь:
- выявлять свои мотивы в получении будущей профессии;
- определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений Задание 3.13 12 Общение 1
Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий. Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. Знать:
- определение понятия «общение»;
- определение понятия «деловое общение»;
- признаки делового общения
Уметь:
- определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик;
- использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях Задания 3.14 13 Конфликты 1
Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с элементами беседы Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов Знать:
- определение понятия «конфликт»;
- виды конфликтов;
- способы разрешения конфликтов.
Уметь:
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях Задания 3.15
3.16 14 Профессия, специальность специализация квалификация 1
Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.
Анализ различий между понятиями
«профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» Знать:
Этапы профессионального самоопределения;
- определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,
Уметь:
- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;
- устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» 15 Характеристика труда 1
Урок усвоения новых знаний. Лекция Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Анализ процесса, характера и условий труда различных профессий Знать:
- определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»
Уметь:
- объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных профессий Задание 4.1 16 Классифи-кация профессий 1
Урок усвоения новых знаний. Эвристичес-кая беседа Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову Знать:
-определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;
- структуру и содержание таблицы Е.А. Климова
Уметь:
- объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда» 17 Формула профессии. Профессио-грамма. 1
Урок усвоения новых знаний. Умений и навыков. Практическая работа Формула профессии. Работа с таблицей Е.А.Климова. Профессиограмма. Знать:
- определение понятия «профессиограмма»
Уметь:
- составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова;
- пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии Задание 4.2 18 Типы профессий. Матрица выбора профессии. 1
Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристичес-кая беседа Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся
Знать:
- основные типы профессий;
- ведущий предмет труда каждого типа профессии
Уметь:
- определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии Задания 4.3 – 4.6 19 Характеристика профессий типа «человек - человек» 1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек» Знать:
- характеристику профессий типа «человек - человек»;
- подтипы профессий типа «человек - человек»;
- определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК);
- ПВК профессий типа «человек - человек».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек». 20 Характеристика профессий типа «человек - техника» 1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - техника». Знать:
- характеристику профессий типа «человек - техника»;
- подтипы профессий типа «человек - техника»;
- ПВК профессий типа «человек - техника».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - техника». 21 Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» 1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – знаковая система». Знать:
- характеристику профессий типа «человек – знаковая система»;
- подтипы профессий типа «человек – знаковая система»;
- ПВК профессий типа «человек – знаковая система».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – знаковая система». 22 Характеристика профессий типа «человек - природа» 1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - природа». Знать:
- характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа».
- ПВК профессий типа «человек - природа».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - природа». 23 Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» 1
Урок усвоения навыков и умений. Эвристичес-кий семинар Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ».
Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек – художественный образ». Знать:
- характеристику профессий типа «человек – художественный образ».
- подтипы профессий типа «человек – художественный образ».
- ПВК профессий типа «человек – художественный образ».
Уметь:
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек – художественный образ». 24 Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу) 1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности Знать:
- определение понятий «склонности», «интересы» 25 Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу) 1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся Анализ учащимися собственных склонностей, интересов и мотивов, влияющих на профессиональный выбор Уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере Задания 5.1,
5.2 26 Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу) 1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность Знать:
- определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».
- виды профессиональной пригодности, их сущность.
Уметь:
- пояснять сущность профессиональной пригодности. 27 Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу) 1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Защита мини – проектов учащихся
Анализ учащимися собственных возможностей, влияющих на профессиональный выбор Уметь:
- обосновывать наличие у себя специальных способностей, влияющих на профессиональный выбор Задание 5.3 28 Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах
(надо) 1
Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах
(«надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.
Анализ регионального рынка труда. Выявление наиболее востребованных профессий Знать:
- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».
- Компоненты и субъекты рынка труда.
Уметь:
- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда 29 Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо» 1
Урок обобщения и систематиза-ции новых знаний. Эвристи-ческий семинар Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо») Знать:
- взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.
Уметь:
- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда 30 Мотивацион-ные факторы выбора профессии 1
Урок обобщения и систематиза-ции новых знаний. Эвристи-ческий семинар
Мотивационные факторы выбора профессии.
Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии Знать:
- мотивационные факторы выбора профессии.
Уметь:
- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- осуществлять выбор профессии, используя изученный материал 31 Карьера. Виды карьеры 1
Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуацион-ных задач Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры Знать:
- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»;
- отличительные признаки различных видов карьеры.
Уметь:
- проектировать варианты своей будущей карьеры 32 Профессио-нальный рост 1
Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста Знать:
- определение понятий «должность», «внутренняя и внешняя оценка карьеры»
Уметь:
- давать внутреннюю и внешнюю оценку вариантам своей будущей карьеры;
- обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры 33 Зачет 1
Урок обобщения и систематиза-ции знаний. Итоговое тестирование Обобщение изученного теоретического материала Задание 7.1 34-35 Построение личного профессио-нального плана 2 Урок обобщения и систематиза-ции знаний. Итоговая диагностика Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта Уметь:
- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»;
- делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии Задание 7.2 Содержание тем учебного курса
Разделы и темы Количество часов
Раздел I
Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана 1
Раздел II
Познавательные процессы и способности личности 6
Память.
Внимание.
Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.
Мышление. Особенности интеллектуальной сферы.
Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Раздел III
Психология личности 6
Типы нервной системы. Типы темперамента.
Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека.
Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение.
Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. Раздел IV
Мир профессий 10
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. . Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессий.
Характеристика профессий типа «человек – человек».
Характеристика профессий типа «человек – техника.
Характеристика профессий типа «человек – знаковая система».
Характеристика профессий типа «человек – природа».
Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».
Раздел V
Профессиональное самоопределение 7
Склонности в профессиональном выборе («хочу»).
Интересы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности.
Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»).
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо».
Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Раздел VI
Подготовка к будущей карьере 2
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования Обобщение 3
Построение личного профессионального плана. Зачёт по курсу. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе «Слагаемые выбора профиля обучения»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план»;
роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
перечислять основные разделы программы курса;
составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «память», «внимание»;
виды памяти и внимания;
качества внимания;
определения понятий «ощущение», «восприятие», «воображение»;
определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
виды мышления;
формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
основные операции мышления;
основные качества мышления;
определение понятия «способности»;
основные виды способностей;
особенности интеллектуальной сферы;
типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
называть основные процессы памяти;
перечислять основные виды памяти;
указывать отличительные особенности различных видов памяти;
определять особенности своей памяти;
перечислять основные приемы и методы запоминания;
перечислять основные качества и виды внимания;
объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
определять особенности своего внимания;
объяснять, как происходит познание окружающего мира;
перечислять формы чувственного познания;
перечислять типы мышления;
определять свой преобладающий тип мышления;
называть формы логического мышления и определять их сущность;
перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
определять тип своего интеллекта;
объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения;
определение понятия «конфликт»;
пути предотвращения и разрешения конфликтов;
особенности своей личности;
определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
называть типы нервной системы и их различия;
определять свой тип нервной системы;
выявлять свой ведущий тип темперамента;
определять наиболее типичные черты своего характера;
исследовать формы проявления характера;
выявлять уровень самооценки;
называть отличительные признаки видов мотивации;
использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
называть различные виды потребностей;
указывать основные признаки делового общения;
перечислять способы разрешения конфликтов;
определять свой уровень конфликтности;
объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
выявлять тип своей будущей профессии;
определять свои профессиональные предпочтения;
выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
виды профпригодности;
компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
называть мотивационные факторы выбора профессии;
называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса.
Перечень учебно – методического обеспечения
1.Методическое пособие для учителя по элективному курсу профориентационной направленности « Человек и профессия» 8-9 классы /автор – составитель: Л.Н.Бобровская, О.Ю. Просихина. Е.А. Сапрыкина; под редакцией Н.Н. Рождественской – М.: Глобус, 2007
2. Дневник профессионального самоопределения старшеклассника.
/автор – составитель: Л.Н.Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина.
– М.: Глобус, 2007
3. Электронное сопровождение курса / авт.- сост. :Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред.Н.Н. Рождественской.-2-е изд.; доп. – М.:Глобус,2008,-101 с. –
Список литературы:
Для учителя:
Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессии. – Обнинск, 1998.
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкина – М., 1997.
Кулагин Б.В., Основы профессиональной психодиагностики. – М., 1984.
Орлов Ю.М., самосознание и самовоспитание характера. – М., 1991.
Прощицкая Е.Н., Практикум по выбору профессии. – М., 1996.
Чистякова С.Н., Захаров Н.Н., Профессиональная ориентация школьников. – М., 1987.
Ресурсы Интернета
Дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
Для учащихся:
Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева А.А., Справочник начинающего профконсультанта. – М., 1998.
Климов В.А., Как выбрать профессию. – М., 1990.
Мир профессии. – М., 1988.
Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А.Лекторского и А.Ф. Малышевского. – М., 1993.
Орлов Ю.М., Самосознание и самовоспитание характера: Беседы психолога со старшеклассниками. – М., 1985.
Петровский А.В., Что мы знаем и чего не знаем о себе? – М., 1988.
Резапкина Т.В., Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003.