Рабочая программа по курсу Слагаемые выбора профиля обучения


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГНИЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрена»
на заседании ШМО учителей-предметников основной школы
Протокол № ______
От «____» _________ 2016 г.
Руководитель:
__________/ Суслова Н. Г.
«Согласована»
Заместитель директора по УВР
_________/ Даренских Л. В.
«____» __________ 2016 г. «Утверждена»
Приказ № _______
от «____» __________ 2016 г.
Директор школы:
_______/ Румянцева Т. Ф.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Слагаемые выбора профиля обучения»
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2016 - 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Суслова Наталья Георгиевна
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория
2016 г
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы Чистяковой С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010
Цель курса: оказание психолого-педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.
Задачи:
сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старших классов школы, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;
способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
обеспечить способами и приемами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;
способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.
Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению (проба выбора профиля обучения), информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных к данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на производимый выбор.
Также целесообразно сопоставить потенциальное профессиональное «хочу» и «могу» и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать педагогически-провокационную ситуацию столкновения факторов выбора профиля обучения при помощи заполнения простейшей таблицы — матрицы принятия решения. Работа с матрицей альтернативного выбора позволит формулировать, ранжировать и наглядно «количественно» соотносить аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля обучения.
Элективный курс завершается индивидуальными консультациями и процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы.
Занятия желательно проводить в кабинете, оборудованном компьютерной техникой и видеоаппаратурой для дополнительного привлечения и эффективного использования информационных ресурсов. Однако если сельская или городская школа не имеет таких технических возможностей, допустимо проводить занятия в обычном классе, максимально привлекая ресурсы школьной библиотеки.
Количество часов, отводимых на реализацию данного курса в соот-ветствии с программой, — 24 (из них 6 — теория и 18 — практические занятия). Однако могут быть предусмотрены и другие варианты (16 ч, 20 ч). Соответственно при этом уменьшается количество часов на теоретические и практические занятия.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:
знания и представления:
о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;
умения:
находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования;
объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
Содержание курса
Введение. Твои возможности без границ
Какие варианты выбора после девятого класса существуют? Что такое профиль обучения? Твое право на собственное содержание образования. Твои возможности и твои ограничения. Вера в успех. Стоит ли бояться противоречий и своего незнания мира профессионального образования и профессионального труда? Человек как «делатель» общественной пользы. Почему я интересуюсь своим будущим?
1.Изменившееся общество, в котором ты живешь
Изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, и их отражение в мире профессионального труда. От индустриального общества к информационному. От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. В каком обществе мы живем — «новом» или «старом»? Как изменения, происходящие в обществе, сказываются на жизни отдельного человека? Как человеку сохранить свою самобытность в меняющемся мире? За что я собираюсь получать зарплату? За что меня будут ценить в старшей школе и в учреждении профессионального образования?
2.Общество, где есть рынок профессионального труда и образовательных услуг
Что происходит с отечественным рынком труда? Мозаичная профессиональная культура. Синие, белые и золотые воротнички. Универсальный работник и специалист в определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и профессиональные качества как ценность. Человек как субъект выбора и как жертва обстоятельств. Кто помогает человеку найти работу? Мое образование и моя профессия. Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка профессионального труда.
3.Где и как можно продолжить образование и приобрести профессию?Маршруты профессионального успеха в нашем регионе. Начальное,
среднее, высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений профессионального образования. Перспективы профессионального становления в условиях региона (территории). Рынок образовательных услуг. Востребованность различных видов профессионального труда в регионе. Риски предстоящего выбора. Самостоятельная работа с литературой, газетами и журналами. Работа с литературой, материалами СМИ и СМК, отражающими состояние рынка образовательных услуг.
4. Притязания человека и профессиональная карьера Успешность в учебе и профессиональные притязания. Жизненный и профессиональный успех глазами людей с разными ценностными ориентациями. Имидж успешного профессионала и его карьера. Составляющие конкурентоспособности и трудоспособности. Профессиональные достижения. Профессиональная элита. Вертикальная и горизонтальная карьера. Профессиональный успех и воля. Какая у меня воля?
5. Готовность к принятию решения о выборе профиля обучения
Что такое готовность к принятию решения? Как делается выбор? Из чего складывается выбор человека. Что такое варианты выбора. Основания для формулирования факторов выбора. Сколько весит фактор выбора? Какие факторы влияют на мой выбор? Столкновение рационального и интуитивного в выборе. Составление матрицы выбора профиля обучения. Согласен ли я с результатом заполнения матрицы? Мои способности и мой выбор.
6.Эвристические упражнения и задания: проба выбора профиля обучения
Что такое проба выбора профиля обучения? История возникновения пробы. Выполнение пробы. Самостоятельное проектирование пробы. Обсуждение результатов работы.
7.Заключительная рефлексия (твои «за» и «против»)Реализация различных форм рефлексивного осмысления: дебаты,
конференция, «ток-шоу», пресс-конференция, имитационная игра, «защита собственного выбора».
8.Информирование о возможностях получения индивидуальной консультации у специалистов
Дополнительная информационная поддержка выбора профиля обучения (информирование о путях получения психологической, психофизиологической, медицинской консультации, о других ресурсах индивидуальной помощи).
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Слагаемые выбора профиля обучения» 9 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
№ п/п Название разделов, тем уроков кол-во часов дата (п) дата (ф) примечание
Психологические основы выбора профессии 8 1 Понятие о личности. 1 2 Основные характеристики личности 1 3 Свойства нервной системы. Темперамент. 1 4 Характер. Способы формирования характера. 1 5 Интересы и склонности, их учёт при выборе профессии 1 6 Способности и профессиональная пригодность 1 7 Познавательные процессы и их влияние на эффективность и качество деятельности 1 8 Правила выбора профессии. Ошибки в выборе профессии 1 Слагаемые выбора профиля обучения 24 9 Твои возможности без границ. Варианты выбора продолжения образования по окончании основной школы 1 10 Понятие профиля обучения. Право на собственное содержание образования 1 11 Противоречия мира профессионального образования и профессионального труда 1 12 Интерес к собственному будущему. Выполнение эвристических заданий 1 13 Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда 1 14 Особенности общества индустриального и постиндустриального 1 15 От цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальности 1 16 Самобытность человека в меняющемся мире 1 17 Слагаемые оценки труда современного профессионала. Выполнение эвристических заданий 1 18 Изменения на отечественном рынке труда. Мозаичная профессиональная культура. 1 19 «Синие», «белые», «золотые» воротнички. Универсальный работник и специалист в определённой области знаний 1 20 Человек как субъект выбора. Индивидуальные и профессиональные качества человека. 1 21 Помощники человека в поиске работы 1 22 Образование и профессия. Выполнение Эвристических заданий 1 23 Среднее и высшее профессиональное образование. Виды учебных заведений 1 24 Перспективы профессионального становления в условиях региона 1 25 Рынок образовательных услуг 1 26 Современные представления о профессиональной карьере. Пути достижения карьеры. 1 27 Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный успех 1 28 Способы согласования притязаний человека с требованиями к его профессиональной деятельности 1 29 Определения понятия «готовность к принятию решения» 1 30 «Вес» фактора выбора. «Взвешивание» факторов выбора профиля обучения. 1 31 Согласование рационального и интуитивного в выборе. Практическая работа 1 32 Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы 1 33 Критерии готовности к принятию решения о профиля обучения 1 34 Информирование о возможностях получения психологической и медицинской консультативной помощи 1 Формы и методы организации занятий
Методы организации занятий должны быть представлены преимущественно практико-ориентированными, проблемно-поисковыми. Поскольку проблематика вопросов, затрагивающих основания для принятия решений о жизненном, социальном, гражданском, образовательном и профессиональном выборе, очень сильно отличается от привычной учащемуся проблематики учебных предметов, работа с ней создает благоприятное поле для реализации эвристического, вероятностного характера учебного процесса.
В ходе реализации курса целесообразно создавать эвристические ситуации — по определению Хуторского А.В., «особое образовательное напряжение, возникающее спонтанно или организуемое учителем», чтобы у учеников сформировался личный образовательный результат (идея, проблема, гипотеза, версия, схема, опыт, текст). В ходе создания эвристической ситуации определяется ее объект (понятие, традиция, явление, процесс) и связанная с объектом и интересная для учащихся проблема. При этом для того, чтобы сделать проблему личностно значимой для них, необходимо связать ее с имеющимся у подростков жизненным опытом. Также следует обозначить, в чем именно может заключаться ожидаемый образовательный продукт. В ходе занятия учащимся предоставляется возможность лично решить возникшие или созданные проблемы, при этом необходимо обеспечить демонстрацию образовательной продукции учеников в форме устных сообщений, обсуждения в группах и т.д. При наличии соответствующих ресурсных возможностей такая образовательная ситуация может завершаться подготовкой более материализованного образовательного продукта в виде мини- или микропроектной работы, представленной как обзор литературных источников, веб-страниц и веб-сайтов, теле- и радиопередач, самостоятельной подготовки веб-страниц (или сценариев их создания), письменного взаиморецензирования, выступлений с компьютерными презентациями и т.д. Также эвристическая ситуация может заключаться в необычном для учащихся задании, предлагающем дополнить или опровергнуть высказывания известных, авторитетных людей, причем иногда основную ценность представляет не столько содержание высказывания, сколько осознание того, какому именно автору принадлежит данное суждение. Для этих целей в конце введения и первых четырех разделов приведены афоризмы.
Изучение других разделов курса предполагает использование игровых упражнений и диагностических процедур, а при изучении раздела, посвященного принятию решения, — выполнение специального алгоритма повышения готовности к выбору профиля обучения и направления образования. Первый шаг предполагает определение того, какой именно выбор, из каких вариантов собирается сделать учащийся. Второй и третий шаги — выявление тех областей знания, с которыми учащийся собирается связать дальнейшую образовательную деятельность, и тех, в освоении которых он проявляет наибольшую успешность. Четвертый шаг предполагает выявление тех факторов, которые в наибольшей степени определяют ситуативный выбор учащегося. Наконец, пятым шагом является заполнение «матрицы выбора», в которой производится определение набора наиболее значимых факторов выбора, их «взвешивание» и сопоставление на этой основе «веса» различных вариантов.
Изучение курса может проводиться в различных формах — как групповых (в ходе выполнения практических работ), так и индивидуальных. Эффективность курса повышается, если он реализуется в виде погружения, или интенсива. При этом курс может реализовываться либо полностью в начале учебного года, либо частично — в начале и частично — в его середине или конце, дифференцируя массив учащихся в зависимости от уровня готовности к совершению выбора (в начале учебного года) или от фактически заявленного направления продолжения образования (в конце учебного года).
Особенности составления индивидуального плана обучения в старшей школе. Предпрофильная подготовка в 9 классе. Система курсов по выбору.
Учебно-методический комплекс
С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования для обучающихся 9 класса (учебное пособиедля учащихся 9 класса ()льский центр «ектории дальнейшего образованияории.ом; выявление факторов принятия решения о выборе проф), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010
А.Н.Огнева Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования: материалы в помощьдля учащихся 9 класса ()льский центр «ектории дальнейшего образованияории.ом; выявление факторов принятия решения о выборе проф. Курск – 2007
ЛИТЕРАТУРА.
Лернер П.С., Гуткин М.С.(под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И.) Твоя профессиональная карьера. – М., 2003 г.
Симоненко В.Д., Профессиональное самоопределение (в учебнике «Технология» под ред. Симоненко В.Д.). – М., 2002 г.
Кон И.С., В поисках себя: личность и ее самосознание. – М., 1984 г.
Мир профессий. – М., 1985 – 1987 г.
Орлов Ю.В., Самосознание и самовоспитание характера. – М., 1987 г.
Прощицкая Е.Н., Практикум по выбору профессии. – М., 1995 г.
«Психологические тесты» под ред. Карелина Н.В. – М., 2003 г.
Приложение:
Ваше будущее профессиональное образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знания. Выберите такие области из нижеперечисленных и укажите, насколько они вам нравятся.

п/п Области знаний. Очень. Нравится. Не нравится.
1 Математика. 2 Русский язык. 3 Литература. 4 История. 5 Обществознание. 6 География. 7 Биология. 8 Физика. 9 Химия. 10 Технология. 11 Иностранный язык. 12 Информатика, программирование. 2. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?
1 – продолжить обучение в вузе;
2 – продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище;
3 – работать;
4 – пока не знаю.
3. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания 9 класса?
1 – продолжить обучение в школе в 10 – 11 классах;;
2 – учиться экстерном;
4 – учиться в вечерней школе;
5 – продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище;
6 – пока не знаю.
4 С какой сферой деятельности вы связываете свою будущую профессию.

п/п Сферы деятельности Да. Нет.
1 Техника, производство, материальные технологии. 2 Информационные техника и технологии. 3 Медицина. 4 Строительство. 5 Транспорт. 6 Торговля. 7 Сервис, обслуживание населения, услуги. 8 Педагогика. 9 Экономика, организация и управление. 10 Армия, милиция. 11 Право, юриспруденция. 12 Психология. 13 Искусство. 14 Литература, история. 15 Другое. 16 Пока не знаю.
5. Какое образование имеют ваши родители?

п/п Образование. Мать. Отец.
1 Неполное среднее. 2 Среднее. 3 Начальное профессиональное (например, профессионально – техническое училище. ) 4 Среднее профессиональное (например, техникум, колледж. )5 Высшее. 6 Не знаю. 6. Какие профессии имеют ваши родители?

п/п Профессии. Мать. Отец.
1 Рабочие массовых профессий. 2 Рабочие высокой квалификации. 3 Служащие. 4 Медицинские работники. 5 Педагоги, учителя, преподаватели. 6 Научные работники. 7 Торговые работники. 8 Военнослужащие, милицейские работники. 9 Экономисты, бухгалтеры. 10 Работники сферы услуг, сервиса, обслуживания. 11 Работники искусств. 12 Управляющие, менеджеры. 13 Юристы 14 Другое. 15 Не знаю. 8. Какие факторы оказали влияние на выбор вами области будущей профессиональной деятельности или 10 – 11 класс?

п/п Факторы выбора. Да. Нет.
1 Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя. 2 Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении. 3 Профессии родителей. 4 Школьные предметы, которыми бы вы хотели углублённо заниматься. 5 Художественная литература, кино – и видеофильмы, СМИ. 6 Собственный практический опыт профессиональной работы. 7 Примеры и опыты друзей, знакомых. 8 Советы родителей или других родственников. 9 Рекомендации учителей. 10 Дополнительное ( внеклассное) образование. 11 Пока ничего не повлияло, выбор не сделан. 9. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии ( а также специальности, должности, места работы).

п/п Факторы выбора. Да. Нет.
1 Соответствующий вашим особенностям характер работы( умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.) 2 Благоприятные условия работы
( характеристики рабочего места , напряженность рабочего графика и др.) 3 Возможность постоянного повышения квалификации. 4 Сообразность задатков вашей личности. 5 Возможность профессионального роста, успешной карьеры. 6 Востребованность на рынке труда. 7 Достаточная престижность профессии. 8 Достойный уровень оплаты труда. 9 Ничего, просто нравится такая профессия. 10. Какие предложения вы считаете необходимо осуществить в 10 – 11 классах для вашего успешного профессионального самоопределения?

п/п Предложения. Да. Нет.
1 Увеличить объем информации о мире труда и профессий, соответствующих им путей продолжения образования. 2 Ввести в школах преподавание профориентационных курсов. 3 Увеличить возможности диагностирования и самодиагностирования профессионально важных качеств. 4 Увеличить объём сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях. 5 Чаще проводить экскурсии на различные предприятия. 6 Организовать технологические и предпрофессиональные практики. 7 В профильных классах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии. 8 Предоставить возможность выполнения проб выбора профиля обучения. 9 Приблизить содержание образования к практической деятельности людей. 10 Учитывать устремления и склонность учащегося в уровне преподавания школьных предметов. 11 Организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения. 12 Ничего менять не надо.
11. Что может помешать вам осуществить ваши профессиональные планы?

п/п Препятствие. Да. Нет.
1 Неправильный выбор места продолжения образования , профессии, специальности, профильных 10 – 11 класса. 2 Трудности получения профессионального образования и освоения профессии. 3 Неполнота знаний об особенностях выбранной профессии. 4 Недостаточная подготовленность к профессиональному образованию. 5 Невысокая вероятность найти работу по специальности, резкие изменения рынка. 6 Проблемы со здоровьем. 7 Семейные обстоятельства. 8 материальное положение семьи. 9 Недостаточное знание своих качеств и способностей. 10 Другое. 11 Ничего не может помешать. 12.Если бы вам был предоставлен свободный доступ в Интернет, какие сведения вы хотели бы получить для уточнения своих профессиональных планов?

п/п Интерес – сведения. Да. Нет.
1 Сведения о различных заведениях профессионального образования, правилах приёма в них. 2 Рассказы о разных профессиях и путях их получения. 3 Тесты для диагностирования своих профессиональных ваших качеств. 4 Требования на вступительных экзаменах в различных учебных заведениях профессионального образования. 5 Перспективы изменения регионального рынка труда на ближайшие 10 лет. 6 Возможности и условия получения профессионального образования за рубежом. 7 Списки учебных пособий( книги, видеофильмы, CD,DVD и др.)по профориентации и профессиональному самоопределению; условия их приобретения. 8 Общение со сверстниками о выборе будущей профессии. 9 Другое. 10 Ничего не нужно.