Конспект внеклассного мероприятия Защитникам блокадного Ленинграда посвящается…


Защитникам блокадного Ленинграда посвящается…
Цели и задачи:
данное мероприятие призвано наглядно и образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады, показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
продолжить формирование у школьников представления, что война- это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей, таких же, как мы, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны;
продолжить воспитывать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановившему страну в послевоенный период.
Ход мероприятия
Ведущий. Петербург-Ленинград-Петербург. Город Святого Петра. Об этом городе написано много, и многое с ним связано. Его судьба волновала разные поколения, его облик и судьбы его жителей отражают вехи его истории. Немало испытаний выпало на его долю. Но пожалуй самым страшным для него стала война с фашистской Германией.
1-й ученик:
Июнь! Клонился к вечеру закат.И белой ночью разливалось море.И раздавался звонкий смех ребят.НЕ знающих, не ведающих горяИюнь! Тогда еще не знали Со школьных вечеров к Неве шагая.Что завтра будет первый день войны,А кончится лишь в 45-м в мае.И песня над рекой лилась Невой,Мы шли на встречу утру и смеялись,НЕ знали мы еще тогда с тобой.Что с детством мы и с юностью прощались.
Сценка
Ведущий. Утром 22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут Германия напала на Советский Союз. Для нашего народа началась Великая Отечественная война.
Звучит первый куплет и припев песни «Священная война» (музыка-А. В. Александров, слова- И. В. Лебедев-Кумач).
На экран проецируется плакат «Родина-мать» (художник- И. Тоидзе)
2-й ученик:
Казалось было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Я о другом не пел бы ни о чём,А славил бы всю жизнь свою дорогу,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу.
(С. Щипаев. «22 июня 1941 года».1943)
Ведущий. В соответствии с планом «Барбаросса» Вермахт наносил одновременные удары в северном, центральном и южном направлениях. Текст сопровождается показом на экране военной документальной хроники.
3-й ученик:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткой меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке.
Ты вспоминаешь не страну родную,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину- такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перезвоном,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать, идти на смерть…
Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
(К. Симонов. «Родина». 1941)Ведущий. В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград.
Гитлер заявил: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвётся через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью».
На экране- фрагменты кинохроник.
4-й ученик:
И в пёстрой суете людской
Всё изменилось вдруг.
Но это был не городской,
Да и не сельский звук.
На грома дальнего раскат, Он, правда, был похож, как брат,
Но в громе влажность есть
Высоких свежих облаков
И вожделение лугов-
Весёлых ливней весть.
А этот был, как пекло, сух.
И не хотел смятенный слух
Поверить- по тому,
Как расширялся он и рос,
Как равнодушно гибель нёс
Ребёнку моему.
(А. Ахматова. «Первый дальнобойный в Ленинграде». 1941)5-й ученик:
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
(А. Ахматова. «Клятва». 1941)Ведущий. 8 сентября немецко-фашистским войскам удалось прорваться к Ладожскому озеру, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и перерезать сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со всей страной.
Враг пытался штурмом овладеть городом, но был отбит и остановлен на ближних подступах к нему. Началась героическая эпопея борьбы армии, флота и жителей города с врагом в тяжелейших условиях блокады.
6-й ученик:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
(А. Ахматова. «Мужество». 1942)Ведущий. После нескольких неудачных попыток Гитлер предпочёл сменить тактику, сказав: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить с воздуха, и тогда город рухнет, как переспелый плод».
Начались постоянные бомбёжки и обстрелы города.
7-й ученик:
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землёй не дышится,
Боль сверлит висок.
Сквозь бомбёжку слышится
Детский голосок.
Постучи кулачком- я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клёна
Или просто травинок зелёных,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студёной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
(А. Ахматова. 1942)
Ведущий. Осаждённый Ленинград оказался почти без запасов продовольствия. Хлеб доставлялся теперь только по воздуху и ледовой дороге через Ладожское озеро. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках.Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.
8-й ученик:
А город был в дремучий убран иней.Уездные сугробы. Тишина:Не отыскать в снегах трамвайных линий,Одних полозьев жалобы слышны.Скрипят, скрипят по Невскому полозья.На детских санках узеньких, смешныхВ кастрюлях воду голубую возят,Дрова и скарб, умерших и больных.Вот женщина везет куда-то мужаСерая полумаска на лице.В руках бидончик - это суп и ужин.Свистят снаряды, свирепеет стужа,-Товарищи мы в огневом кольце:А девушка с лицом заиндевелым,Упрямо стиснув почерневший рот,Завернутое в одеяло телоНа охтинское кладбище везет.Везет, качаясь, к вечеру добраться б :Глаза бесстрастно смотрят в темноту.Скинь шапку, гражданин!Провозят Ленинградца,Погибшего на боевом посту.Скрипят полозья в городе, скрипят:Как многих нам уже не досчитаться!Но мы не плачем: правду говорят,Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Ведущий. Война не щадила солдат, не щадила мирных жителей. Жертвами её становились и дети. Дети блокадного Ленинграда…Они переносили тягостные испытания наравне со взрослыми. Многие из них не пережили блокаду.
9-й ученик:
Девчонка с ведерком пустымЧуть движется : А за Невою Клубится пожарища дым.А там меж сугробов горбатых,Где трудно и взрослым шагать,На саночках узких ребятаВезут свою мертвую мать.Пауза. Стук метронома.
Ведущий. Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все"
"Осталась одна Таня"
10-й ученик:
Этот дневник на процессе НюрнбергскомБыл документом страшным и веским,Плакали люди, строчки читая.Плакали люди, фашизм проклиная.Танин дневник - это боль Ленинграда,Но прочитать его каждому надо.Словно кричит за страницей страница."Вновь не должно это все повториться".
Ведущий. В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу. Навсегда остался в истории безвестный голодный почтальон, нёсший по адресу присланный кому-то шоколад, вручивший его- и умерший на пороге квартиры. Остался учёный В. Л. Комарович, умиравший от голода, считавший дни- и работавший над своей докторской диссертацией.
Все 900 дней блокады учёные Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н. И. Вавиловым. В осаждённом Ленинграде работал над своей 7-й симфонией композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония впервые была исполнена 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а 9 августа 1942 года- в Ленинграде. 7-я симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне.
Звучит фрагмент 7-й симфонии. Демонстрируются кадры военной кинохроники.
Ведущий. В начале 1944 года войска Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов и силы Балтийского флота приступили к проведению Ленинградско- Новгородской наступательной операции. Она продолжалась 48 суток. 27 января Ленинград был освобождён от блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
5-й ученик:
Гремит салют.Ракеты в воздухе горячемЦветами пестрыми цветут.А ленинградцы тихо плачут Ни успокаивать пока,Ни утешать людей не надо.Их радость слишком велика -Гремит салют над Ленинградом!Их радость слишком велика -Но больЗаговорила и прорвалась.Рыдают люди, и поют,И лиц заплаканных не прячут.Сегодня в городе салют!Сегодня ЛенинградцыПлачут:
Ведущий. Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.  Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. За фигурой Родины-матери на гранитной стене - строки Ольги Берггольц:
1-й ученик:
Здесь лежат ленинградцы.Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.Рядом с ними солдаты-красноармейцы.Всею жизнью своеюОни защищали тебя, Ленинград,Колыбель революции.Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,Так их много под вечной охраной гранита,Но знай, внимающий этим камням,Никто не забыт и ничто не забытоТак пусть же пред жизнью бессмертною вашейНа этом печально-торжественном полеВечно склоняет знамена народ благодарный,Родина-мать и город-герой Ленинград.
Ведущий. Битва за Ленинград закончилась. Город выстоял! Он выжил и получил почетное звание «Город герой». Прошли годы! И еще пройдет время! Но героические дни Ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени. Оно не померкнет, не исчезнет, не забудется никогда.
Многие дети блокадного Ленинграда так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками города на Пискаревском кладбище.
9-й ученик:

Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
«Где твоя мама, мальчик? »
- «Дома. »- «А где твой дом, сынок? »
- «Сгорел. »Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет.
Под шелестом опущенных знамен
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискаревских плитах нет имен,
На пискаревских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Год сорок второй:Полгорода лежит в земле сыройНеугасима память поколенийИ память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновеньеИ в скорби постоим и помолчим.

(минута молчания)