План – конспект урока русского языка по теме «Большая буква в именах собственных» (4 специальный (коррекционный) класс VIII вида)


6075045-645795-1029335-645795Муниципальное образование Ямальский район
Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа – интернат
«Новопортовская школа – интернат среднего (полного) общего образования»
2373630178435
Номинация «Методические разработки, связанные с применение электронных образовательных ресурсов»
План – конспект
урока русского языка
по теме «Большая буква в именах собственных»
(4 специальный (коррекционный) класс VIII вида)

-2751455112395Учитель: Крюкова Лариса Анатольевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Место работы: МБУОШИ «Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования», Ямальский район, с.Новый Порт, ул.Школьная, д.2.

с. Новый Порт, 2015
Класс: 4 специальный (коррекционный) класс 8 вида
Тема. «Большая буква в именах собственных».
Цель урока. Уметь писать имена собственные с большой буквы.
Задачи урока.
Образовательные:
Формировать умение писать имена собственные с большой буквы.
Коррекционно- развивающие:
Развивать орфографическую зоркость;
Развивать письменную и устную речь учащихся через ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста и восстановлению деформированного предложения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к изучаемому материалу через системно - деятельностный подход, толерантные отношения между учащимися.
Планируемые результаты:
МетапредметныеРегулятивные:
Самостоятельно определять тему урока;
Самостоятельно ставить цель урока;
Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
Сличать полученный результат с заданным эталоном.
Познавательные:
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение ответа в устной форме;
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать
Коммуникативные:
Развивать умение сотрудничества с учителем и со сверстниками, участвовать в диалоге на уроке;
Развивать умение слушать и понимать речь других, задавать вопросы;
Развивать умение принимать коллективное решение.
Личностные:
Развивать осознание необходимости учения;
Работать над адекватной самооценкой;
Учиться проявлять самостоятельность;
Учиться выражать своё мнение, адекватно реагировть на замечания, стремиться к самоизменению.
Оборудование и учебное оснащение: видеопроектор, интерактивная доска SMART Notebook 10, разработанные авторские приложения в программе SMARTNotebook 10, магнитофон; презентация физкультминутки «Дракончик», мягкая игрушка «Дракончик», музыка: «Маленький принц», «Вальс», «Лунный свет»
карточки со словарными словами, карточки с пальчиковой гимнастикой, большой и маленький кружки на каждого ученика, смайлики.
Тип урока: по А.К.Дусовицкому - урок общеметодологической направленности (урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений).
Форма урока: повторительно - обобщающая.
Элементы применяемых педтехнологии:
проблемно- диалогическая технология
поиск правильного решения в данном материале
оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
ИКТ- технология
здоровьесберегающая технология
технология деятельностного метода
технология коррекции и развития
План урока.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
1.1. Организационный момент.
1.2. Психологический настрой.
1.3. Пальчиковая гимнастика.
1.4. Минутка чистописания.
1.4.1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
1.5. Словарная работа.
2. Постановка учебной задачи.
3. Раскрытие цели и задач поставленных перед уроком.
4. Физкультминутка.
5. Гимнастика для глаз.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
6.1. Работа по учебнику.
7. Включение в систему знаний и повторения.
7.1. Развитие устной речи.
7.2. Работа над деформированным текстом.
7.3. Игра.
8. Итог урока.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учащихся Коррекция
1. Мотивирование к учебной деятельности.
1.1. Орг. момент.
Учитель приветствует детей под музыкальное сопровождение
- Сегодня, у нас на уроке тоже будет очень интересно. Дети заходят под музыку «Ужасно интересно - все то, что неизвестно…»
Мотивации к обучению
1.2. Психологический настрой.
- Вы проснулись, глазки?
- Да! (Дети поглаживают глазки)
- Вы проснулись, ушки?
- Да! (Дети поглаживают ушки)
- Вы проснулись, ручки?
- Да! (Дети хлопают в ладоши)
- Вы проснулись, ножки?
- Да! (Дети топают ногами)
- К солнышку потянулись. (Вытянули руки вверх)
- И друг другу улыбнулись!
- Начинается урок.
- Тихонечко сели. Учащиеся выполняют движения в соответствии со стихотворением Коррекция внимания
1.3. Пальчиковая гимнастика.
Учитель показывает сюжетные картинки. Каждой картинке соответствуют свои движения пальцев рук, одновременно проговаривая небольшие стихотворения.
165354020891576835193040 Учащиеся выполняют движения кистями и пальцами рук Коррекция мелкой моторики, речи.
1.4. Минутка чистописания.
Ой, что это шуршит около окошка? Это прилетел к нам маленький дракончик.
По китайскому календарю он является символом этого года.
- Ты откуда взялся?
- Я прилетел к вам из далекой страны. Мне очень интересно посмотреть чему вы здесь учитесь! Может быть, я у вас тоже узнаю, что - то новое и чему-то научусь. Ребята, давайте, учиться вместе.
(Дракончика усаживают на видное место) Учащиеся наблюдают за действиями учителя
Учащиеся отвечают Коррекция внимания
1.4.1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
-Р., посмотрите, какие слова мы будем прописывать? (Россия – словарное слово, Рома)
-Почему эти слова записаны с большой буквы?
-Какие ещё слова необходимо писать с большой буквы? (Клички животных , названия городов, рек, озер)
Учитель включает музыку.
Ответы детей.
Ученики выполняют минутку чистописания под тихую, спокойную музыку. Коррекция долговременной памяти, каллиграфических навыков
1.5. Словарная работа.
- Ребята, на интерактивной доске находится яблонька с яблочками и словами. Необходимо вставить яблочко с написанной на ней буквой в слово с пропущенной буквой.
- У вас на партах листочки со словарными словами. Необходимо вставить опасные гласные.
Один из учащихся вставляет яблочки с буквами на интерактивной доске.
597535184785 У детей на партах листочки со словарными словами. Учащиеся вписывают самостоятельно опасные гласные в слова. Затем, обмениваются ими для дальнейшей взаимопроверки.
Один из учащихся вставляет яблочки на интерактивной доске.
Коррекция орфографической зоркости, коммуникативных навыков.
2. Постановка учебной задачи.
На интерактивной доске находятся слова:
Собака, Мурка, Рыжик, кошка, теленок, Дружок.
- Разделите данные слова на две группы.
Собака Мурка
кошка Рыжик
теленок Дружок
- Какие слова записаны в первый столбик? (Названия животных.)
- С какой буквы пишутся названия животных?(Со строчной)
- Какие слова записаны во второй столбик? (Клички животных.)
- С какой буквы пишутся клички животных? (С заглавной.)
- Подберите каждому названию животного свою кличку. (Собака Дружок, кошка Мурка, теленок Рыжик.)
Уч-ся с помощью маркера на интер- активной доске образует пары.
- Подчеркните имена собственные.

Учащийся на доске распределяет слова на две группы.
Остальные проверяют и записывают в свои тетради.
Отвечают на вопросы учителя. 3. Раскрытие цели задач поставленных перед уроком.
- Ребята, как называется тема нашего урока?
- Тема урока «Большая буква в именах собственных»
- Какова цель нашегот урока? Учащиеся самостоятельно выводят тему и цель урока.
Развивать умение выделять главное
4. Физкультминутка.
На интерактивной доске презентация под детскую песенку «Дракончик»
Дети выполняют упражнения под музыку вместе с ДракошейРазвитие чувства ритма и координации движений.
5. Гимнастика для глаз.
Ребята, посмотрите, какую гимнастику для глаз приготовил нам Дракоша. Работаем, следуя, за концом указки (можно использовать лазерную точку). Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.
Релаксация глазных нервов
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику.Стр.150, упр.14 (Вынесено на интерактивную доску)
Спиши. Выбери из скобок нужные буквы. Объясни свой выбор.
В нашей стране много поселков. Но для меня самое родное - (С, с)ело (В, в)оронцово. Оно у (Г, г)орода (К,к)ашина. Здесь течет река (К,к)ашинка. Она впадает в (В,в)олгу.
Напиши, какое село для тебя самое родное.
1021080146050
Учащиеся выполняют самостоятельно задание со следующей самопроверкой.
В нашей стране много поселков. Но для меня самое родное - (С, с)ело (В, в)оронцово. Оно у (Г, г)орода (К,к)ашина. Здесь течет река (К,к)ашинка. Она впадает в (В,в)олгу.
Развитие речи, логики мышления, анализа и синтеза.
7. Включение в систему знаний и повторения.
7.1. Развитие устной речи.
Прослушайте рассказ, ответьте на вопросы, перескажите содержание , как запомнили
Учитель зачитывает рассказ.
Сиротка.
Собаку Жучку заели волки. Остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сироткой. Щенка положили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку, повертела хвостом и лизнула щенка в нос.
Однажды на Сиротку напала бродячая собака. Тут появилась кошка. Она схватила зубами сиротку и метнулась к высокому пеньку. Цепляясь за кору когтями, она втащила щенка наверх и прикрыла его собой.
Почему щенка прозвали Сироткой?
Кто воспитывал щенка?
Как защищала кошка Сиротку?
Кого называют сироткой?
- Запишите в тетрадь встретившиеся слова собственные. Прослушивание рассказа, отвечают на вопросы. Пересказывают содержание рассказа как запомнили Развитие устной речи, логики мышления, анализа и синтеза.
7.2. Работа над деформированным текстом. ( Текст размещен на интерактивной доске. Необходимо расставить слова в нужном порядке.)Мы живем на берегу Карского моря.
живем Карского берегу на мы моря
Списать подчеркнуть имя собственное.

Дети восстанавливают деформированное предложение.
Запись предложения. Развитие устной речи, операций анализа и синтеза.
7.3. Игра « Большой - маленький».
На каждого ребенка дается один маленький кружок и один большой.
Диктуются слова. Если произносится имя собственное - дети поднимают большой круг, названия предметов – маленький круг.
Москва, Валя, река, Обь, Пушкин, Новый ,Порт , Иванушка, Бобик, ребята, девочка, зима Учащиеся поднимают нужный круг на соответствующее слово. 8. Домашнее задание.
- Ребята, каждый из вас возьмет индивидуальное домашнее задание из коробочки своего цвета. Цвет коробочек соответствует уровню сложности заданий. Учащиеся берут индивидуальное задание из коробочки определенного цвета. Цвет коробочки соответствует уровню сложности заданий. Коррекция своих индивидуальных возможностей, самоконтроля.
Развитие критического мышления.
9. Итог урока.
Какие слова пишутся с большой буквы?
А ты, Дракоша, научился вместе с нами? С какой буквы ты напишешь свое имя?
Ребята, как вы считаете, что у вас удалось на уроке? Что не получилось?
Что необходимо сделать, что бы в следующий раз было лучше? Учащиеся отвечают на вопросы по итогу урока. Развитие мышления, речи
9. Рефлексия.
Звучит музыка «Маленький принц»
- Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Давайте и мы зажжем наш «Небосклон успеха»
Если вам все понравился урок , вы все поняли и у вас сложилось светлое впечатление об уроке, то возьмите красную звездочку. А если вы, что-то не поняли на уроке, и вам немножко взгрустнулось, то возьмите зеленую звездочку.
Дети прикрепляют не «Небосклон успеха» звезды.

Формирование навыка самоконтроля через развитие мотивации.