В стране шахматных чудес






















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































1466851143000073723584582000




« В СТРАНЕ ШАХМАТНЫХ ЧУДЕС»
344995510604500


2013-2014 учебный год
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТИЯ ШАХМАТНОГО ТУРНИРА
«В СТРАНЕ ШАХМАТНЫХ ЧУДЕС»
Цели: формирование творчески мыслящей личности;
развитие умственной культуры детей;
развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся.
совершенствование у детей многих психических процессов и таких
качеств, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление,
начальное формирование волевого управления поведением;
общение со сверстниками.
Форма мероприятия: шахматный турнир
Оборудование: Демонстрационная доска, комплекты шахмат, шахматные часы.
Специальная подготовка: подготовка стихов, загадок, атрибутов, костюмов для шахматных фигур.
Возраст участников: 7 - 9 лет.
ХОД ПРАЗДНИКА:
Все участники турнира – зрители.

Ведущий:
Уважаемые гости и участники шахматного турнира.
Мы рады приветствовать Вас в стенах нашей школы на мероприятии, посвященном началу шахматного всеобуча.
Сегодня вы увидите представление «В нашем шахматном королевстве». Внимание! Внимание! Начинаем наше представление.
На сцене сидит шах на троне, возле него стоят стражники и прислуга с опахало. Перед шахом стоит стол с кувшином, пиалами, вазой с фруктами.
Звучит восточная музыка.
Голос за кадром:
Давным-давно, две тысячи лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран.
(Выключение музыки)
Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия Чатуранга, с которой он совершал набеги на своих недругов-соседей.
Танец с саблями.
Голос за кадром:
Вскоре он всех противников победил-покорил, потому что в его армии было сто тысяч пеших воинов, тринадцать тысяч закованных в латы боевых коней и всадников, быстрые и мощные колесницы, а самое главное – непобедимые слоны. Раньше, когда не было танков и ракет, слоны считались самым грозным в мире оружием!
И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь.
Шах хлопает три раза в ладоши.
Танец живота.
Шах пытается танцевать, но ему становится скучно.
Голос за кадром:
Да, скучно шаху. Это сейчас можно прийти домой и посмотреть телевизор или поиграть на компьютере. Посидел так Падишах на троне неделю-другую и закричал от скуки.
Шах:
Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов и чародеев!
В зал вбегают три испуганных мудреца.
Мудрецы:
Что тебе надобно, царь-государь?
Шах:
Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесете, а нет – мой меч – голова с плеч!
Даю вам три дня и три ночи.
Мудрецы убегают.
Голос за кадром:
Прошло три дня и три ночи.
Шах хлопает три раза в ладоши и в зал вбегают мудрецы.
Шах:
Ну что, придумали мне забаву?
Мудрец, сложив руки, кивают головой.
Подходит первый мудрец, в руках поднос с украшениями и зеркалом. Шах смотрится в зеркало и примеряет украшения, недоволен, бросает их.
Шах:
С глаз долой! Казнить! А… ладно, пусть живет.
Подходит второй мудрец с вазами из разного материала, выстраивает их перед шахом. Шах берет их в руки, рассматривает.
Шах:
Что же мне с ними делать? Вон! Вон! Чтоб глаза мои тебя не видели!
Шах смотрит на третьего мудреца.
Шах:
Ну, а у тебя, что за забава?
Третий мудрец достает шахматную доску и раскрывает ее, а там – шахматные фигуры.
Шах топает ногами и кричит.
Шах:
Что это такое? Другие мне золото, бриллианты приносили, а ты что принес!
Мудрец:
Не все золото, что блестит!
Шах внимательно рассматривает шахматы и роняет их.
Звучит музыка, «играет» свет. В зал вбегают дети, одетые в черную и белую одежду, с шахматами и выстраиваются на шахматной доске.
Шах:
Да это же все мое войско: и кони, и пехота, и слоны, а в одной фигуре я даже себя узнал!
Танец шахматных фигур.
Шах:
Ты считаешь, что я , великий воин, победитель всех народов, имеющий самую могучую армию, не смогу справиться с небольшим отрядом деревянных игрушек?
Мудрец:
Давай, повелитель, попробуем! Но сначала послушай правила игры.
Дети читают стихи:
1.Это чудо из чудес
Нам известно с детства,
Ждет ребят, как дар с небес,
Шахмат королевство.
2. Там и нынче, словно встарь,
На высоком троне,
Восседает грозный царь
В шахматной короне.
3. Там, отважны и сильны,
Пешки храбро бьются,
Там и кони, и слоны
Доблестно дерутся.
4. Ферзь с ладьей – на страх врагам –
Поспевают всюду.
Кем, не скажете ли нам,
Выдумано чудо?
5. Черно-белые поля
И фигур сраженье.
Ждет победа короля
Или пораженье?
6. Но нет ни крови здесь, ни боли,
На деревянном этом поле.
Коль безнадежно положенье,
Король признает пораженье.
7. Чтоб увести от страшной бездны
Фигур отважных строй железный,
Здесь очень полководец нужен,
Который с шахматами дружен!
Ведущий:
Шахматы любят и знают во всех уголках нашей планеты. Прежде они считались изысканной забавой мудрецов и властителей, но постепенно завоевали умы и сердца всех. А пришла эта игра из далекой и загадочной Индии много-много веков назад….
1-й Ведущий:
Вся в квадратах – белых, черных –
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных –
Деревянные войска.
2-й Ведущий:
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Люди в шахматы играют -
Гениальная игра!
1-й Ведущий:
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
2-й Ведущий:
Прежде чем начать наше маленькое представление, мы предлагаем вам отгадать две не сложные шахматные загадки. А тот, кто к концу нашего представления заработает больше всего очков, получит приз! Итак, загадки!
1. Маленькая, удаленькая, все поле прошла и фигуру нашла. (Пешка).
2. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка).
1-й Ведущий:
А вот и они, наши уважаемые пешки.
Черные пешки входят строевым шагом:
Восемь пешек встали в ряд –
Дружный пешечный отряд.
Нужно центр захватить,
Путь фигурам уступить.
«Короля мы охраняем
И назад не отступаем.
Ходим только мы вперед!
Рубим вправо, влево – в бок».
Выбегают белые пешки.
1-я Белая Пешка:
Пешка – маленький солдат,
Лишь команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат
Двинуться вперед.
2-я Белая Пешка:
Всю доску пройти должнаПешка до конца –
Превратится там она
В генерала, не в бойца.
Ведущий 1: Может ли пешка ходить назад? (нет)
Все пешки уходят.
Включается «важная» музыка.
1-й Ведущий: А вот когда эту загадку отгадаете, сразу гостя вызывайте.
Стою на самом краю,
Пусть откроют – пойду,
Только прямо хожу,
Как зовут, не скажу. (Ладья).
Появляется Ладья:
В начале партии скромны
Прямолинейные ладьи.
Но только вскроется сперваХотя бы линия одна,
Прорвемся мы в тылы врага.
Ведущий 2: Ладья, ваш вопрос.
Ладья:
По полям, какого цвета ходит ладья? (черного и белого цвета)
2-й Ведущий:
Уважаемая ладья! Вставайте на свое место. Слышите, топот копыт раздается…
Не живет в зверинце,
Не берет гостинцы,
По косой он ходит,
Хоботом он водит.
(Слон).
1-й Ведущий: А вот такую загадку отгадаете?
Два братца в одной армии служат,
А встретиться не могут.
(Чернопольные и белопольные слоны).
Входят слоны.
Все Слоны (хором):
Когда мы встанем в строй,
Нас спутает любой.
Но лишь начнется бой,
У каждого – путь свой.
2-й Ведущий:
И вы, заморские гости, вставайте на свои места. Слышите, топот не умолкает…
Из-за сцены скачут Кони.
2-й Ведущий:
Прыгает Конь, подковы звяк!
Необычаен каждый шаг:
Буква «Г» и так и сяк.
Получается зигзаг.
И подковы у лошадки
Необычны и смешны:
Притаится, словно в прятки
И скакнет из-за спины.
Кони:
Может ли Конь перепрыгивать через фигуры своего цвета и фигуры противника?
1-й Ведущий:
Ну, успокойтесь, сразу видно, что нет Главной фигуры.
Включается музыка (вальс). Пешки, поддерживая шлейф, вводят короля.
Король: Будь начеку, королевская рать –
Должна Короля она оберегать.
Ведь если б Король беззащитный погиб,
Фигуры борьбу продолжить не смогли б!
Все фигуры (хором):
Запомни, Король всех главней, всех важней,
Нет в шахматном войске важнее вождей!
Включается быстрая музыка.
Все фигуры, стоящие по правую и левую сторону от Короля делают реверанс с поклоном и встают на свои «клеточки».
Король: Ну что ж, последний вопрос. Можно ли порубить Короля?
Король (оглядываясь по сторонам):
А где же друг и стражник мой?
Где Ферзь любимый мой?
В сопровождении Пешки быстро, порывисто входит Ферзь.
Ферзь:
Шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон –
И прямо, и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад…
А бью я и вдаль и в упор.
И кажется, будто мне тесноватДоски черно-белый простор.
Пешки (хором, выглядывая из-за Ферзя):
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше вниманья ему удели!
Ферзь встает на свое место.
Ферзь: Теперь моя очередь. Я очень сильная фигура, но могу ли я из своей начальной позиции сделать первый ход? (нет)
1-й Ведущий:
Вот и подходит к концу наше представление. Все шахматные фигуры встают на свои места. Пока они это делают,
Фигуры построились, «готовы к игре».
2-й Ведущий:
Итак, белый отряд, черный отряд –
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном,
Точно такой же – в отряде другом.
В каждом отряде, ты сам погляди –
Оба угла занимают Ладьи.
Рядом с Ладьями Кони видны,
Рядом с Конями встали Слоны.
Кто же посередине?
Ферзь и Король:
Ферзь с Королем –
Самые главные в войске своем.
1-й Ведущий: А пред всеми: Ладьей и Конем,
Перед Слоном, Королем и Ферзем…
Пешки (тоненькими голосами): Пешки-малышки встали стеной,
Нам начинать этот сказочный бой!
Шах:
Да, управлять небольшим отрядом деревянных фигур гораздо сложнее, чем целой армией.
Наградить мудреца по-царски!
Мудрецу выносят мешок с золотом. Мудрец уходит.
Шах играет в шахматы и выкрикивает ходы «детского» мата.
Добравшись до шахматного короля, шах кричит.
Шах:
Эй, шах! (окликая врага, играюче в голосе) Вот я до тебя и добрался!
Шах делает в игре мат, кладет шахматного короля на доску.
Шах:
Шаху Мат! Сражение окончено!
Голос за кадром:
В переводе на русский язык слова царя «Шаху Мат» означали, что король погиб.
С тех пор игра стала называться шахматы.
Мастер-класс «Детский мат» показывает Нуриев Айрат
Ведущий:
Сегодня все человечество признает неоценимую пользу игры в шахматы: она воспитывает силу воли, находчивость, смекалку, развивает логическое воображение, повышает интеллект.
Шахматный турнир среди параллели учеников 4 классов
Успехов вам в овладении этим увлекательным, прекрасным миром – миром шахмат!