Учитель тот, кто способен открывать новое


Учитель тот, кто способен открывать новое.
Я - учитель.
Я считаю, что не тот учитель,
кто получает образование педагога,
а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,
что он должен быть учителем
и не может быть никем иным.
Л.Н. Толстой

Витиевата и порою запутана тропинка человеческой жизни. Бежит она от колыбели, пересекает множество чужих тропинок, расширяется и сужается от жизненных перипетий. Но далеко не всегда и не у всех превращается в торную дорогу.
Помню себя маленькой девочкой, когда рассаживала свои игрушки по местам, брала в руки мел и учила своих учеников писать и читать, подражая своей маме, которая и сейчас работает в школе учителем. Надевала мамины туфли, модный шарф, по ходу урока поправляла причёску, смотрела на не существующие на руке часы, старалась быть красивой и доброй. Тогда я считала, что учитель – это человек, который всё знает, всё может, и красивее его нет на всём свете.
С тех пор прошло много лет. Вот и я учитель.
Казалось бы, одно и то же
Который день, который год,
Но почему-то вновь тревожит
Очередного дня приход.
И не сдержать с утра волненья,
Как будто в этих буднях ты
Открытья ждёшь, иль откровенья,
Иль исполнения мечты.
Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней,
Ведь каждый школьный миг
Отмечен неповторимостью своей.
Каждый школьный день – это открытие. Для ученика - это открытие мира. Для учителя - открытие сокровищ детской души, это встреча с миром неповторимых характеров, чувств, поступков и интересов. Каждый последующий день не похож на предыдущий.
За плечами 5 лет работы в школе. Казалось бы, уже многое известно, знакомо и легко. Но это далеко не так. С новым годом приходят новые дети. Они все разные: смешные и серьёзные, любопытные и доверчивые, лентяи и трудяги, теоретики и практики… Начинается трудный процесс узнавания, «притирания», сближения. Как сложатся наши взаимоотношения? Чему я смогу научить детей? Какую память о себе оставлю?
Я часто задумываюсь над вопросами: есть ли  на свете другая профессия, в которой личность человека, его характер, убеждения, умение общаться с людьми приобретали бы такое решающее значение, как в этой профессии? И почему я стала именно учителем иностранного языка?
Иностранный язык едва ли один из немногих предметов в школе, ставящий целью обучения общение. А общение - это потребность личности и общества. Я уверена, что иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей обучающихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно – познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать своё мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально – ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.
Современное общество заинтересовано в такой личности, которая:
- умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, то есть получать и применять полученные знания для их решения;
- обладает критическим и творческим мышлением;
- умеет грамотно работать с информацией;
- коммуникабельна, контактна в обществе.
Повышение практической значимости моего предмета требует нового подхода к его освоению и, в частности, создания разных вариантов его изучения. Вместе с тем, несмотря на многие изменения в преподавании иностранного языка, уровень владения им у большинства обучающихся всё ещё остаётся невысоким, трудностей на пути овладения иностранным языком в школе не уменьшается.
А основными трудностями являются недостаток активной устной практики, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения, слишком большой объём материала (лексического и грамматического). Всё это отрицательно влияет на эффективность обучения иностранного языка в средней школе.
Поэтому для решения данных задач я в своей педагогической практике в настоящее время стараюсь использовать синтез различных современных приёмов и технологий.
Особое внимание на своих уроках английского языка уделяю эвристическим методам обучения (от греческого «эвристика» - «отыскивание», «нахождение», «открытие»).
Считаю, что это способствует развитию творческих способностей моих учеников, пробуждает у них инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенности в себе. А так же способствует благоприятной атмосфере на уроке, доброжелательности со стороны учителя, его отказу от критики в адрес ребёнка, развивает любознательность, помогает на личном примере показать творческий подход к решению проблемы, предоставляет детям возможность активно задавать вопросы.
При этом реализуются принципы творческих заданий:
- принцип доступности знаний;
- принцип учёта возрастных особенностей;
- принцип индивидуального подхода и свободы выбора;
- принцип прочности и сознательности;
- принцип коммуникативности;
- принцип наглядности;
-принцип преемственности иностранного языка с внеклассной работой.
Постепенно, шаг за шагом, изучая английский язык, мои дети учатся не только коммуникативному умению, но и социально адаптируются, постигают законы толерантности. А результатом своей педагогической деятельности за период работы в школе считаю победы и призовые места моих учащихся в школьных, городских и Всероссийских конкурсах и олимпиадах.
Свою педагогическую философию вижу в том, чтобы каждый ученик осознал необходимость изучения иностранного языка. Чтобы не только на родном, но и на иностранном языке ребёнок мог заявить о себе: «Я есть! Я говорю! Я понимаю!».
Считаю, что язык нельзя изучать только для себя. Любой язык – это история, культура, настоящее и будущее. А учитель иностранного языка – это проводник в мир межкультурного общения. А если добавить сюда ещё и творчество, мастерство педагога, поставить реальную цель перед учеником, объединить экологию детства и культуру – значит приблизиться к пониманию великой человеческой гармонией, именуемой воспитанием.
Обладая профессиональной свободой, чуткостью к новому, способностью выйти за пределы устаревшей практики, найти нестандартное решение на благо детей, учитель призван быть организатором новых взаимоотношений с учениками, основанных нам взаимопонимании, доверии, совместной радости от творчества. Вопреки общественному мнению, я уверена, что учатся не на ошибках, а на успехах. Радость взлёта даёт силы, поэтому, работая со своими учениками, стараюсь научить их прежде всего - успешности, а любовь к детям и вера в них способствует этому.
Думала: главное – формировать, делать, ваять, лепить.
Думала: верный маршрут показать, править, лечить, учить.
Сыпала фразы, цитаты слова – чтоб от ошибок спасти,
Думала: осень имеет права пух тополиный трясти.
Думала: рваться, бороться, рубить, мчаться, коль сила несёт.
А оказалось – всего лишь любить.
Только любить ! - вот и всё.
Я не раз убеждалась в том, что воспитывает только жизнь, и чем шире будет врываться жизнь в школу и в уроки, тем динамичнее и полнокровнее будет воспитательный процесс. В этом я уверена и стараюсь этому следовать.
Итак, у каждого человека есть свой ПУТЬ – путь, который он выбирает и идёт по нему всю жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор быть учителем английского языка. Это выбор, сделанный в самом раннем детстве. Я порой даже думаю: «А может не я выбрала эту профессию, а она, долго и настойчиво выбирала меня?».