ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»
Конспект режимного момента - прогулка по экологической тропе:
" ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ "
(для детей старшего дошкольного возраста)
Составила:
Сапрыкина А.А., воспитатель
22 декабря 2014
ЦЕЛЬ: Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
ЗАДАЧИ:
Формировать у детей систему элементарных экологических знаний;
Уточнить знания детей об изменениях в природе в зимнее время;
Развивать у детей умение устанавливать элементарные связи между живой и неживой природой, видеть причинно-следственные связи;
Воспитывать у детей эмоционально-положительное и заботливое отношение к природе, окружающему миру.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:
Исследование территории ДОУ и выявление важных природных объектов тропы
Создание карты-схемы тропы, нанесение маршрута, обозначение важных объектов
Изготовление условных обозначений для каждого объекта тропы
Составление плана работы на каждом объекте тропы
Планирование дальнейшей работы по экологическому направлению с детьми и родителями, участие в экологической акции " Покормите птиц зимой ".
2.Предварительная работа по подготовке к проведению прогулки по экологической тропе:
Изучение методической литературы, опыта педагогов на тему: " Организация экологической тропы в ДОУ "
Создание карты-схемы ДОУ " Лесная сказка ", значков, обозначающих важные объекты экологической тропы
Предварительная работа с детьми: беседы, рассказы воспитателя о времени года "Зима» , об объектах экологической тропы, правилах безопасности на прогулке в зимний период времени;
Подбор дидактических и подвижных игр, загадок и пословиц, чтение художественной литературы
Изготовление гирлянды для украшения елочки.
2.
3. ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДОУ :
" Белая березка "
" Рябиновая аллея "
" Хоздвор "
" Огород "
" Столовая для пернатых "
" Альпийская лужайка "
" Зеленая красавица "
4. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ " ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА. ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ ":
Сюрпризный момент (появление героя)
Объекты экологической тропы ДОУ
Работа с детьми и родителями по экологической акции " Покормите птиц зимой".
5. ОБОРУДОВАНИЕ:
Костюм снеговика
Cюрприз-посылкаКарта-схема; значки, обозначающие объекты тропы
лупы (на каждого ребенка)
иллюстрации птиц (зимующих)
корм для птиц
6. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети знают и различают лиственные и хвойные деревья, находящиеся на территории детского сада;
Знают и называют: части строения деревьев, виды овощей и сезонных работ, перелетных и зимующих птиц ;
Понимают связь между живой и неживой природой;
Принимают участие в акции " Покормите птиц зимой ".
3.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ:
1. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ:
Дети выходят на прогулку, а у крыльца стоит снеговик.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, у нас в гостях сегодня Снеговик! А с гостями принято здороваться. Здравствуйте! (дети здороваются)
Снеговик: Здравствуйте ребята, я - Снеговик-почтовик, прибыл к вам с севера. Разношу поздравительные телеграммы от Деда Мороза , а вам посылка! (открывает посылку). Здесь послание от Деда Мороза. Он пишет, что получил ваше письмо, скоро придет к вам на праздник. А еще узнал, что у вас в детском саду растет елка и просит вас передать ей свои подарки. Как же нам это сделать, ребята?
Дети: Надо прогуляться к елке.
Снеговик: Дед Мороз нам составил маршрут. В посылке есть карточка. Что же на ней написано?
Дети: Это цифра "1",
Снеговик переворачивает карточку: - Что это?
Дети: Это дерево береза.
Снеговик: Значит надо идти к березе. Тогда в путь!
Дети организованно встают парами и проходят за Снеговиком.
2. ОБЪЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДОУ:
1. " Белая березка "
Цель: Закрепление названия деревьев, находящихся на территории ДОУ, их строение, внешнее строение (сходство и отличие). Систематизирование представлений о хвойных и лиственных деревьях. Воспитывать умение слушать других людей.
Ход:
Снеговик: Наша первая остановка. Странно, на карточке на березе зеленые листочки . А на вашей березе ничего нет. Ребята, что же с ней произошло?
4.
Дети: Это летом на березе листья зеленые, осенью – листья пожелтели и
опали, а зимой береза стоит голая.
Снеговик: - А как вы догадались, что это береза?
Дети: Только у березы белый ствол с черными полосками!
Снеговик: Береза - символом России, нашей страны, нашей природы. Это дерево может прожить 150-180 лет! Березовые листья и почки целебны - их заваривают и пьют чай от многих болезней, все любят в бане париться березовыми вениками.
Расскажите мне, чем же отличается береза от других деревьев? Из каких частей она состоит?
Дети: У березы есть ствол, корни, ветви, листья и сережки. Главное отличие - белый ствол.
Снеговик: Верно. Давайте поближе рассмотрим ствол березы. В моей волшебной сумке есть необходимый для этого инструмент (показ инструментария). Вика, назови его, пожалуйста.
Вика: Это лупа.
Снеговик: Саша, из чего состоит лупа, через что мы увидим близко кору березы.
Саша: Через увеличительное стекло
Дети рассматривают кору.
Снеговик: Что ты увидел, Миша, а ты Дима?
Ответы детей.
2. " Рябиновая аллея "
Цель:
см. "Белая береза"
Ход:
Снеговик: Я нашел следующую карточку. Что на ней изображено?
Дети: Цифра "2", (снеговик переворачивает карточку), это дерево - рябина. Снеговик: Мы на рябиновой аллее, она очень красива зимой.
Аллея - это улица, вдоль которой посажены деревья. Повторите со мной это слово (дети повторяют вместе с ведущим "аллея" ).
Рябина тоже лекарственное дерево и живет оно почти 200 лет! Посмотрите на рябинку и на березу, чем они похожи между собой?
Дети:
- Строением.
Снеговик:
- Христина, а в чем ты увидела разницу?
Христина: У рябины есть гроздья красных ягод, а у березы нет ягод;
5.
различается цвет ствола.
Снеговик предлагает рассмотреть ствол рябины через лупу, слушает выводы детей.
Снеговик:
- А кто из вас знает для чего на рябине остались ягоды зимой?
Дети:
- Эти ягоды клюют птицы. Это корм для птиц зимой.
Снеговик:
- Это природа позаботилась о наших меньших друзьях. А я приглашаю вас дальше.
Физминутка:
- Чтобы мы с вами быстрее добрались до места, должно произойти чудо!
Закройте глаза 1-2-3.
Ты, и ты, и ты, и ты - все теперь снеговики!
Для начала перебираемся через сугробы высоко поднимая ноги!
Теперь шагаем гигантскими шагами! А здесь тропинка узкая - мелкими
шажками. Молодцы! Не успели оглянуться как добрались до места.
3. " Хоздвор ":
Цель: Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе.
Ход:
По дороге к хоздвору " , у рябины набросан " бытовой мусор (пластиковые пакет и бутылка, бумага, фантики от конфет и др.)
Снеговик: Сколько мусора! Разве такой должен быть детский сад? Какие будут предложения?
Вика: Надо мусор собрать в пакет и выбросить.
Снеговик: Опять выбросить? Куда, Ваня?
Ваня: В мусорные контейнеры, они нужны для того, чтобы выбрасывать в них накопившийся дома и собранный на улице мусор.
Снеговик: Какая полезная вещь! Если все люди на нашей планете будут складывать мусор в специальные места, тогда мы сохраним нашу природу и в детском саду, и в поселке и во всем мире станет чище.
4. " Огород "
Цель: Закрепить знания детей об овощах, сформировать обобщенное представление; о способах ухода за ними, связи живой и неживой природы. Вызвать интерес к работе на огороде детского сада.
6.
Ход:
Снеговик: Перед нами следующая остановка. Чтобы отгадать что за изображено на карточке под номером "3" (цифру называют дети) - надо внимательно послушать мою загадку и отгадать ее:
Здесь работай, не зевай,
Собирай урожай!
Надо славно потрудиться,
Чтоб чего-нибудь добиться
Витаминами весь год
Нас одарит ...
Дети: Огород.
Снеговик: Правильно. (переворачивает карточку, на которой изображены овощи). Куда мы попали- мы с вами должны прийти на огород, но кажется ошиблись- кроме снега здесь ничего нет! Куда подевались все овощи?
Дети: Урожай собрали осенью.
Снеговик: А какие овощи росли летом на вашем огороде? Какие овощи вы сажали на своей грядке?
Дети поочередно отвечают. Снеговик спрашивает каждого ребенка.
Снеговик: Мне хочется с вами поиграть. Я буду называть цепочку слов, но если вы заметите ошибку - можете смело меня исправлять.
Д/и "Найди лишнее слово"
Ход игры: Ведущий произносит логическую цепочку слов с одним исключением: редиска-капуста-ананас, помидор-яблоко-огурец, лук-чеснок-слива и др.
Дети называют лишнее слово, не относящиеся к данной цепочке слов
Снеговик: Все правильно. Лишние слова - это названия фруктов, а они где растут ?
Дети: Фрукты растут в саду.
7.
Снеговик: Чтобы собрать хороший урожай надо потрудиться! Какие работы проводятся на огороде, мы сейчас покажем в игре.
Подвижная народная игра "Царь Картошка"
Ход игры: Дети перед водой изображают действия - имитацию работ на огороде (копают, поливают, собирают урожай) .
Снеговик: Человек заботиться об урожае, назовите мне других помощников.
Дети: Солнце - согревает землю, дождик насыщает водой, птицы собирают вредных насекомых. Дождевые черви "вскапывают " землю, пчелы и бабочки опыляют соцветия и т.д.
Снеговик: Очень много сил прикладывают люди, чтобы вырастить и овощи и фрукты, а зачем они нам нужны?
Дети: В овощах и фруктах есть витамины. Чтобы мы выросли сильными и здоровыми.
Снеговик: Спасибо, я столько нового сегодня узнал! А нам пора в путь! А чтобы быстрее добраться до следующей станции нам надо полететь. Мы превращаемся... закрыли глаза.
1-2-3 ... ты, и ты, и ты - все мы с вами снегири. Снегирь - красногрудая птица, которая прилетает к нам только в холодное время года, чтобы перезимовать поближе к людям.
Дети и ведущий "летят " к кормушке.
5. " Столовая для птиц "
Цель: -Развивать интерес к наблюдением за зимующими птицами, прилетающими к кормушке. Воспитывать желание заботится о них.
Ход:
Снеговик: Вот мы и добрались до следующей остановки. Карточка - номер "4" (цифру называют дети). На карточке изображена кормушка.
Что это? Интересно, откуда она взялась?
Дети: Это кормушка для птиц. Её смастерили люди.
Снеговик: Андрей, для чего же нужны эти кормушки?
8.
Андрей: Чтобы в них можно насыпать корм и птицы не голодали зимой.
Снеговик : Надо и нам птиц покормит (насыпают корм в кормушку)
- Какие же птицы прилетают к вашим зимним столовым?
Дети перечисляют названия зимующих птиц.
Снеговик:
Как же мы можем назвать одним словом тех птиц, которые остаются с нами в самое холодное время года?
Дети: Зимующие птицы.
Снеговик просит повторить всех детей: "зимующие птицы"
Снеговик: Есть совсем необычные птицы, они прилетают с севера с первыми холодами. Они тоже зимуют с нами. Миша, назови их пожалуйста.
Миша: снегирь, клест, сойка, свиристели, зяблик, поползень.
Снеговик: Хочу с вами поиграть в игру "Бывает- не бывает" !
Д/ и "Бывает - не бывает "
Ход игры:
Ведущий перечисляет факты о птицах - правдивые и выдуманные. Дети должны отметить хлопками правдивые, топотом выдуманные.
Ворона крякает, воробьи самые большие птицы на планете, попугаи - зимующие птицы, утка плавает по небу, у синички желтая грудка, голуби живут стаями, снегири проводят у нас лето и т.д.
Снеговик: Правда ли это? А какие звуки произносит эта птица? А как правильно?
Снеговик: Мы продолжаем нашу прогулку - у нас осталась последняя карточка под номером "5" (цифру называют дети) - это альпийская лужайка.
6. " Альпийская лужайка "
Цель: Уточнить представления детей о хвойных деревьях- туе и ели (их видовом разнообразии) . Закрепить названия, их строения, условия роста, способах ухода.
9.
Ход:
Снеговик: Мы на всеми любимой альпийской лужайке, где любят бывать и дети и взрослые. Лилиана , напомни всем ребятам, какое сейчас время года?
Лилиана: Сейчас время года - зима.
Снеговик: А что происходит с растениями и деревьями зимой?
Дети: Цветы и растения увяли, с деревьев опали листья, их покроет снег, чтобы защитить от мороза.
Снеговик: Правильно, снег защищает от мороза деревья, кустарники и многолетние цветы. Но здесь есть и вечнозеленые растения- на нашей лужайки посажены хвойные декоративные деревья- это туя, у нее листья в виде веточек. Туя- южное теплолюбивое растение, но растет и у нас, если о нем правильно заботится . Посмотрите, как защитил их человек.
Дети: Укрыл защитной пленкой, чтобы сохранялось тепло.
Снеговик: Оглянитесь вокруг. На лужайке есть еще одно хвойное деревья.
Дети: Это ели.
Снеговик: Есть обычные зеленые невысокие, еще маленькие елочки. А рядом с ними - красавица голубая ель, это очень редкое дерево. Почему ее так называют?
Дети: Потому что кончики ее ветвей голубого цвета.
Снеговик: Правильно. Хвойные деревья вечнозеленые, у них вместо листьев у ели, сосны, кедра- иголки, а у туи веточки. Одна иголка живет 5- 7 лет. Расскажите мне, какие иголки у елки?
Д/и "Какие иголки у елки"
Ход игры:
Снеговик предлагает снять рукавицы и ощутить - какие же у елей иголки. Дети называют характерные приметы иголок. Активизируются прилагательные: острые, зеленые, твердые, колкие, короткие и т. д.
Снеговик: Ребята, а чем же полезна елка для нас?
Дети: Очищает воздух, выделяет кислород и полезные вещества, хвоя
10.
используется для изготовления лекарств, создает нам в новогодние праздники хорошее настроение.
Снеговик: Вот скоро самый любимый праздник в году, которой вы так любите. Как же он называется, Света?
Света: Это праздник - Новый год!
Снеговик: Самое главное украшение любого праздника - это красиво украшенная елка. Но как же жалко когда заканчиваются праздники и елки, срубленные в лесу, выбрасывают в мусорные контейнеры.
Ребята, что вы посоветуете? Как можно сохранить живые елочки?
Дети: Купить в магазине искусственную елку!
Снеговик: Замечательная идея! Надо рассказать родителям! В лесу родилась елочка, пусть там она растет! Чтобы и наша елка почувствовала праздник надо ее украсить!!!
Снеговик с детьми украшает елку. Благодарит за интересную прогулку и прощается.

11.