Внеклассное занятие по обществознанию для 10 класса «Как стать успешным?»


Урок обществознания в 10 классе.
Составила учитель истории, обществознания Т.Г. Лосенкова
МОАУ СОШ с. Томичи Амурская область Белогорский район с. Томичи
Тема: Как стать успешным?
Цель: закрепление ранее полученных знаний, повышение уровня мотивации учащихся.
Задачи:   познакомить учащихся с судьбами выдающихся личностей (деятелей политики, культуры, спорта); вывести формулу успеха.
·         формировать чувство самодостаточности, через нахождение и использование в деятельности своих возможностей; формировать чувство ответственности, через осознание "я делаю свою жизнь сам".
·        развивать коммуникативные  и общеинтеллектуальные умения и навыки: умение анализировать, классифицировать, аргументировать свой ответ, вести диалог, провести рефлексию и коррекцию своих действий.
Оборудование: Портреты выдающихся деятелей культуры, политики, спорта;
Цветные карточки из которых ребята должны будут составить схему-таблицу коллажи на тему «Моя мечта».
Этап подготовки:
 
Цель: вывести формулу успеха.
Действия: рассуждать, общаться, анализировать, доказывать свою точку зрения и т. д.
Средства: жизненный опыт, знания, время.
Время: 1 занятие.
Результат: формула успеха.
Ход урока:
Каждый из вас неоднократно задумывался, мечтал о будущем. Я вам предлагаю создать эту мечту. Выполним коллаж «Моя мечта». У вас на партах имеются отрывные листочки, запишите на них свою мечту и прикрепите на этот лист.
Мечтать, конечно, хорошо, но вы задумывались над тем, что у него есть и что необходимо для осуществления своей мечты, для достижения цели т. е. над тем, какими ресурсами вы обладаете. Попробуйте объяснить, какими ресурсами обладает человек, и как бы вы их разделили. ( обсуждение )
Предлагается из лежащих на столе карточек составить таблицу.
Карточки двух цветов с внешними (голубой) и внутренними (желтый) ресурсами.
На доске: определение: РЕСУРСЫ - средства, запасы, источники доходов, возможности.   Ресурсы
Внешние Внутренние
Время Черты характера
Деньги Уровень образования
Друзья Хобби
Связи и т.д.  
 Можно ли эту таблицу дополнить? Попробуйте это сделать.
Давайте приведем примеры известных людей, добившихся в жизни успеха за счет внешних и внутренних ресурсов.
Выступления учащихся о выдающихся деятелях культуры, политики, спорта.
Габунов Вадик– Толстой Л.Н
Барышева Ольга – Ломоносов М.ВБикмурзина Света – Гагарин Ю.А
Стась Кристина – Петр 1.
    Назовите качества характера, которые помогли  стать этим людям успешными.
(Стремление, терпение, трудолюбие, коммуникабельность, жизнелюбие, внимательность, практичность, умение доводить дело до конца, риск и т. д.)Со знанием того, что мы имеем, приходит уверенность в успехе.
 Что такое успех?
  Успех и удача, в чем разница?
Удача и успех - достаточно разные вещи. Удача - не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерею. Удача сваливается на вас просто потому, что вам повезло.
Вспомните старый анекдот про бедного человека.
Жил-был бедный человек, с утра до вечера сидел он на коврике, клал поклоны и молил Господа, чтобы тот сделал его богатым. Но шли годы, коврик ухе почти истерся, а денег все нет и нет. Тогда вскричал он в сердцах: - Господи, ну почему? Я выполнял все твои заповеди, соблюдал посты и пятницы, почему не наградишь меня за мою верность тебе? Господи, ну почему? И раздался голос с небес: - ну оторви свой зад от коврика и пойди купи хотя бы лотерейный билет!
Успех приходит к тем, кто его заработал. Вы знали, что хотели; вы сделали то, что нужно для этого; вы получили то, к чему стремились: это ваш успех, и он всегда с вами. Удачливым быть приятно, успешным быть престижно и надежно.
Вернемся к нашему коллажу, здесь ваши мечты, запишите те качества, которые помогут вам в достижении цели, прикрепите их каждый со своей мечтой.
Опишите, что у вас уже есть - это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддержат и вам помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, ваша энергия, наконец, время, которым вы располагаете и т. д.
Ведь перед каждой конструктивной работой - собираетесь строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличии материалы и инструменты. Точно так же для того чтобы сконструировать видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.
 Припомните те случаи своей жизни, когда вы чувствовали, что достигли успеха. Это не обязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно, от удачного ответа на уроке, до вечера, проведенного с друзьями. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно?
·        Что вы чувствовали, в ситуации успеха?
Работа в парах
 
1  задание:   "В каких ситуациях человек добился успеха сам, а в каких это просто удача?"
*     Вы выиграли в лотерею крупную сумму денег.
*     Вы спортсмен и за удачное выступление на соревнованиях получили в качестве приза крупную сумму денег.
*     Вы удачно ответили на вопросы теста по предмету и получили оценку отлично.
*     Вас неожиданно повысили в должности.
*     Вы много и долго плодотворно работали и вас повысили в должности.
*     Вы никогда не увлекались литературой, но после участия в поэтическом конкурсе, вас выбрали лучшим стихотворцем в школе.
*     Вы тщательно готовились к контрольной работе, но по не зависящим от вас причинам урок отменили, что вы чувствуете?
*     Вы первый день в новом классе и сразу нашли общий язык со всеми одноклассниками.
 
2 задание:
*     Опишите 3-мя прилагательными человека, с которым вам нравится общаться, а так же человека, с которым вам общаться не нравится.
*     Теперь опишите свое поведение, когда вы общаетесь с этими людьми например: часто улыбаюсь, говорю спокойным голосом, у меня угрюмое лицо, мой голос выше. Данные запишите в две колонки.
   Сделайте вывод, как от поведения одного человека зависит поведение другого.
*     Как вы можете изменить конфликтную ситуацию на успешную?
 
3 задание: Вспомните еще раз ваши чувства и эмоции в ситуации успеха и изобразите их на бумаге.
 4 задание: игра на развитие внимания «Сантики фантики лим по по по…»
После игры:
какие внутренние ресурсы вы использовали для выполнения задания максимально эффективно?
 
Итак, мы с вами поняли, что успех не приходит просто так, что его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей.
Давайте попробуем вывести формулу успеха, исходя из всего, что мы сказали.
УСПЕХ :Нужно четко представлять то, что хочешь. Это - цель.
Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это - ресурсы.
 Нужно незамедлительно начинать действовать. Это - действия.
 Вы получите то, что хотели. Это - результат. А значит - УСПЕХ!
 
Вот какая цепочка действий у нас получается:
цель - ресурсы - действия - результат.
 
 Давайте обратимся к цели, которую мы поставили в начале нашего мероприятия: вывести формулу успеха.
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Чувствуете ли вы что-нибудь подобное тем чувствам, которые испытывали в ситуации успеха?
Итак, мы с вами убедились, что при наличии цели, четком понимании того, что мы имеем для достижения цели, необходимых действиях, мы получим желаемый результат, а значит, добьемся успехов. Спасибо за урок! Приятно было с вами работать, желаю вам всем творческих успехов!