Урок чтения в 3 — ем классе по рассказу Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка».


Урок чтения в 3 - ем классе по рассказу Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка».Нургушиева Нуржамал Муртазалиевнаучитель начальных классов МОУ СОШ № 153. В Ставропольском крае сложилась и успешно развивается разносторонняя, многоступенчатая работа по выявлению и развитию детской одаренности и поддержке талантливой молодежи.Основной принцип работы педагогической общественности Ставропольского края - это «Каждый талантливый ребенок должен быть замечен и поддержан». Он должен иметь возможность реализовать свои способности, как в системе основного, так и в системе дополнительного и высшего образования. Главная задача - создать каждому ребенку равные стартовые возможности для проявления одаренности, вне зависимости от социального статуса его семьи и места проживания, оказать всестороннюю социальную поддержку. Оборудование: -«обложки» по темам, жанрам; - карточки-таблицы для каждого учащегося; - карточки для составления синквейна; -печатные листы с биографией Л.Н. Толстого; - компьютер.Задачи урока: -пробудить познавательную активность; -сопоставить изученный материал с известными знаниями; -развивать критическое мышление; -формировать собственное отношение к изучаемому материалу, навык самооценки; -воспитывать доброту.Тип урока: работа с художественным текстом. Технология:развитие критического мышления через чтение и письмо.Приемы: -корзина понятий, имен; - кластер; - чтение с пометками; - предположение; - чтение с остановками; - древо предсказаний; - синквейн. ХОД УРОКА:Стадия вызоваПрием «Корзина понятий, имен».(На доске портрет писателя, условный значок корзины с вопросом.)— Какие ассоциации возникают, когда вы смотрите на портрет этого человека? (Слова выписываются на доску.)Предположительно это может быть такая схема:— Проведем логические цепочки, это поможет нам рассказать о человеке, который изображен на портрете.Л.Н.Толстойписательсказки рассказыбасниразножанровый Прием «Кластер»Рассказы Л.Н. Толстогохудожественные научно-познавательныевызывает чувствасообщает факты«Зайцы» «Лебеди» Проверка домашнего заданияПересказ (подробный) рассказа «Зайцы». (Обговорить критерии для анализа пересказа (самооценка) — подробно сообщить факты о героях-зайцах.)Для всех учащихся — самостоятельная работа. Задание: заполнить таблицу (критерии — кратко сообщить факты). Проверка (самоанализ работы по выбранным критериям): по образцу на экране.Вывод: Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются.Мотивация: надо ли детям читать такие рассказы?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Виды зайцевЧем кормятсяКто их враги?Как спасаются?ЛесныеОзимымиОхотники, собаки, волки, лисыПутают следыПолевые Хлебными зернамиВороны, орлыПутают следы Прием «Чтение с пометками».(Обращение к портрету.)— Чтение биографии Л.Н. Толстого. При чтении карандашом выставляем пометки на полях:V — уже знал; + — узнал новое; - — думал иначе; ? — хочу узнать.а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы).б) Проверка (озвучивание помет). Вывод: Продолжим изучение произведений писателя. Стадия «Осмысление»Прием «Предположение».— Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране — рисунки льва и собачки со страницы учебника).Вывод: О животных.— Почему Л.Н. Толстой так назвал свое произведение «Лев и собачка»? Что может произойти в рассказе с таким названием? Прием «Чтение с остановками»Задания до чтения:Определите, какой это рассказ: художественный или научно-познавательный?Ответьте на вопрос: «Что поразило?»Чтение 1-й части со слов «С тех пор собачка жила в одной клетке со львом».После 1-й остановки вопросы: -Как вы думаете, почему лев не тронул собачку? -Как он к ней относился? Прием «Древо предсказаний».Проводится по методу «мозгового штурма» (в группах).На группу даются три листочка. Ученики обмениваются идеями, распределяют деятельность в группе по «Дереву предсказаний».1в. л1.вЛ2.в3.вС На стволе дерева название темы. Ученики выращивают «ветки».1-я группа: Что будет дальше?2-я группа: Чем закончится рассказ?3-я группа: Как могут развиваться события после финала?Проверка: обмен мнениями.Чтение 2-й части (до слов «Хозяин хотел унести мертвую собачку»).— Какие у вас возникли чувства? Что произойдет дальше? После чтения рассказа:— Какой это рассказ? (Доказать, что художественный.)Что поразило?Повторное аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику. Кульминация (лев перестал есть)Развитие действия (так прожили)Продолжение действия (хозяин хотел унести)- Заключение (потом он)Вступление (абзац 1) Завязка (абзац 2) Развязка (шестой день) Чтение сопровождается построением схемы.ЛСсмелыйверныйсильныйдобраядоверчиваябеззащитная Стадия «Рефлексия»Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Вызвать чувство сострадания, доброты.)Задание: составьте синквейн своего понимания . У детей получилось так:1.Доброта.2.Верный ,доверчивая3.Грустит, замкнулся, жили вместе.4.Лев перестал есть.5.Сострадание.(Кокозова Ажбике)