Открытый урок по алгебре в 8 классе Систематизация и коррекция знаний и умений по теме «Дробные рациональные уравнения»


Открытый урок по алгебре в 8 классе
Систематизация и коррекция знаний и умений по теме
«Дробные рациональные уравнения»
Учитель: Тынчерова Р.Ш.
2015-2016 учебный год
Тема урока: Систематизация и коррекция знаний и умений по теме «Дробные рациональные уравнения». (Слайд 1)
Тип урока: урок обобщения знаний.
Деятельностная цель:
формирование способностей учащихся обобщать и систематизировать знания при решении дробных рациональных уравнений и задач с помощью рациональных
уравнений.
Образовательная цель:
отработка навыков работы составления уравнений по условию задач и их решения.
Задачи:
Предметные:
-повторить алгоритм решения дробных рациональных уравнений и задач с помощью
дробных рациональных уравнений;
-обобщить и систематизировать знания по теме.
Метапредметные:
-умение ставить цель и создавать алгоритмы решения математических проблем,
осуществлять логические действия.
Личностные:
-ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого
этапа урока;
-ответственное отношение к результатам своей деятельности.
Межпредметные связи: с физикой, экономикой.
Ресурсы урока (оборудование):
компьютер, проектор, презентация; карточки с заданиями; индивидуальные
оценочные листы для учащихся.
Прогнозируемый результат: закрепление умений и навыков решения дробных рациональных уравнений; формирование умения планировать свою работу; достижение каждым учащимся того уровня умений и навыков, который ему необходим:
I уровень – выбрать соответствующие уравнения к данным задачам (2 балла).
II уровень – составить соответствие между уравнениями и всеми корнями этих уравнений (3 балла).
III уровень – решить уравнения (5 баллов).
IV уровень - заполнить таблицу и составить уравнение к задаче (5 баллов).V уровень –заполнить таблицу, составить уравнение и решить его, ответив на вопрос задачи (10 баллов).
Ход урока
1.Организационный момент.
«Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький» /Конфуций/(слайд 2)
Объявление темы, целей и задач урока.
- Подпишите оценочные листы (лежат на парте) и не забывайте во время урока их заполнять.
2. Проверка домашнего задания.
У доски двое учащихся записывают решение домашнего задания с объяснением.
3. Актуализация опорных знаний.
Устный опрос («микрофон»):
Какие виды уравнений вы знаете?
Какие уравнения называются квадратными? Способы их решения.
Какие уравнения называются рациональными?
Какие уравнения называются дробными рациональными?
Как решить дробные рациональные уравнения?
Как решить задачу с помощью уравнения?
Какие типы задач мы решаем с помощью дробных рациональных уравнений? С какими предметами связаны данные задачи?
Устные задания: (слайд 3)
Назовите общий знаменатель в уравнениях.
; 3);
2) ; 4).
4. Решение упражнений
Работа в парах по карточкам разноуровневая. (слайд 4)
I уровень(2 балла). Какое уравнение соответствует задаче? (слайд 5)
В прямоугольном треугольнике один из катетов на 2 см меньше другого, а гипотенуза равна 10 см. Укажите уравнение, соответствующее этому условию.
1) x+2x=10; 3) (x-2)2+x2=100;2) x+2+x=100; 4) (x+2)2+x2=10II уровень (3 балла). Составьте соответствие между уравнениями (А-Г) и всеми корнями этих уравнений. (слайд 6)(взаимопроверка с другой парой)
А) xx2+9=3x2+9; В) x2-4xx-4=0; 1) 0; 4;
2) 0;
А Б В Г
Б) xx-2=2x-2; Г) 1x+2=2x-2. 3) -6;
4) нет корней;
5) 3.
III уровень (5 баллов). Решите уравнения. (слайд 7)
После решения- защита у доски (решение с пояснением)
а) x2-6x-3= xx-3; б) из сборника ОГЭ-9 кл. 8x-3+3x-8=2.Перед защитой проведем физкультминутку: положить руки на пояс и поднять плечи максимально вверх, подержать немного и опустить, повернуть туловище вправо-влево. Затем свободное вращение головой в одну и другую сторону. Упражнение для глаз: выполнить движения глазами вверх-вниз, вправо-влево и расслабиться.
IV уровень (10 баллов). Заполните таблицу и составьте уравнение. (из сборника ЕГЭ) (слайд 8, 9)
Моторная лодка прошла 24 км против течения реки и вернулась обратно, затратив на обратный путь на 1час меньше, чем при движении против течения. Найти собственную скорость лодки, если скорость течения равна реки 2 км/ч.
  V (км/ч) t (ч) S (км)
1.     2.     После проделанной работы с помощью экрана выполняется проверка.
Далее предлагается составить уравнение к этой задаче. На доске учащиеся записывают составленные уравнения. Затем на экране появляется одно из них и приводится ответ.
V уровень (10 баллов). Составьте уравнение и решите задачу. (слайд 10, 11)
Группа школьников, собираясь в однодневный поход, рассчитывала потратить 1650 рублей. Однако в поход отправилось на 4 человека меньше, чем предполагалось, поэтому расходы на каждого участника оказались больше расчетных на 40 рублей. Сколько школьников должно было идти в поход?
После работы на экране появляется таблица, уравнение и ответ.
Дополнительная задача:
Первая труба пропускает на 1 литр воды в минуту меньше, чем вторая. Сколько литров воды в минуту пропускает вторая труба, если
резервуар объемом 930 литров она заполняет на 1 минуту быстрее, чем первая труба?
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Над какой темой мы сегодня работали?
- Достигли ли мы цели урока?
- Какой из этапов урока вызывал у вас затруднения?
- Подсчитайте баллы в оценочном листе и на обратной стороне оценочного листа напишите номера заданий, которые вызвали у вас затруднения .Спасибо за урок!
Лист контроля. (слайд 12)
Ф.И. Д. з. Устные
задания Работа по карточкам Итог по 5-ти
бальной шкале Удовлетворенность
1)
2) 1)
2)
3)
4)
I ур. -2б.
II ур. -3б.
III ур. -5б.
IV ур. -5б.
V ур. -10б. Оценивание «+» или «-»1-3 по 1б.
4- 2б. «5»- 20б.-…
«4»- 15б.-19б.
«3»-8б.-14б. «+» или «-»6. Домашнее задание. (слайд 13)
№ 696(б), 715, творческое задание:
составить и решить задачу по уравнению 48x-4-48x+4=8. Список использованной литературы: (слайд 13)
1. Макарычев Ю.Н. Алгебра.8 класс.- М.:«Просвещение»,2010
2. Жохов В.И., Карташева Г.Д. Уроки алгебры в 8 классе.-М.:«Просвещение»,2014
3. Ященко И.В. ОГЭ (ГИА-9): 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1.-М.: Издательство «Экзамен», 2015
4. Лаппо Л.Д. ЕГЭ. Математика. Тематические тренировочные задания. -М.: Издательство «Экзамен», 2015