Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся на уроках немецкого языка при обучении чтению и аудированию.

МБОУ Новодмитриевская средняя школа








Дифференцированный подход при организации самостоятельной работы
на уроках немецкого языка



Автор: Цыцулина Наталья Юрьевна
учитель немецкого языка




















2015 год



В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: предлагается иное содержание, иные подходы, отношения, педагогический менталитет. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником. Увеличивается роль науки в создании и использовании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
Самостоятельная работа, как известно, является одной из важных и широко обсуждаемых проблем в преподавании иностранного языка в школе. Она активизирует мыслительную деятельность учащихся, делая учение более результативным. Именно в ней более всего может проявиться мотивация школьника, целенаправленность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества. Поэтому одна из основных задач учителя - воспитать определённую культуру самостоятельной работы и, рационально направляя её, сформировать самометодику учащихся, т. е. осознанное владение приёмами учебного труда.
Подлинно самостоятельная работа возникает тогда, когда у школьника формируется потребность узнать, освоить что-то новое, неизвестное, нужное, важное для себя, а средств удовлетворения такой потребности в учебном процессе нет.
Т.е. самостоятельная работа – это организуемая самим школьником в силу его внутренних познавательных мотивов, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе системного управления со стороны учителя.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объём и уровень знаний, умений и навыков для решения определённого класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
1. Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приёмы выполнения работы.
2. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том числе домашней работы.
3. Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы.
4. Назначение самостоятельной работы – развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. Поэтому, подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение.
5. Содержание работы, форма её выполнения должны вызывать интерес у учащихся, желание выполнить работу до конца.
6. Самостоятельная работа организуется так, чтобы она вырабатывала навыки и привычку к труду.
Проблема организации самостоятельной работы на уроках иностранного языка, как уже отмечалось, особенно актуальна на сегодняшний день. Она заключается в целенаправленном обучении учеников содержанию этой работы.
На уроках иностранного языка источником самостоятельного добывания знаний является, прежде всего, учебник, содержащий грамматический и лингвострановедческий справочники, немецко – русский словарь, где материал отобран в соответствии с программными требованиями и доступен каждому. Учащиеся, участвующие в эксперименте, знают, что в их распоряжении находятся также такие дидактические средства, как задания к упражнениям, памятки, наводящие вопросы, опоры и ключи. Это их методический инструментарий.
Задания к упражнениям позволяют учащимся сосредоточиться на предмете усвоения. Задание жёстко направляет внимание учащихся, концентрируя его на определённой трудности при овладении языковым материалом; оно ограничивает предмет речи или темы. Задание снижает меру неопределённости, нацеливая учащихся на извлечение конкретной информации.
Памятки. В памятках в форме советов предлагаются рациональные приёмы овладения иностранным языком. Они подсказывают учащимся самый верный и надёжный путь овладения основными видами речевой деятельности, новыми организационными формами, упражнениями. Памятки охватывают все существенные стороны учебно – воспитательного процесса. Работая с памятками самостоятельно, школьники не испытывают затруднений, так как предварительная работа с ними проводится в классе или группе.
Опоры. Кроме вербальных опор в ходе самостоятельной работы используются невербальные опоры: картинки, коллажи, схемы. Использование опор помогает учащимся всех трёх уровней.
Особое значение опоры имеют при изучении грамматического материала.
Оперирование опорами позволяет учащимся овладеть способами построения своего высказывания, его планированием, подбором средств выражения мыслей, оформления их в соответствии с замыслом.

I.Setzen Sie an Stelle der Gedankenpunkte die
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·es Gebдude) vorbei.


Данные задания требуют от учащихся умения применять знания, полученные ранее.

I.Задайте вопросы. (Stellt die Fragen).

1. An wen ... ? Ich habe an meine Schwester geschrieben.

2. Von wem ... ? Den Ring habe ich von meinem Freund.

3. Was fьr ein ... ? Mein Freund hat sich ein Fahrrad mit Dreigangschaltung gekauft.
И т. д.

II.Поставьте вопросы к подчёркнутым членам предложения.

Im Sommer fahren wir in die Schweiz.

Wir fahren Anfang Juli.

Wir fahren mit dem Zug in die Schweiz.

Der Hund hat Angst vor dem Gewitter.
Wir bleiben eine Woche in Basel.


III.К данному предложению составьте общий, альтернативный, разделительный и все остальные вопросы (условная градация). Например:

Das Mдdchen fдhrt heute nach Mos
·kau.

Ответ:
Fдhrt das Mдdchen heute nach Moskau? (общий вопрос)

Das Mдdchen fдhrt heute nach Moskau, stimmt das? (разделительный вопрос)

Fдhrt das Mдdchen heute nach Moskau oder nach Berlin? (альтернативный вопрос)

Wer fдhrt heute nach Moskau?
Wann fдhrt das Mдdchen nach Moskau?
Wohin fдhrt das Mдdchen heute?
(три специальных вопроса)

Опоры такого рода помогают соблюсти порядок слов в вопросительных предложениях.
Чтение про себя совершается читателем наедине с собой, следовательно, самостоятельная работа ему вполне соответствует. В свою очередь, чтение вслух, выполняющее в учебном процессе подготовительную роль по отношению к чтению про себя, может также частично осуществляться в виде самостоятельной работы дома. Покажем работу с текстом упражнения 8 с. 8 (Учебник немецкого языка для 8 класса. И.Л. Бим.- М.,«Просвещение», 2000 г.). Скажем кратко, что в тексте речь идёт о том, как немецкие школьники провели каникулы.
Самостоятельная работа распространяется и на аудирование. Самое главное, в процессе данной работы мы обращаем внимание на слуховую память, создание ситуаций погружения в иноязычную речь. Эта работа бывает намного эффективнее, когда учащиеся прослушивают материал несколько раз (в зависимости от способностей) дома, а потом на уроке. Для развития слуха и расширения памяти мы используем упражнения, построенные по типу «снежного кома», с поступательным нарастанием объёма текста.
Необходимым условием таких упражнений является проговаривание, что способствует развитию памяти.
Понимание на слух, особенно в условиях самостоятельной работы, стимулируют различные введения в основной аудиотекст. Это может быть риторический вопрос типа: Werden wir heute eine Reise nach Dresden machen? Иногда они сообщают предисторию событий, описываемых в основном аудиотексте.
При самостоятельном аудировании учащиеся используют памятку.
Предлагаем работу над текстом по аудированию «Franz Schubert»
I.Antworte auf die Fragen. Man muss dabei die Wendungen aus der rechten Spalte gebrauchen. (уровень «А», «В»)

Wann lebte Franz Schubert? Im 18.-19. Jahrhundert

2. Was war sein Vater? Schullehrer
3. Wo sang er in der Kindheit? Im Knabenchor
am Stephansdom

4. Wann starb seine Mutter? Als Franz 15
Jahre alt war

5.Wozu komponierte er Lieder? Um Geld zu
verdienen.

II.Was ist hier falsch? (уровень «С»)

Franz Schubert war ein Arzt.
Er komponierte Opern.
Schubert war reich.
Seine Freunde veranstalteten Physikolympiaden.
И т. д.

III.Antwortet auf die Fragen. (без опор)

Если текст не очень сложный, учащиеся уровня «А» пересказывают текст, дополняя друг друга.
В качестве самостоятельной работы в письменной речи мы используем различные лексико – грамматические упражнения.
Например, составление и запись предложений по схемам речевых образцов.
Письменно можно предложить учащимся выполнить любое из перечисленных выше заданий в зависимости от того, какую задачу ставит учитель. При этом важно помнить, что при выполнении всех заданий, учащийся должен прибегнуть к элементам анализа с точки зрения грамматики, орфографии и других аспектов иностранного языка. Нельзя обойтись без письменной работы при изучении новой лексики, так как записывание слов является важным элементом запоминания. Предлагая учащимся письменную или устную самостоятельную работу, мы строго указываем время её выполнения.
Самостоятельная работа непременно предполагает самоконтроль, который является высшим показателем владения иностранным языком, залогом его дальнейшего совершенствования. Самоконтроль означает способность учащихся к критической оценке своих знаний и действий, проявляющийся по его собственной инициативе.
Проверяя себя, учащийся не только ищет ошибки, но и анализирует правильность ответа, отвечает сам себе на вопрос: почему нужно было это выполнить именно так?
При самоконтроле часто используются карточки – ключи, что позволяет ученику работать в своём темпе, определённом его индивидуальными возможностями. Такая работа доставляет ему чувство удовлетворения, уверенность в себе. Самоконтроль способствует воспитанию у школьников таких качеств, как самостоятельность, внимание, усидчивость, организованность, активное отношение к своей учебной деятельности.

Таким образом можно сделать следующие выводы:
Использование самостоятельной работы при обучении иностранному языку в школе позволяет в определённой степени обеспечить готовность к дальнейшему развитию и самообразованию учащихся.
Осуществление самостоятельной учебной деятельности предполагает овладение учащимися всеми УУД
Правильная организация самостоятельной работы со стороны учителя и учащихся обеспечивает повышение интереса к изучению иностранного языка, чувство удовлетворённости результатами своего труда.
Дифференцированный подход реализует принцип обучения каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей.
Дифференцированный подход при организации самостоятельной работы плодотворно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, способствует развитию и совершенствованию их творческих способностей.

Рекомендации:
Теоретический и практический материал представленной работы целесообразно использовать при организации обучения в 5 – 11 классах общеобразовательной школы, в 9 классе профильной школы с гуманитарным уклоном.
Обучение приёмам самостоятельной работы следует начинать с формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, обращая внимание на организацию само- и взаимоконтроля.
При формировании групп и организации дифференцированного обучения на уроках иностранного языка следует учитывать психологические особенности каждого учащегося (на основе МХК).
При организации самостоятельной работы необходимо обеспечить:
системность в организации работ, учитывая их содержание, количество, форму;
соответствие уровня самостоятельной работы учебным возможностям ученика, применение индивидуального подхода в подборе заданий;
разнообразие самостоятельных работ, их оптимальная продолжительность для каждого класса.

Соблюдение данных рекомендаций поможет учителю эффективно организовать самостоятельную работу на уроке, вовлечь всех учащихся в осуществление познавательной деятельности.




















Заголовок 115