Статья по английскому языку на тему Использование мультимедийных средств обучения учащихся средней школы на уроках английского языка

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

БОУ ДПО (ПК) С «ЧУВАШСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»


Кафедра филологии



ТЕМА: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА».






Выполнил учитель английского языка
МБОУ «Шоршелская СОШ
им. А.Г. Николаева» Мариинско-
Посадского района
Кольцова О.А.





Чебоксары – 2016
В данной работе раскрывается понятие мультимедийных средств обучения, а также говорится о том, что использование различных видов мультимедиа-технологий может существенно преобразить образовательный процесс, в частности, помочь учителю при обучении иностранного языка, повысить заинтересованность учащихся в его эффективном изучении.

























Содержание

Введение...4
Глава 1. Понятие мультимедийных средств обучения. ..6
1.1. Понятие мультимедийных образовательных средств. .6
1.2. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей. 8
Глава 2. Использование компьютерных мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка. ...11
2.1. Использование мультимедийного учебника. ..11
2.2. Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка. ..12
2.3. Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка. ....15
2.4. Программно-аппаратный комплекс «Интерактивная доска». ...16
2.5. Использование интерактивного плаката как мультимедийного образовательного ресурса на уроках английского языка. 18
Глава 3. Положительные и отрицательные аспекты использования мультимедийных средств. ...20
Заключение.24
Список использованной литературы...26










Введение
В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Сфера образования не могла стать  исключением. Именно сфера образования, наряду с немногими другими, характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий.
В учебных заведениях, преобладают речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися. Использование мультимедийных средств позволяет повысить эффективность учебного процесса  и качества обучения детей, помогают учителю привнести эффект дополнительной наглядности  в занятия, что способствует усвоению учащимися материала быстрее и в большем объеме. Чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения.
Современный уровень развития информационных технологий, оснащённость школ компьютерной техникой, а также наличие ПК и сети Интернет практически у каждого обучающегося позволяет говорить о сложившихся предпосылках для выхода обучения иностранным языкам на качественно новый уровень.
Изучение иностранного языка сегодня – это уже не обучение в отрыве от языковой среды, но обучение в условиях, успешно ее моделирующих. Зарекомендовавшая себя когнитивно-ориентированная методика, предполагающая обучение за пределами страны изучаемого языка, может быть усилена за счет привнесения иноязычного языкового окружения в процессе обучения [4].
Владение иностранным языком дает возможность приобщиться к мировой культуре и использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет. В связи с этим возникает необходимость развития методики использования компьютерных информационных технологий в обучении иностранному языку. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет-страничек, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.
Проблемами применения мультимедийных средств на уроках иностранного языка в школе занимались следующие ученые: С.В. Бондаренко, Н.Д. Коваленко, М.Ю. Бухарина, Л.П. Владимирова, Б.С. Гершунский,
Н.Л. Грейдина, З.Х. Миракян, Е.И. Дмитриева, М.К. Захарова,Т.В. Карамышева и другие.
Использование компьютерных, мультимедийных средств  на уроке иностранного языка – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.
Исходя из этого, целью работы является раскрытие роли комплексного использования мультимедийных средств на уроках иностранного языка.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть понятие мультимедийных средств обучения и определить их функции.
Рассмотреть наиболее распространённые  мультимедийные средства, применяемые на уроках иностранного языка, и целесообразность их комплексного использования.
Выделить положительные и отрицательные аспекты использования компьютерных, мультимедийных средств обучения на уроке иностранного языка.





Глава 1. Понятие мультимедийных средств обучения.
1.1. Понятие мультимедийных образовательных средств.

Рассмотрение методических основ построения иноязычного коммуникативного пространства, имитирующего пребывание в стране изучаемого языка, представляется сегодня одной из актуальных проблем методики. Основную роль в создании иноязычной среды мы отводим средствам мультимедиа, то есть программным и аппаратным средствам, «обеспечивающим воспроизведение на экране дисплея видеоинформации (со звуковым сопровождением), записанной на цифровом носителе, полученной по компьютерной сети, электронной почте, каналам телевизионного вещания».
Мультимедиа  это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графика, текст, звук, видео), организованными в виде единой информационной среды; компьютерные интерактивные интегрированные системы, обеспечивающие работу с анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком; неподвижными изображениями и движущимся видео; технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; синтез трех стихий: информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видео, фотографии, картины и пр.) и аналоговой информации звука (речь, музыка, другие звуки); особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию).
Ведущим средством мультимедиа является компьютер с высокопроизводительным процессором, памятью большого объема, монитором и акустической системой, в учебной аудитории используются также интерактивная доска или мультимедиа проектор.
Представляется целесообразным говорить не только о языковой среде, понимаемой как «речь, которую воспринимает человек в естественных условиях: язык семьи, радио, телевидения, язык книг», а также «вид коммуникативного пространства, в котором реализуется общение». Считаем, что необходимо рассматривать и культурную составляющую среды, отраженную в языке и транслируемую посредством языка. Тем более, что средства мультимедиа позволяют успешно передать при помощи аудио- и видеорядов информацию культурно-специфического характера.
Считаем, что даже искусственно создания культурно-языковая среда в определенной мере сохраняет характеристики среды естественной, а потому обладает большой ценностью с точки зрения изучения языка. Создание такой учебной среды сегодня становится возможным благодаря использованию средств мультимедиа, поэтому представляется целесообразным введение понятия мультимедийной культурно-языковой среды.
Под мультимедийной культурно-языковой средой мы понимаем созданное в учебных целях при помощи средств мультимедиа культурно-языковое коммуникативное пространство, в котором реализуется восприятие иноязычной речи и транслируемой ею культуры.
В целях организации такого пространства необходимо использовать все виды аудио-, видео-, и печатных материалов, доступных преподавателю и обучающемуся. Стоит отметить, что с наступлением эпохи интернета количество таких материалов поистине не ограничено. К источникам информации следует отнести:
1. радио: радиопередачи/ новости/ записи театральных постановок/ записи или прямые трансляции культурных, общественных, политических событий;
2. телевидение: телепередачи/ новости/ записи или трансляции событий/ художественные, мультипликационные, документальные фильмы;
3. аудиокниги/ аудиотексты/ видеофильмы
4. печатные материалы, в том числе представленные в сети Интернет, газеты/ журналы/ научно-популярную и художественную литературу.
В последнее время в школе появились новые средства мультимедиа – интерактивная доска и виртуальные объекты [6, с.99].
Функции мультимедийных образовательных средств. В самом общем контексте мультимедиа технологии в процессе обучения иностранным языкам призваны выполнять следующие функции:
1) интегрировать разные виды информации в одном объекте-контейнере (текст, звук, видео и т. д.) и представлять её, воздействуя на разные органы человеческих чувств;
2) развивать критическое мышление;
3) стимулировать когнитивный процесс;
4) осуществлять интерактивное взаимодействие с обучаемым;
5) адаптироваться к запросам обучаемого;
6) индивидуализировать процесс обучения;
7) организовать групповую работу в мультимедийных средах;
8) развивать навыки работы в команде;
9) формировать устойчивую мотивацию; 10) создать максимально приближенные к реальности условия для выработки учебных и профессиональных навыков (виртуальные лаборатории, экскурсии, музеи и т д.) [1, с.115].



1.2. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей.

Существует несколько подходов к классификации мультимедийных средств обучения. Чаще всего подобные средства классифицируются по функциональному или по методическому назначению.
Классификация мультимедийных средств обучения по функциональному назначению: 
– обучающие, представляющие учебную информацию и направляющие обучение, исходя из имеющихся у учеников знаний, индивидуальных возможностей и интересов;
– диагностические, предназначенные для определения уровня подготовки и интеллекта учащихся;
– инструментальные, предназначенные для конструирования программных средств, подготовки учебно-методических материалов;
– управляющие, предназначенные для управления деятельностью обучаемых при выполнении работы;
– административные, предназначенные для автоматизированного процесса организации обучения;
– игровые, обеспечивающие различные виды игровой и учебно-игровой деятельности.
По методическому назначению выделяют следующие виды мультимедийных средств обучения:
– наставнические, предназначенные для изучения нового материала;
–тренировочные (тренажеры), предназначенные для обработки умений и навыков при повторении и закреплении изученного материала;
–контролирующие, предназначенные для контроля уровня усвоения учебного материала;
– информационно-справочные, предназначенные для получения учащимися необходимой информации, предназначенные для создания модели объекта, процесса, явления с целью их изучения и исследования;
– имитационные, представляющие определенный аспект реальности для изучения его основных структурных или функциональных характеристик с помощью некоторого ограниченного числа параметров;
– демонстрационные, предназначенные для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых закономерностей, взаимосвязи между объектами;
– игровые, предназначенные для «проигрывания» учебной ситуации с целью принятия оптимального решения или выработки оптимальной стратегии действия для развития мышления;
– досуговые, предназначенные для внеурочной работы с целью развития внимания, реакции и творческого мышления [6, с.101].
Обобщая изложенное выше, можно прийти к выводу, что под мультимедиа технологиями понимается ряд компьютерных технологий, позволяющих совокупно представлять различные виды информации (графика, текст, видео, фотография, анимация, звуковые эффекты) и оперировать ими в соответствии с имеющимися целевыми установками. Данная трактовка мультимедиа наиболее оптимальна с точки зрения обучения иностранным языкам и превалирует на практике, в том числе при проектировании мультимедийного учебного занятия.  

















Глава 2. Использование компьютерных мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка.

2.1. Использование мультимедийного учебника.

Иностранный язык - это учебный предмет, который в силу своей специфичности предполагает наиболее гибкое и широкое использование различных средств обучения. Основную роль здесь, конечно, играют мультимедийные средства. Наиболее доступным из мультимедийных средств следует признать так называемый электронный учебник. Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний. Большую помощь при обучении фонетике, формированию артикуляции, ритмико-интонационных произносительных навыков, для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка оказывают именно они. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию. При этом в силу достаточно высоких имитативных способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы. Чем же так привлекают мультимедийные (электронные) учебники учителей и учащихся? Дело в том, что информация, получаемая на уроках, часто подвержена быстрым изменениям. Электронные учебники позволяют отслеживать эти изменения и, таким образом, обеспечивать высокий уровень знаний учащихся.
Достоинства электронных учебников:
- наглядность представления материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видео, анимации и т.д.);
- быстрая обратная связь (встроенные тест-системы обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала);
- интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала;
- простота в применении;
Но электронные учебники имеют и существенные недостатки. Среди них:
- отсутствие реального учёта возрастных особенностей заявленного круга обучающихся;
- отсутствие “привязки” к конкретному лексическому и грамматическому материалу программы, по которой занимается обучаемый;
- проработка в каждом из учебников всего 1 - 2 лексических тем и отсутствие серии учебников, соблюдающих преемственность лексико-грамматического материала;
- ограниченные возможности групповой и коллективной работы;
-отсутствие реальной коммуникации, которую невозможно запрограммировать даже в интерактивном режиме.
Перечисленные недостатки не дают возможности использовать электронные учебники в качестве основного средства обучения, в особенности в школе, оставляя им вспомогательную, в основном тренировочную, роль [6].


2.2. Использование Интернет-ресурсов на уроках английского языка

Сейчас уже все понимают, что возможности использования Интернет-ресурсов огромны.
На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в других странах. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке: - формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; - совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем; - совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети; - пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка; - знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.
В Интернете опубликовано множество мультимедийных файлов на иностранном языке, содержащих учебно-методическую и научную информацию, что позволяет организовывать оперативную консультационную помощь, моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия (семинары, лекции) в режиме реального времени.
Следует помнить, что компьютер не заменяет школьный учебник, а лишь дополняет его, делая урок более интересным, информативным, мотивируя учащихся на активное включение в процесс обучения.
Использование Интернет-технологий повышает эффективность урока в том случае, если материал подобран в соответствии с целями урока, уровнем владения языком учащимися, их возрастом и интересами. Школьники должны владеть элементарными навыками работы с компьютером, а учитель уметь четко формулировать задания. Тогда темп урока будет достаточно высоким, и для выполнения заданий на компьютере потребуется не более 10-15 минут [6].
В Интернете можно найти большое количество сайтов, разработанных специально для тех, кто изучает иностранный язык. Представленные материалы, можно использовать как на уроке, так и для самостоятельной работы дома. На интернет-сайтах представлены аутентичные аудио и видеоматериалы, тексты для чтения, игры, тесты для учащихся разного возраста с разным уровнем владения языком. Материалы могут быть использованы на любых этапах урока.  Всевозможные развивающие, языковые, юмористические игры помогут детям освоить лексику и грамматику иностранного языка: найти пару слов, подписать картинки, решить кроссворд, заполнить пропуски, разгадать слова, расставить предложения в правильном порядке, раскрасить картинки по инструкции, выбрать правильный ответ на вопрос и так далее. Такая форма работы приучает детей с самого раннего возраста к выполнению различного рода тестов, в том числе и с ограничением по времени. Также можно найти правила с подробными объяснениями и примерами, разноуровневые задания, итоговые тесты. Материалы можно использовать на этапе тренировки  и для контроля знаний.
Часто дети тратят много времени на поиск незнакомых слов в словаре. Эту задачу значительно облегчают он-лайн словари. Огромное достоинство таких словарей –  постоянное обновление и пополнение списка слов. Для повышения эффективности обучения иностранному языку и организации оперативной консультационной деятельности во внеурочное время учитель-предметник может создать собственный сайт. Работа с Интернет-сайтом для школьников предполагает творческий подход к выполнению нестандартных заданий (комментирование фотографий, сообщений других учащихся, общение в мини-чатах, форумах, размещение собственных материалов, создание личных страничек и так далее).  

2.3. Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка.

Неотъемлемой частью современного урока иностранного языка является  мультимедийная поддержка, представленная мультимедийной презентацией. Мультимедийное сопровождение присутствует на протяжении либо всего урока, либо охватывает его большую часть. На слайдах могут быть представлены самые разнообразные элементы содержательного наполнения учебного занятия.  Несмотря на относительную простоту создания, программа Power Point позволяет создать качественные, функциональные продукты, которые помогут достигнуть поставленные цели обучения. Power Point дает возможность придать более привлекательную форму представлению материалов, разнообразить виды языковой деятельности, по-новому взглянуть на казалось бы устаревший материал. Электронные презентации позволяют сфокусировать внимание учащихся на наиболее  значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. При этом задействуются сразу несколько видов памяти: зрительная, слуховая, эмоциональная. Презентации, подготовленные таким образом, могут также выступать в качестве интерактивного учебного пособия. Их можно использовать как на начальном этапе обучения иностранному языку, так и на продвинутом. Применение информационных технологий в обучении языкам отображает принцип наглядности обучения благодаря новым способам подачи информации. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования. Например, применение иллюстративного материала и анимации в презентациях позволяет легко и доступно ввести новую лексику, не прибегая к переводу на русский язык. Объяснение сложных грамматических явлений превращается в захватывающее приключение, усвоение грамматических структур и форм происходит непроизвольно, практически без усилий со стороны учащегося. Многократное проигрывание ситуации и интерактивная наглядность позволяют прочно закрепить материал. С помощью электронных презентаций можно успешно тренировать навыки и умения восприятия на слух иноязычной речи. Аудирование является неотъемлемым средством в обучении иностранному языку. Этот вид речевой деятельности позволяет овладеть звуковой стороной изучаемого языка, его фонемным составом и интонацией. Кроме того, при прослушивании текстов, репортажей, диалогов, поэзии, песен происходит активное усвоение лексических единиц языка и его грамматической структуры, развивается логическое мышление и способность анализировать информацию, отделяя важное от второстепенного. Выбор материала для аудирования обусловлен темой урока и ориентирован на возрастные особенности учащихся и их интересы. Весь этап подготовки к прослушиванию, а также материал для аудирования может быть сгруппирован в одном слайде в виде управляющих кнопок настройки действия и дополнительных эффектов анимации словосочетаний со звуковым сопровождением [7]. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.  



2.4. Программно-аппаратный комплекс «Интерактивная доска».

Программно-аппаратный комплекс «Интерактивная доска», обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности. Интерактивная доска позволяет проецировать изображение с экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора «мышь» [6, с.99]. Электронная доска SMART позволяет осуществлять:  активное комментирование материала: выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров с возможностью изменить цвет и толщину линии;  полноценную работу по переводу текста и отдельных предложений с указанием связей и взаимоотношений между словами;  набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени;  не только знакомство с тестовыми заданиями в режиме просмотра, но и показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории, если в школе отсутствует компьютерный класс или он не может быть предоставлен учителю в данный момент;  сохранение результатов в отдельном файле в виде картинок или в HTML и PDF-формате. Универсальность интерактивной доски обеспечит вовлеченность учеников в работу, особенно тех, кто воспринимает информацию в основном кинестетически. Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся благодаря работе с интерактивной доской, но ученики БУДУТ больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они смогут активно обсуждать новые темы и быстрее запоминать материал.
Спектр информационных и коммуникационных технологий постоянно расширяется. Наряду с известными базовыми программами приобретают популярность различные сервисы, позволяющие создавать ресурсы, которые можно использовать в учебных целях как для работы на уроке, так и для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Среди множества подобных возможностей остановимся на онлайновом сервисе Padlet.
Padlet предоставляет возможности для общения и сотрудничества при помощи удалённых компьтеров и других коммуникативных приборов (телефоны, планшеты), которые имеют подключение к Интернету. Он также хорошо подходит для работы в классе в качестве школьной доски с размещенными на ней заданиями, которые в определённый момент можно легко использовать, активировав тот или иной элемент, содержащий заранее подготовленную информацию. Таким образом, Padlet можно считать виртуальной доской или цифровой стеной, на которой можно хранить файлы [10].



2.5. Использование интерактивного плаката как мультимедийного образовательного ресурса на уроках английского языка.

Интерактивный плакат – это электронное образовательное средство нового типа. Электронный учебный плакат имеет интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: текст, графику, звук, видео. Интерактивные плакаты прежде всего предназначены для уроков изучения нового материала, но их можно использовать и при повторении пройденного[9].
Использование интерактивного плаката как мультимедийного образовательного ресурса на уроках английского языка позволяет с одной стороны, наглядно демонстрировать обучающемуся аутентичный материал, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, а с другой стороны, позволяет ему самому активно участвовать в процессе изучения определённой темы.
Интерактивные плакаты являются отличным средством для дистанционного обучения. С их помощью учащиеся могут самостоятельно изучить тему и проверить себя.
В настоящее время существует множество программ и специализированных сервисов для разработки плакатов:
Glogster – это сервис Веб 2.0, который позволяет создавать онлайн-плакаты, т.е. Glogs. Это мультимедийная веб-страница или мультимедийный постер, на котором могут быть представлены тексты, фото- и звуковые файлы, видео, графика, ссылки.
Роррlet предоставляет возможности для создания плакатов с использованием видео- и аудиоматериалов, текста.
Scribblemaps – сервис позволяет рисовать на карте, добавлять метки, фотографии, вводить текст.
Wallwisher – сервис представляет бесконечный лист, на котором можно размешать заметки. Заметки могут включать в себя связанные рисунки, видео с You Tube, презентации в Power Point, PDF документы, таблицы в Excel и ссылки на веб-страницы.
Универсальная программа- оболочка Hot Potatoes используется для подготовки заданий к интерактивным плакатам.
AutoPlay Menu Builder – программа для создания автоматически проигрываемого меню.
Интерактивный плакат можно реализовать в различных компьютерных средах. Наиболее простой в использовании является программа Power Point.
Обучение с использованием интерактивных плакатов позволяет:
– улучшить запоминание информации;
– улучшить восприятие (понимание) информации;
– увеличить вовлечённость обучающегося в процесс обучения.
Интерактивные плакаты позволяют комплексно использовать мультимедийные средства обучения, что является одним из требований ФГОС. Применение учителем интерактивных плакатов помогает привлечь внимание обучающегося и вовлечь его в активную познавательную деятельность. Кроме того, разработка собственных электронных пособий позволяет учителю варьировать уровень погружения в тему и дифферинцировать отбор материала.


Глава 3. Положительные и отрицательные аспекты использования мультимедийных средств.

В современной школе компьютер – средство обучения с огромными возможностями. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения (тренировка различных видов речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, автоматизация языковых и речевых действий, реализация индивидуального подхода, самостоятельная работа учащихся)[7]. Различные средства мультимедийных технологий значительно расширили возможности учителей, значительно облегчили их труд, оптимизировали изучение иностранных языков, сделали этот процесс увлекательным и познавательным [3, с.207].
В настоящее время существует множество мнений о том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер может заменить учителя, другие - компьютер не способен подать материал так, как это делает учитель. Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию и общему развитию учащихся, эффективности усвоения программы. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени получать, перерабатывать, оценивать и использовать в практической деятельности большой объем информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог самостоятельно их оценить [2, с.29]. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных с использованием ресурсов Интернет. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным и интерактивным. Современный компьютер сочетает в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, телефона и является универсальным инструментом, способным моделировать различные языковые ситуации, он может быстро и эффективно реагировать на действия и запросы учащегося. Этот способ обучения также весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, дает простор для педагогического творчества. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его, играя роль инструмента, который при грамотном использовании значительно повышает эффективность педагогического процесса. Активное применение компьютера на уроке английского языка представляется целесообразным исходя из специфики самого предмета. Ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. При обучении аудированию каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь. При обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на английском языке в микрофон. При изучении грамматических явлений каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, имеет возможность разгадывать кроссворды, чайнворды, заниматься поиском слов, выполнять игровые упражнения. Сфера применения компьютера в обучении иностранным языкам необычно широка. Компьютер может быть эффективно использован для ознакомления с новым языковым материалом, новыми образцами высказываний, а также с деятельностью общения на иностранном языке. На этапе тренировки и на этапе применения сформированных знаний, навыков, умений компьютер может быть использован в самых разнообразных коммуникативных заданиях и ситуациях с учетом личностных особенностей обучаемых. Отмеченные возможности компьютера делают его прекрасным техническим средством для различного рода пояснений и обобщений явлений языка, речи, речевой деятельности. Сейчас во всех школах идет раннее обучение учащихся иностранным языкам. Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны – “изображения” движутся, разговаривают по-английски, задают вопросы и т.д. Некоторые учителя могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью, а учителю приходится приобретать необходимые электронные учебники и делать подборку по ним нужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и текстов и перенос их на все компьютера, чтобы в определенный момент на уроке учащиеся могли сесть за определенные компьютера, найти и открыть нужную папку в “Моих документах”, выполнить, например, тест по аудированию или чтению. Это большой труд, но себя оправдывает. Радость познания – вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи. У каждого ребенка есть внутренний мотив, направленный на познавательную деятельность. Задача учителя - всячески способствовать развитию этого мотива, не дать ему угаснуть.
Применение средств мультимедиа в обучении позволяет: -  решить задачи гуманизации образования; - повысить эффективность учебного процесса; - развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду); - развить коммуникативные и социальные способности обучаемых; - определить обучаемого в качестве активного субъекта познания; - учесть индивидуальные особенности обучаемого; - осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается; - привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своих профессиональных задач.
В то же время использование средств мультимедиа на уроках иностранного языка имеет и отрицательные аспекты:  - свертывание социальных контактов, сокращение социального взаимодействия и общения; -  трудность перехода от знаковой формы представления знания на страницах учебника или экране дисплея к системе практических действий, имеющих логику, отличную от логики организации системы знаков; - трудности в использовании большого объема информации, который предоставляют современные мультимедиа и телекоммуникационные средства; - отвлечение учеников от изучаемого учебного материала; - негативное воздействие на здоровье всех участников образовательного процесса. Перечисленные проблемы и противоречия говорят о том, что применение средств мультимедиа в школьном обучении по принципу «чем больше, тем лучше» не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании мультимедиа-ресурсов необходим взвешенный и четко аргументированный подход [6, с.100-101].
По моему мнению, компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Не следует забывать, что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей коррекции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. Учитель может применять компьютер для оптимизации обучения, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени, для организации коллективной работы и для работы с учебными материалами.


Заключение

В настоящее время внедрение персонального компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам.
Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках иностранного языка.
Использование мультимедийных средств обучения позволяет качественно изменить контроль за деятельностью учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. При использовании компьютера вербальную коммуникативную деятельность следует рассматривать в трех аспектах.
Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей.
Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации, то есть как человеко-машинный диалог.
В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в качестве стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.
Правильно организованная работа учащихся с компьютером и использование  мультимедийных средств может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
В заключение следует отметить один важный момент – мультимедийные  средства и все их возможности, какими бы хорошими они ни были, не заменят на занятиях учителя, они лишь являются эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и сделать более объективным и наглядным контроль усвоенного материала. Все остальные функции по-прежнему выполняет учитель.


























Список использованной литературы
1. Богатырёва М.А.    Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - N 10. - С. 114-124.
2. Грин Н.В. Мультимедиа как средство медиаобразования при обучении английскому языку младших школьников // В мире научных открытий. - 2013. - № 3. - С. 26-35.
3. Лазарева О.С. Информационные технологии в преподавании иностранного языка // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. - №7. – С.207-210.
4. Меркиш Н.Е. Мультимедийная культурно-языковая среда как фактор успешного овладения иностранным языком и иноязычной культурой// Иностранные языки в школе. – 2015. – № 8. – С. 9-16.
5. Неделкова А.А. Мультимедийные технологии в обучении английскому языку // Среднее профессиональное образование. - 2012. - № 2. - С. 24-25.
6. Некрасова А.Н., Семчук Н.М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей // Ярославский педагогический вестник. – 2012 – № 2. – С. 98 – 102.
7. Нефедова Н.П. Презентации в Power Point на занятиях по иностранному языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
8. Хильченко Т.В., Дубаков А.В. Мультимедийный урок иностранного языка и организационно- технологические особенности его проектирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

9. Шмидт О.В. Разработка и использование интерактивных плакатов на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 2016. – № 1. – С. 28-32.
10. Ярмина Т.Н. Методический потенциал электронного сервиса Padlet// Иностранные языки в школе. – 2015. – № 12. – С. 38- 41.








13PAGE 15


13PAGE 142615