Методическая разработка: Обучение чтению на начальном этапе


Section 2 Legends about Letters, Sounds & Rules of Reading На одной далекой сказочной планете жили-поживали интересные человечки. Очень любознательными были они, а также очень трудолюбивыми и изобретательными. У каждого из них были или бинокли, или подзорные трубы, или телескопы, с помощью которых они рассматривали мир. И вот однажды сразу во всех биноклях, подзорных трубах, телескопах стала видна какая-то страна. История №1 о том, как отправился Cosmy в путешествие Удивились человечки и закричали [оu], стали звать тех, кто не видел [ei], многие в восторге закричали [ai], [d:], [u:], а некоторые качали головами и прищелкивали языком [t] или [n]. И захотелось им узнать, что же это за страна такая. Собрались все на Ученый совет и стали "думу думать". Долго заседали наши любознатики, но так ничего и не придумали и отправились по домам. А ночью одному из планетян по имени Cosmy (Cosmonaut) приснился космический корабль. Утром, проснувшись бодрым и веселым, Cosmy побежал к друзьям. Cosmy рассказал свой сон и быстро начертил проект корабля. На листике он чертил (Up and down! Up and down!) Работа закипела. Все-все трудились очень усердно (подносили детали и укладывали их in, on, under), и вскоре сверкающий на солнце, очень красивый корабль был сделан. Все хотели отправиться в далекую и загадочную страну, но место на корабле было только одно. И по справедливости решили отправить в полет главного конструктора Cosmy.И Cosmy с удовольствием отправился в путешествие. А друзья поднимались на цыпочки, чтобы лучше видеть его полет: up, and down! up, and down! Вам понравился находчивый Cosmy с планеты сказок? Давайте позовем его и познакомимся с ним (знакомство). А теперь пусть наш новый друг летит дальше, а мы будем следить за его полетом. История №2 о том, как Cosmy познакомился с удивительным охотником Он летал ко многим планетам, видел много интересного. Иногда ему приходилось заниматься ремонтом. Но однажды его корабль " застыл " на месте, подлетев к маленькой голубой планете. Корабль предложил Cosmy: "Давай посмотрим, кто живет на этой планете". Cosmy решил приземлиться. Видит: огромная цветочная полян Cosmy вышел из корабля и почувствовал запах множества цветов, услышал жужжание пчел и шмелей, увидел золотистые лучики солнца , играющие на листочках растений. Cosmy долго гулял, но никого не встретил. Он так устал, что ему захотелось полежать на травке. Cosmy прилег и не заметил, как заснул. Вдруг сквозь сон он услышал, как'кто-то говорит: "Эй, эй". Cosmy скрыл глаза и увидел около себя интересного крошечного человечка. " Кто ты?" - спросил Cosmy. "Эй" - сказал коротышка. "Чего ты дразнишься? Я серьезно! Меня зовут Cosmy, а тебя как?" - "Эй" - вновь ответил человечек. Он был такой маленький, с деревянной саблей на боку. "А, так тебя зовут Эй! Какое смешное имя!" - "Ничего смешного!' обиделся коротышка. "Я - охотник! Люблю гулять в лесу" - "Так ты охотишься?" - "Да, но у меня фоторужье, которым я фотографирую животных и птиц. Это и есть моя охота" - "Как интересно!". Коротышка-охотник "А" пригласил Cosmy к себе в гости. Охотник "А" повел его по лесу, мимо озера. Все поражало и удивляло Cosmy: "Цветы такие большие, трава такая высокая, деревья такие огромные!" История №3 о том, как Cosmy отправился в гости "А" и Cosmy пришли к другу охотника - коротышке-толстунчику "О", который любил все сладкое, никак не мог отказаться от люб лакомства и всегда восклицал: "Оу, как вкусно!" Друзья хотели рассказать Cosmy много увлекательных историй, так как они жили и красивом городе "ABC", в интересной стране "Буквляндии". Все было необычно здесь: в Буквляндии живут необыкновенные жители - чело-кечки-коротышки-буквята, девочки и мальчики, дяди и тети, бабушки и дедушки. Все они очень добрые, хорошие и очень говорливые. У них есть один секрет: кто с ними подружится, тот узнает много нового и интересного. И отправился Козми со своими новыми друзьями по городу ABC гулять. Идут они по городу, а там резвятся две девчушки, одетые в яркие платьица, с большими бантами. Друзья познакомили История №4 о том, как познакомился Cosmy с сестричками Козми с сестричками- хохотушками. Козми узнал, что их зовут Y [wai ] и I [ai], они всегда веселые, смеются звонко и поют свою песенку [ai-ai]. Сестрички Y и I стали учить своей песенке, а все вместе они научились петь "What is your name?". Очень громко друзья пели песенки, веселились, а вместе с ними солнышко Sun пело [ai-ai-ai], медвежонок Bear пел [ai-ai-ai]. Все улыбались друг другу: они стали друзьями, т.к. "дружба начинается с улыбки". Подружившись, они отправились гулять все вместе. "Как приятно бывать в гостях! Узнаешь что-то новое, интересное!" -думал Козми.Веселые сестрички Y и I пригласили их к себе. А жили девочки в уютном, красивом домике. История №5 о том, как приятно бывать в гостях В домике все необычное: и мебель, и лампа, и часы. И все сделано руками хозяина и хозяйки дома, большими мастерами. Папа девочек - R [а:] строгий, но совсем не сердитый. Мама девочек - спокойная, рассудительная женщина Н [eit∫]. Однажды детишки так нашалили, что мама Н настолько расстроилась, что замолчала и теперь только тяжко вздыхает [h-h]. А спокойный папа R даже "зарычал" [г-г]. Но такое случается не часто. Это очень дружная и гостеприимная семья. Чтобы гости не скучали, всегда готовы игры для развлечения: и прятки, и шахматы, и качели, и "испорченный телефон". Играют гости, веселятся. Радушные хозяева пригласили своих гостей в красивый сад вокруг домика. Бегают все, резвятся.И вдруг на лужайке увидели старичка. История №6 о братце сестричек – маленьком плаксе и их дедушке Интересно, кто бы это мог быть? Да ведь это дедушка G [dʒi]. Как приятно познакомиться с таким забавным старичком.Но что это? Из-за цветочной клумбы слышится плач.- Кто там? Выходи! - кричит Козми. А девочки-сестрички говорят: "Да это же наш братец - маленький плакса g [dʒi]. Он так похож на нашего дедушку. У них даже имена! одинаковые [dʒi], только внучек - такой трусишка. - "Дай я расскажу!" - перебивает ее сестричка. - "Я-я" - "Нет, я!" Спорили, спорили, и рассмеялись, запев свою песенку "Ай-ай-ай!" А папа R рассказал с огорчением в голосе [r] [r], какой его сын трусливый. Оказывается, он боится всех и постоянно хнычет [g-g-g]. О нем даже стихи есть:g- плаксивый и трусишка,Встать в конце боится слишком,Он боится всех согласныхИ воинственных всех гласных! -Хнычет громко [g-g-gj.Правило запомни ты. Братец g всегда доставляет хлопоты. Ему и игрушки достаются самые лучшие, и сестрички с ним играют. Только с сестричками Y и I он утихает на время История №7 о том, кто приходит на помощь сестричкам, чтобы успокоить плаксу и журчит от удовольствия [dʒ ], но стоит показаться рядом любому другому коротышке - так сразу слезы [g-g-g ]. Девочки стараются развлечь братца, но ведь им и самим хочется побегать. Думали они, думали и решили его к бабушке Е в гости отвести: ведь малыши любят у бабушек гостить, И что вы думаете? Да! Братец у бабушки Е зажурчал [dʒ].- Ура! Можно без братца погулять! - и убежали сестрички. А братец не плачет - рядом с бабушкой Е ему не страшно. А бабушка Е всегда приветлива и добра ко всем жителям Буквляндии. В гости к ней все любят ходить. Рассказала она плаксе g сказки, но сама забеспокоилась: "Может быть у малыша История №8 о добром докторе и его дочке что-нибудь болит?" Позвала она сестричек. А они с Козми резвятся: то в догонялки, то в горелки играют. Бабушка еле их дозвалась. Козми с сестричками по­вели плаксу g к доктору Буквляндии D [di:], который жил со своей дочкой d [di:]. Она так с обручом бегать любила, что не расставалась с ним никогда, даже спать ложилась, не выпуская его из рук.Посмотрел доктор на братца, а он еще пуще слезы льет [g-g ].- Д-д-а-а... - многозначительно протянул доктор. - Тяжелый случай.Подумал доктор немного и дал братцу таблетки от страха. Но так как жители Буквляндии - коротышки - бесстрашные, то таблетками давно никто не пользовался, и они пришли в негодность. А Козми пообещал, что он обязательно изобретет лекарство для братца и для всех детишек, кто боится и назовет его "Антистрахин". В один чудный солнечный день буквята решили показать Козми, куда очень любят ходить дети. А куда? Догадайтесь! Может быть - в парк? Нет. Может на море, на речку...? Нет. Да, конечно же, в зоопарк. Все восторгались чудом История №9 о том, как друзья отправились в зоопарк Буквляндии - зоопарком, где живут добрые зверушки, которые дружат с буквятами. И все отправились в зоопарк, захватив лакомства для своих любимцев. Так как дорога была длинная, то друзья шли и перекликались, чтобы не потеряться. А Козми придумал игру "Цепочка туристов": называет имя позади идущего коротышки, а тот следующего, и там дальше по цепочке, а уж самый последний называет имя Козми. Давайте проверим их цепочку! Итак... Шли друзья, шли, громко перекликаясь. И вдруг! Что это?... Козми даже в сторону отпрыгнул - так испугался зеленой красавицы болотной. Буквята успокоили его и познакомили с красавицей W ['d۸blju: ], которая любит, когда ей подражают все ребятишки. И давай красавица W w учить Козми петь по-своему Я потому что она считает, что у нее самый красивый голос [w-w-w ]. Там увлеклись друзья, что целый лягушачий хор [w-w-w] получился. Очень довольна W.Но ведь она еще и страж зоопарка, и пускает туда не всякого, чтобы зверей зря не беспокоили.Но "концерт" так ей понравился, что она пропустила всех. Зеленые сторожа W w пригласили всех в зоопарк.Дорожки, цветы, деревья - все было таким чистым, уютным. Кустарники аккуратно подстрижены, цветы и деревья политы. История №10 о великой актрисе С В этом зоопарке не было ни одной клетки, железной изгороди. Все звери, оказывается, живут совершенно свободно!- Как это хорошо! - подумал Козми. - Обязательно у себя дома посоветую убрать все заборы и ограждения.Козми замечтался, и вдруг услышал визг. "Что случилось?" - забеспокоился он. Оказывается сестрички Y и I и бабушка Е пошли по аллейке вглубь парка, а из-за кустов вдруг кто-то как зашипит [s-s ]! Они так испугались, подумали, что это змея.Охотник А и толстунчик О прибежали на помощь: "Кто там! Покажись!" Из-за куста вышла маленькая согнувшаяся старушка и кашляет |k-k].- Бабушка, а вы змею не видели?- Нет.И вдруг "бабушка" звонко рассмеялась: "Да нет там змеи!" Все радостно вздохнули.Кто же напугал I, Y и Е?Козми познакомился с "бабушкой". Это С с [si: ] - великая актриса. Так загримируется, что трудно узнать в ней задорную девчонку. Вот так всегда, как увидит I, Y и Е, так и шипит [s-s ]. А со всеми остальными все кашляет: "Пусть бабушкой назовут. Вот посмеюсь над их ошибкой!" И зоопарке любой уголок радует: и красивое озеро, и зеленая лужайка, и чудесные деревья, а особенно - звери!Все звери очень приветливы. История №11 о новых друзьях Cosmy – жителях зоопарка Вот красивая, с длинной шеей жирафочка h [eit∫]. Да, да, не удивляйтесь! Ее зовут так же, как маму сестричек Н. А знаете почему? Нет? Тогда послушайте! В далекойАфрике путешествовал nana R, и однажды он увидел, как злые пираты убили большое красивое животное с длинной шеей, ее детеныш остался живым. Папа R привез его домой, а мама Н ухаживала за малышом. Жирафочка настолько привязалась к хозяйке, что старалась подрожать ей во всем - вздыхать [h-h ], даже на мамино имя бежит, как будто на свое.Но вскоре жирафочку трудно стало держать дома, да она уже и не помещалась в нем. Поэтому добрые жители зоопарка кенгуру К [kei ] и веселые обезьянки J j [dʒei ] пригласили ее жить к себе. И хоть жила теперь жирафочка среди зверушек, привычки у нее остались прежние: тяжко вздыхать [h-h] и откликаться только на мамино имя [eit∫] - Н.Так и живут они все вместе. К - [kei] - кенгуру, только и слышно [k-k], когда он подпрыгивает. Сильные у него ноги! Он может прыгнуть на 5 метров, а когда убегает от погони, то на 9. А веселые обезьянки J j [dʒei] по веткам скачут [dʒ-dʒ-dʒ۸mp] Красивые зеленые газоны, улыбающиеся цветы. Лучики солнца игра­ют в листиках деревьев. Козми с друзьями весело болтали, хохотали. Рассказывали смешные истории. И вдруг их внимание привлекла чуд­ная мелодия звуков: [vi:-vi:-vi:] и [kju:-kju:-kju:]. Козми спросил: "Кто так чудно поет?" А актриса С ему в ответ: "Догадайся". Долго думал Козми, но очень трудно ему было угадать, кто же это:- Это компьютер?- Нет, что ты!- Это работает музыкальный центр?- Да нет же!- Это синтезатор?- Нет. Опять не угадал. Какой ты недогадливый! Это же наши птички!!!- V v [vi: ] и Q q [kju: ].- Какие у них красивые имена! Вдруг ... - Что такое? Что случилось? Что за шум ? - заволновался Козми, и было от чего!Из кустов слышались странные звуки:[s]! [∫]! [z]! [∫]! [z]! [s]!А произошло вот что. Ползла себе по История №12 о веселой змейке, которая напугать может кустикам веселая змейка: [s]…|s]...[s]... А к кустику подошла жирафочка, пощипать сочные листики. Змейка испугалась, что жирафа на нее наступит, и зашипела: [∫], [∫], [∫]. Жирафа прислушалась, да как прыгнет в сторону в испуге. А змейка тоже испугалась, метнулась в другую сторону иоказалась между О и Е. А надо сказать: с гласными она дружит, и оказавшись под защитой двух друзей, засмеялась змейка звонко-звонко: [z], [z ]. Смешно ей и что безопасную жирафу испугала, и что сама испугалась, и что даже самого крокодила теперь, стоя меж друзьями ей не страшно... Много интересного в Буквляндии. Но вот это здание особеннозаинтересовало Cosmy:Ой, да это же школа! Давайте войдем, ну пожалуйста! А в школе идут занятия - буковка-учитель Т [ti:] и ее ассистент t ведут урок пения. Все так увлеклись музыкой, поют на все голоса. А в окошко стучит кто-то тихо-тихо. Ассистент t подошел к окошку и История №13 о том, как был прерван урок в школе открыл его. Будто вихрь ворвался в комнату: [bi:-bi:] [b] [b] [Ь]-[Ь۸z]- [b۸z]- Кто? Что?- Это мы! Пчелки-труженицы! Bb [Bi: ]. Начался дождик и мы боимся, что наши крылышки промокнут и мы не донесем мед до улья.- Конечно, оставайтесь! Давайте петь с нами!И все пели! С удовольствием! А дождик закончился. Вновь все принялись за работу: учитель вести уроки, а пчелки - мед собирать. Но если вы подумали, что все жители Буквляндии трудолюбивые, то вы ошиблись. Есть среди коротышек и своенравные белоручки.Однажды Козми увидел на террасе красивого белого домика очень миловидную женщину, а рядом стройную высокую девушку, которые , стоя возле узорчатого зеркала, примеряли золотистые платья.- Кто эти красавицы?- О! Это наши леди Ll [el ] История №14 о прекрасных дамах Они готовятся ехать на бал сегодня. Их соперницы - соседки живут напротив в таком же живописном месте: сад, беседка, маленькое озеро.Это маленькая и большая N n [en ] - красавицы, любующиеся собой всегда и везде в любом отражении, даже в лужице после дождя, прицокивая язычком: "[n-n], как красиво!"Но на балу, который состоялся вечером, жители Буквляндии так и не смогли определить, кто же из красавиц самая красивая. Голоса коротышек разделились поровну. Приз "Мисс Буквляндия" так и остался неврученным. Тогда все коротышки потребовали, чтобы для красавиц еще один конкурс придумали - на находчивость и догадливость. Может этот конкурс назовет победительниц."Пусть красавицы загадки разгадывают!" - решили судьи. Но красавицы испугались, что не смогут выполнить это задание и сказали, что им надо подготовиться. Однажды в город ABC пришла телеграмма: "Приглашаем всех к нам в деревню на пикник!"- Кто это нас приглашает? - спросил Cosmy.Это наш фермер F [ef] со своей дочкой История №15 о том, как все друзья Cosmy отправились в деревню f. Он очень любит принимать у себя дома гостей. У них в деревне так чудесно.- Как здорово! Ура! Едем на пикник! - обрадовался Cosmy. - Я еще ни разу не был в деревне, и никогда не был в гостях у фермера." Мы едем, едем, едем в далекие края, веселые соседи, хорошие друзья.«Никто не отстал? Все в поезде? -Да!Буквята шумят, гомонят, перекликаются. Давайте им поможем - назовем их имена и узнаем, все ли на месте. Все буквята расселись по местам, и поезд тронулся. Ехали-ехали и вдруг паровозик застыл на месте. - Что случилось? Почему остановились? История №16 о том, как испугались великана Все из окон выглядывают, гадают, в чем причина остановки. А это добрый великан U u [ju:] в свою трубу загудел - ему тоже путешествовать хочется.- [ U - ju:]... Возьмите меня с собой!- Садись, U [ju: ], скорее! Поехали! Теперь у нашего паровозика и гудок есть: труба великана U. Вон как весело гудит [ju: ] - [ju:]. Запыхавшийся паровозик трудился-трудился и, наконец, привез н деревню, где жила гостеприимная матушка Эм (М). "Добро пожаловать, милые гости!" - История №17 о гостеприимной хозяйке выбежала из своего домика Эм, - [m-m], какой вас ждет вкусный пирог. Матушка Эм такая искусница в приготовлении сладких пирогов, тортов, кексов, что каждый кто попробовал ее стряпню пальчики облизывает: [m - m - m]! Есть у матушки ЭМ дочка. Дочка на маму лицом не похожа, но такая же печь мастерица. За ее таланты маленькую ЭМ отправили в город на конкурс знаменитых кондитеров. Скучает мама ЭМ без любимой дочки и вышила на фартуке свой портрет и дочкин рядом, чтобы скорей дочка к маме вернулась. Хорошо у матушки М, но ведь Козми и его друзья приглашены фермером F. Пошли они к нему, но по дороге еще друзей встретили. - Кто это? Кто это спешит? Прямо капельки воды летят! История №18 о художниках Буквляндии Да это же наш художник Рр [pi:] и его маленький сынок!Бегут они и пыхтят [ р-р ] - они ведь толстячки, и им так тяжело быстро бегать.- Здравствуйте! Как мы рады вас видеть!Конечно же, все захотели иметь свои портреты.Добрые безотказные художники, слегка переведя дух и устроившись, принялись за дело. Благодарные зрители уселись на траву, чтбы спокойно наблюдать за их работой и ожидать своей очереди.Художники рисуют и вновь пыхтят, на этот раз от усердия [р], [р ]. Ах, хороши будут портреты! И вот наши друзья уже гостят у фермера F и его дочки f. Осматривая фермерский двор, они вдруг слышат:Мяу! Мяу![ks-ks ]! [ks-ks ] История №19 о любителе кошек Кто это зовет кошек, да так ласково?!Девочка f знакомит всех с любителями кошек - мальчиками X - большим и х - маленьким [eks ]. У них всегда найдется лакомство для кошек. Поэтому и зовут они к себе кошек [ks ], угостить лакомымкусочком. -А вот, познакомьтесь, наша гордость - ручная зебра Z [zed].] в природе приручить зебру невозможно, хоть с виду она и похожа ; полосатую лошадку. История №20 о ручной зебре Зебра только громко ржет [z-z ] и сбрасывает сбрую. Не любит она покоряться ничьей воле.Когда видишь зебру вблизи, то в глазах рябит от ее черно-белых полосок.А издалека ее не распознаешь. Дрожит знойное зыбкое марево жаркой степи - расплываются, теряют очертания полоски на зебры. Только звонкое ржание [z ] - [z] разносится по степным просторам. История №21 о том, как Козми получил сигналы из космоса и как он улетел на свою планету Однажды ночью Козми был разбужен сигналами из космоса. Его антенны принимали их очень четко. Козми быстро расшифровал сигналы " Ждем возвращения. Ждем возвращения."Козми разбудил своих друзей и сказал, что ему уже пора возвращаться домой.Жалко всем буквятам расставаться с неугомонным любознательным гостем, но надо - значит надо. Все жители Буквляндии отправились собирать Козми в долгий путь. Все буковки встали по порядку.Что же получилось? Да-да, это корабль Козми. А Козми как можно больше старался запомнить на прощание, чтобы нарисовать портреты своих друзей. Взрослых всех нарисовал, а деток забыл, потому что спешит, торопится, старается все-все успеть. От всех друзей коробки с подарками на память. От кого подарки? Давайте, ребята, поможем ему не забыть всех новых друзей. Козми так спешит, что рисуя портреты взрослых буквлянцев, забыл нарисовать их деток. Очень расстроился Козми, а времени очень мало осталось. Кто поможет ему всех вспомнить? Конечно, мы - все вместе.А жители Буквляндии готовятся тем временем к прощальному карнавалу. На площади и музыка играет, и буковки танцуют. Очень приятно Козми видеть всех своих новых друзей на этом празднике. А вот все ли собрались? Ведь с каждым хочется попрощаться и сказать добрые слова благодарности за заботу и внимание, за хорошие подарки, за все то новое, что узнал Козми в Буквляндии. А сколько было интересного, а какие удивительные жители этой страны. На прощальном празднике очень удивили буквляндцы Козми: даже новогоднее дерево они украсили игрушками, сделанными своими руками. Кто же приложил усердие, изготавливая игрушки? Догадайтесь. Конечно же, каждая игрушка напоминает силуэт того коротышки, который ее изготовил. Кто и сколько игрушек изготовил? Давайте посчитаем и назовем вместе с Козми. Хорошо потрудились буквята, можно и потанцевать на прощание. Кто в хоровод вместе с Козми? Но вот часы бьют полночь! Ракета готова к полету. Козми занял место в корабле.До свидания, милый Козми! Пиши! Не забывай нас!Прилетай к нам еще! Мы будем тебя ждать! - слышны голоса маленьких жителей Буквляндии.Спасибо, друзья! - благодарит Козми. - Я никогда не забуду вас!На память для всех жители Буквляндии исполнили свой гимн "ABC". Они и вам предлагают спеть его, милые ребята!