Рабочая программа элективного курса От слова к словесности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»




Рекомендована
Утверждена:

Методическим объединением
учителей русского языка и литературы

Директором МБОУ «Гимназия» _________

Протокол № ____
от «___»______20 г.
«___»_______20г.





Рабочая программа элективного курса
«От слова к словесности»
7 класс







Составитель программы элективного курса
Губарева Надежда Юрьевна,
учитель русского языка















Черногорск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «От слова к словесности» на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
изучение законов употребления языка;
овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
овладение умением творческого употребления родного языка.
В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005), Изменения, внесённые в программу Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.
7 класс – это третий год изучения словесности. Учащиеся знакомятся с разновидностями употребления языка, формами словесного выражения, стилистической окраской слов, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.
Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа. Контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».
К концу учебного года обучающиеся 7 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.
Преподавание ведётся по материалам учебника Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс. – М., 2010.)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Материал словесности. Слово и словесность - 1
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка - 11
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения - 5
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова. Стиль - 3
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
Произведение словесности. Роды, виды и жанры произведений словесности - 1
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры - 3
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры - 2
Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды - 2
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды - 2
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды - 1
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения и их виды - 1
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности - 1
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.
Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
богатство лексики русского языка;
особенности употребления лексики русского языка;
средства художественной изобразительности и их роль;
эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
определять лексическое значение слова;
определять виды лексических единиц;
находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
различать жанры народной словесности;
различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
пересказывать прозу;
работать со словарями;
находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо
строить диалог;
создание собственных текстов различных типов речи;
создание собственных текстов различных жанров;
употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества





















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока
Кол-во часов
Наименование разделов программы
Тема урока
Дата проведения





план
факт

1
2
3
4
5
6

1
1
Слово и словесность
Слово и словесность. Русская словесность, ее происхождение и развитие.
08.09


2-12
11
Разновидности употребления языка
Разговорный язык
15.09





Разновидности разговорного языка
22.09





"Общий" разговорный язык, просторечие
29.09





Территориальные и профессиональные диалекты
06.10





Разновидности употребления языка
13.10





Литературный язык и его разновидности
20.10





Стили литературного языка
27.10





Официально-деловой стиль литературного языка
10.11





Научный стиль литературного языка
17.11





Публицистический стиль литературного языка
24.11





Язык художественной литературы. Язык как материал словесности
01.12


13-17
5
Формы словесного выражения
Формы словесного выражения в нехудожественной словесности
08.12





Формы словесного выражения в художественной словесности
15.12





Диалог и монолог в художественной словесности
22.12





Стихи и проза, их различие. Слово в стихах. Слово в прозе
29.12





Значение традиций в стихотворной речи. Ритм в стихах. Ритм в прозе.
12.01


18-20
3
Стилистическая окраска слова. Стиль
Стилистические возможности лексики и фразеологии
19.01





Стилистические возможности грамматики. Стилизация
26.01





Стиль в художественной словесности
02.02


21
1
Роды, виды и жанры словесности
Роды, виды и жанры словесности
09.02


22-24
3
Устная народная словесность, её виды и жанры
Устная народная словесность
16.02





Виды и жанры устной народной словесности
23.02





Особенности словесного выражения содержания устной народной словесности.
02.03


25-26
2
Духовная литература, её виды и жанры
Библия и особенности её стиля. Состав и жанры Библии
09.03





Использование библейских тем в русской словесности
16.03


27-28
2
Эпические произведения, их своеобразие и виды
Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Языковые средства изображения характера.
06.04





Сюжет и композиция эпического произведения.
Художественная деталь.
13.04


29-30
2
Лирические произведения, их своеобразие и виды
Лирические произведения, их виды. Изображение и выражение в лирике.
20.04





Анализ лирического произведения. Практическая работа.
27.04


31
1
Драматические произведения, их своеобразие и виды
Герои драматического произведения и языковые средства их изображения.
04.05


32
1
Лироэпические произведения, их своеобразие и виды.
Лироэпические произведения, их своеобразие и виды.

11.05


33
1
Взаимовлияние произведений словесности.
Взаимовлияние произведений словесности.
18.05


34
1
Резерв. Итоги года.

25.05




ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.


ЛИТЕРАТУРА

Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. 7 класс. – М., 2010.

Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 7класс». – М., 2010.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15