Рабочая программа по русскому яыку ( 9кл) по УМК Бабайцевой В.В.(базовый уровень)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 г. Усмани Липецкой области
Рассмотрена Согласована Утверждаю
на заседании ШМО учителей заместитель директора по УВР директор школы
филологического цикла __________Мельникова М.А. ____________Шарапова Н.И.
протокол № _________ от «___» ________ 2013г приказ № ___________
__________ Власова В.А. от «___» ________ 2013г
от «___» ________ 2013г
Рабочая программа
по русскому языку
для 9в класса
на 2013-2014 учебный год
 
Разработала: учитель русского языка
и литературы Долматова Н.А.
Пояснительная записка
Цели реализации рабочей программы
формирование у обучающихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Задачи курса
дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
 Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273 - ФЗ).
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
Примерная программа основного общего образования по русскому языку 2004.
Методические рекомендации «О преподавании русского языка в 2013-2014 учебном году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»
Приказ от 16.05.13 №451 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области реализующих программы общего образования на 2013-2014 г.»
Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Усмани на 2013-2014 учебный год
Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №3 г. Усмани»
Годовой календарный учебный график МБОУ СОШ№3
Сведения о программе
Программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Программа позволяет получить представления о целях и содержании обучения русскому языку в 9 классе. Определяет последовательность изучения материала в рамках стандарта и пути формирования системы знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к базовому уровню обучения.
Программа соответствует учебному копмлексу под редакцией В.В. Бабайцевой, М.: Дрофа, 2011г. ;

Обоснование выбора программы
В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Курс русского языка в 9 классе является завершающим для среднего звена, здесь закрепляется материал, изученный в 5 – 8 классах, и изучается «Синтаксис и пунктуация сложного предложения».

Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа рассчитана на изучение курса русского языка учащимися 9 класса в течение 68 часов (2 часа в неделю). Всего - 68 часов. Данная рабочая программа призвана обеспечить знания учащихся основной школы на базовом уровне.
Определение места и роли предмета в овладении требованиями к уровню подготовки обучающихся.
Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Личностно–ориентированный подход в обучении осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельностиНаправленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения); интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация); информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом); организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку). Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ №3 г.Усмани, рабочая программа по русскому языку в 9В классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), из них 15 часов отводится на развитие речи.

Плановых контрольных работ –3
Сочинений разных видов- 3
Изложений-2
Зачётов-3 Тестирований- 4
Форма организации образовательного процесса-урок


Технологии, используемые в образовательном процессеТехнологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном. Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материалаЛичностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.Технология индивидуализации обученияИнформационно-коммуникационные технологии 8. Здоровьесберегающие технологии ( создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к предмету, чередование различных видов учебной деятельности; использование методов, активизирующих творческое самовыражение обучающихся. Мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. Соблюднеие санитарно-гигиенических норм в классе( регулярное проветривание,влажная уборка). Правильная посадка учащихся (осанка), выполнение санит.-гигиенических требований при работе с компьютером.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Виды и формы контроля
текущие оценки
итоговые оценки
тест
ответ на проблемный вопрос.
проверочная работа с выборочным ответом
комплексный анализ текста;
зачётная система по некоторым темам курса.
классное и домашнее сочинение;
устное высказывание на заданную тему
Информация об используемом учебнике
Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория» М.: Дрофа 2011г., «Русский язык. Практика» М : Дрофа 2009г, «Русская речь» М.: Дрофа 2008г.(рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.
Требования к уровню подготовки учащихся на конец учебного года.
В результате изучения русского языка ученик должензнать/понимать– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);– основные единицы языка;– нормы речевого этикета;уметь– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;– анализировать структуру и языковые особенности текста;– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом; аудирование и чтение– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; – пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; говорение и письмо– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, – соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); – выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;– соблюдать нормы русского речевого этикета;– осуществлять речевой самоконтроль; – оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;– совершенствовать и редактировать собственные тексты; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; – развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.


Содержание учебного курса .

1. Вводный урок.(1ч).
О русском языке.
Русский язык — родной язык. Богатство русского языка. Понятие государственного языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран содружества независимых государств.

2. Повторение изученного( 9+3Рр ч).
Предложения и словосочетания.Тире между подлежащим и сказуемым. Запятая в сложном предложении. Запятая между ОЧ предложения. Обращения и вводные слова, пунктуация при них. Обращения и вводные слова, пунктуация при них.Обособленные члены предложения.
Уметь: находить словосочет. и предложения; знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым; ставить запятую при Оч; выделять на письме вводные слова и обращения.
Контроль. Контрольный диктант.
Рр. Изложение с элементами сочинения.
3. Сложносочиненное предложение.(7+2 Ррч).
Союзы и значения ССП. Знаки препинания в ССП. Повторим орфографию.
Уметь: находить ССП в тексте,знать сочинительные союзы. Синтаксический разбор ССП, составление схем.
Рр.Текст.Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу. ( мини-сочинение)
Владеть умением написания рецензии.
Тестирование.(2)
Контроль. Контрольный диктант.
4. Сложноподчиненое предложение ( 14+ 3Рр ч).
Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Придаточные подлежащные. Придаточные определительные. Придаточные дополнительные .Придаточные сказуемные. Придаточные обстоятельственные Обобщение по теме СПП .
Уметь: находить СПП в тексте, знать подчинительные союзы .Синтаксический разбор СПП .Владеть умением распознавать в тексте СПП с различными видами придаточных,составление их схем.
Рр Стили речи.Аннотация.(Владеть умением составления аннотации).
Рр.Портретный очерк.( уметь написать сочинение- миниатюру).
Контроль. Зачет по разделу.
Тестирование.

5. Сложное бессоюзное предложение.( 5+2Рр ч).
Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП. Тире и двоеточие в БСП. Обобщающий урок по теме»БСП».
Уметь: находить СБП в тексте, владеть правилами постановки пунктограмм( :, ;,:) в СБП. .Синтаксический разбор СБП .Составление схем.
РР . Стили речи. Обобщение изученного.
Разговорный стиль.(умение определять данный стиль речи.)
Тестирование.
6. Сложные предложения с разными видами связи( 4+1Рр ч).
Сложные предложения с разными видами связи.
Уметь: находить сложные предложения с различными видами связи,владеть правилами постановки пунктограмм в предложениях данного вида..Выполнять синтаксический разбор, составлять схемы.
Контроль. Урок –зачет по теме «Сложное предложение».
Рр. Комплексная работа с текстом. ( владение комплексным анализом текста ).

7. Предложение с чужой речью.( 4+1Рр ч.).
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Цитаты и способы цитирования.
Уметь: строить предложения с прямой речью ,владеть правилами постановки пун-м в предложениях с прям. речью; уметь прав. оформлять цитаты на письме.
Рр Изложение с элементами сочинения
8. Общие сведения о языке.( 1+2Рр ч).
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире.
Знать: важность русского яз,его значение в современном мире.
Рр.Стили речи. Научный и официально-деловой стили . Художественный и публицистический стили(умение определять даннай стиль речи).
9. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.( 8ч+ 1Рр ).
Повторим фонетику. Правописание гласных в корнях .Правописание согласных в корнях и приставках. Повторим морфемику.
Повторим морфологию.
Знать: систематизация знаний по данным темам.
Контроль. Контрольный диктант.
Зачет.
Рр. Комплексная работа с текстом. ( владение комплексным анализом текста ).

Учебно-тематический план.
Тема Кол-во
часов Творческие
работы Контрольные
работы 1. Вводный урок. 1 2. Повторение изученного. 9+3Рр . 1(изложение.2ч) 1(диктант)
3. Сложносочиненное предложение. 7+2 Рр 1(мини-соч. 2ч) 1(диктант)
2тестирования 4. Сложноподчиненое предложение . 14+ 3Рр 1( 1ч)
1(2ч) 1(зачет) 1тестирование
5. Сложное бессоюзное предложение.
5+2Рр 1тестирование
6. Сложные предложения с разными видами связи. 4+1Рр 1(зачет) 7. Предложение с чужой речью. 4+1Рр 1( 1ч. изложение) 8. Общие сведения о языке. 1+2Рр 9. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах. 8+ 1Рр
1(зачет)
1(диктант) Итого: 68ч( из них 15 на Рр)
6ч( 3д; 3зач) 2 излож.
3сочин. 6ч( 3д; 3зач)
Тест-4 Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка в 9 В классе

п/п Тема урока Дата провед. по плану Дата провед. фактич.
Введение(1ч). Вводный урок о русском языке 2.09. Повторение изученного( 9+3Рр ч). Предложения и словосочетания.Тире между подлежащим и сказуемым. 4.09 Запятая в сложном предложении. 9.09 Запятая между ОЧ предложения. 11.09 Запятая между ОЧ предложения. 16.09 Обращения и вводные слова, пунктуация при них. 18.09 К/д Контрольный диктант с грамматическим заданием. 23.09 Анализ к/д. Работа над ошибками. 25.09 Рр Описание по воображению и по памяти.(устное сочинение). 2.10. Обособленные члены предложения. 2.10 Рр Способы сжатия текста .Подготовка к изложению. 9.10. Р/Р Изложение с элементами сочинения. 9.10. .Анализ изложений.
Основные виды сложных предложений. 16.10. Сложносочиненное предложение.(7+2 Ррч). Союзы и значения ССП. 16.10. Знаки препинания в ССП. 23.10. Знаки препинания в ССП. 23.10. Повторим орфографию. Работа с тестами. 30.10. Рр.Текст.Композиционные формы сочинений. 30.10. Рр. Рецензия на книгу. ( мини-сочинение.) 13.11. Повторим орфографию. Работа с тестами. 13.11. К/д Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочиненное предложение» 20.11. 22. Анализ контрольных работ. 20.11. Сложноподчиненное предложение ( 14+ 3Рр ч). 23. Строение сложноподчиненных предложений. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях. 27.11. 24-25. Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. 27.11.
4.12. 26. Рр Стили речи.Аннотация. 4.12. 27. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. 11.12. 28. Виды придаточных предложений.. 11.12. 29-30. Рр.Портретный очерк.(Сочинение- миниатюра). 18.12.
18.12. 31. Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные. 25.12. 32.-33 Придаточные определительные. 25.12.
15.01. 34 Придаточные дополнительные. 15.01. 35-36 Придаточные обстоятельственные. 22.01
22.01. 37-38. Обобщение по теме СПП .Работа с тестами. 29.01.
29.01. 39. Повторение.Зачет по разделу. 5.02. Сложное бессоюзное предложение.( 5+2Рр ч). 40. Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП. 5.02. 41. Тире в БСП. 12.02. 42. Двоеточие в БСП. 12.02. 43-
44. РР . Стили речи. Обобщение изученного.
Разговорный стиль. 19.02.
19.02.
45. Работа с тестами 26.02. 46. Обобщающий урок по теме»БСП». 26.02. Сложные предложения с разными видами связи( 4+1Рр ч). 47. Сложные предложения с разными видами связи. 5.03. 48. Сложные предложения с разными видами связи. 5.03. 49. Сложные предложения с разными видами связи. 12.03. 50. Урок –зачет по теме »Сложное предложение». 12.03. 51. Рр. Комплексная работа с текстом. 19.03. Предложение с чужой речью.( 4+1Рр ч.) 52. Способы передачи чужой речи.Предложения с прямой речью. 19.03. 53. Способы передачи чужой речи.Предложения с прямой речью. 2.04. 54. Предложения с косвенной речью. 2.04. 55. Цитаты и способы цитирования. 9.04. 56. Рр Изложение с элементами сочинения. 9.04. Общие сведения о языке.( 1+2Рр ч). 57. Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. 16.04. 58-59. Рр.Стили речи. Научный и официально-деловой стили . Художественный и публицистический стили. 16.04.
23.04. Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах.( 8ч+ 1Рр ). 60. Повторим фонетику. 23.04. 61. Правописание гласных в корнях .Правописание согласных в корнях и приставках. 30.04. 62. Повторим морфемику. 30.04. 63. Повторим морфологию. 7.05. \
64. Повторим морфологию. 7.05. 65. Контрольный диктант. 14.05. 66. Анализ контрольного диктанта. 14.05. 67. Р.р.Комплексная работа с текстом. 21.05. 68. Зачет по повторению. 21.05.
Литература и средства обучения.
 
Бабайцева В.В. и другие. «Русский язык. Теория 5-9 классы», «Русский язык. Практика 9класс», «Русский язык. Русская речь 9класс» М.: Дрофа, 2011 год.
Русский язык. 9 класс. Тесты для промежуточной аттестации. Комплексный анализ текста: учебное пособие. Под ред. Н.А.Сениной. – Изд. 2-е, исправ. – Ростов-на- Дону: Легион 2013г
Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 2004г. Ермоленко Т.И.. Русский язык. 9класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием оборудования кабинета русского языка и литературы, ресурсов школьной библиотеки.