Разработка урока Жить по совести

Урок
Для детей ЗПР 5 класс
«Жить по совести».
Цель урока: углублять представления учащихся о нравственных качествах человека.
Задачи:
- раскрыть значения понятий «совесть человека», «справедливость»;
- развивать умение жить в ладу с совестью;
- воспитывать личностные качества справедливость, честность, благородство.
- прививать интерес к совместной деятельности.
Материалы к уроку: интерактивная доска, цветное пёрышко, мультипликационный фильм, круг диаметром 30 см. (разрезанный на пазлы по количеству учащихся в классе), карандаши, фломастеры.
1. Организационный момент.
1) Упражнение «Броуновское движение» цель развитие умения перестраиваться (приспосабливаться) по заданному направлению.
- учащиеся свободно передвигаются по классу по сигналу ведущего (сигнал надпись на доске определенной цифры) учащиеся должны сгруппироваться в группы по определенному числу.
2) Упражнение «Пушинка» - развитие умения передавать положительные, позитивные эмоции друг другу.
2. Основная часть.
Знакомство с темой урока: «Жить по совести».
Работа с учебником. Чтение рассказа Абая Кунанбаева «Испытание учителя».
Обсуждение и обмен мнениями по тексту рассказа:
- Объясните, как вы понимаете слова: Моё Я всегда наблюдает за мной»?
- Как поступил мальчик?
- Можно назвать поступок мальчика благородным?
Ответы детей. Учитель дает определение слову.
Благородство – проявление высокой нравственности, соединенной с самоотверженностью и честность.
Цитата урока: «Берегись всего, что не одобряется твоей совестью».
Л.Н. Толстой
Разбор понятия «совесть»
в понятие – совесть входят три составляющих:
Осознaние добрa и злa;
Умение контролировать и оценивать свои поступки;
Нести ответственность за свои поступки.
5) Разбор жизненных ситуаций.
Ситуация № 1 Айдар получил в школе плохую отметку в день рождение мамы. Он спрятал свой дневник. На вопрос мамы о том, как дела в школе солгал, ответив все в порядке?

Ситуация № 2
Витя, услышав лай собаки, испугался и убежал. Рассказывая об этом случае друзьям, придумал историю, в которой представил себя храбрецом?
Ситуация № 3 Девочки нашли в классе на перемене красивый шарф и стали драться кому он достанется?
Ситуация № 4
Бауржан и Жандос пропустили урок физкультуры, так как не принесли спортивную форму. Учителю сказали, что у них болит голова.
5
В класс пришла новенькая девочка, мальчики сразу обратили на неё внимание начали её дразнить ?
Ситуация 6
На улице подошел мальчик. Он попросил телефон позвонить. Взял и убежал.
Выводы детей по разбору жизненных ситуаций.
Честность – обязательное условие благородства. Благородный человек честен с другими и с самим собой. Честность и благородство – спутники совестливого человека.
Просмотр мультипликационного фильмa«Волк и семеро козлят».
Обсуждение мультфильмa:
- Дайте характеристику главному герою Волку, какой он был в начале фильма?
- Как он поступил по отношению к козлятам? (бессовестно)
- Как вы думаете почему волк изменился?
7) Давайте подведем наше обсуждение жизненных ситуаций цитатой
В современной жизни люди бывают – «Волки» люди без совести и «Козлята»- люди доверчивые и искренние .
8) Творческая деятельность.
- Ребята, давайте с вами сейчас создадим свою планету «СОВЕСТЬ».
Учащимся раздаются части (пазлы), которые каждый должен разукрасить и написать нравственное качество людей, которые живут на планете «СОВЕСТЬ».
Все пазлы собираются детьми на доске и крепятся магнитами, объединяясь в одну большую планету.
Просмотр и обсуждение созданной планеты «Совесть».
- Какая получилась наша планета?
- Соответствует ли название планете, которую мы нарисовали?
- Какие люди живут на нашей планете?
- Ребята, так давайте уточним - человек, который живет по совести, какими должен обладать качествами:
Добрый
Благородный
Честный
Добросовестный
Трудолюбивый
Культурный
Дисциплинированный
Преподаватель подводит итог урока следующей цитатой:
«Служение справедливости
приносит человеку больше настоящего счастья,
чем любые другие дела жизни».
Шокан Уалиханов

3.Рефлексия.
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие выводы вы для себя сделали?














15