Проблемы и возможности связанные с профориентацией обучающихся.


Проблемы и возможности связанные с профориентацией обучающихся.
Работа, связанная с профориентацией обучающихся на современном этапе развития общества, как никогда актуальна. Условия современной жизни предъявляют высокие требования к выпускнику, неважно какие особенности развития существуют у современного обучающегося. Чтобы быть готовым к вступлению в самостоятельную жизнь, нужно иметь необходимый баланс знаний, профессиональную подготовку, умение адаптироваться в новых для выпускника условиях, правильно строить свои отношения с людьми, иметь желание трудиться. Для старших подростков характерно, мечтать и строить планы на будущее. План построения недалекого будущего, план того, чего человек хочет достигнуть, интерес к профессии и возможность определиться в этом мире профессии играет в этом не последнюю роль.
Опыт работы показывает, что в одиночку ни обучающемуся, ни классному руководителю справиться с этой проблемой профессионального самоопределения невозможно. На помощь приходят специалисты: Центра планирования карьеры, педагоги – психологи, специалисты, работающие в искомой профессии. Производственные экскурсии играют важную роль в вопросах профориентации, формированию социально полезной личности, помогают выпускникам решать вопросы трудоустройства и их включение в трудовую жизнь. Специалисты Центра планирования карьеры помогают выпускникам определиться со своими склонностями в профессии, пройти профессиональные пробы – на практике это дало выпускникам одиннадцатого класса возможность научиться планировать и конкретизировать свои желания и возможности. В школе также работает большое количество коллективов, внеурочных курсов которые дают возможность попробовать себя в творческих профессиях, многие выпускники предыдущего года поступили на факультеты связанные с хореографией, рисованием и вокалом.
Большие сложности для самоопределения возникают у детей с ОВЗ, так как наблюдающиеся у этих детей отклонения, способны затруднить восприятие окружающего мира и осознать существующие возможности для их развития и достижения цели.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психологического или физического характера, которые не позволяют им вести полноценную жизнь, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие – лишь сглаживаться, а некоторые – только компенсироваться. Следовательно, возможности осознанно профориентироваться у детей с ОВЗ различны.
Значительным тормозом в профориентационной деятельности выступает ограниченность знаний, бедность жизненного опыта, неточность понятий, представлений на фоне незрелости чувств, интересов. В частности, самооценка у таких детей имеет выраженное отклонение от объективного уровня, причем в сторону завышения. А если в выборе профессии допущена ошибка, то в дальнейшем это может не только вызвать тяжелые эмоциональные переживания у ребенка, привести к дезадаптации. При выборе профессии необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной, теоретической и практической деятельности каждого ученика на разных этапах обучения.
Основными формами профориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья являются: беседы о профессиях, классные часы с приглашением родителей, которые могут рассказать о своих профессиях, непосредственные экскурсии на предприятия, в техникумы позволяющие найти свою профессию, возможность на практике применить свои знания.
Таким ярким примером подготовки выпускников с ограниченными возможностями служит профессия массажиста в Томске. Готовит к этой специальности Томский фармколледж, туда могут поступить только люди не имеющие возможности учиться полноценно, а именно слепые и слабовидящие.
Профориентационная работа не может ограничиться одним мероприятием, это каждодневный труд всего педагогического коллектива: психологов, педагогов. Большую роль в осознании детьми своего места в жизни играют родители, поэтому задачей педагогов в профориентации детей не имеет однонаправленного вектора, здесь также нужно работать и с близкими детям людьми. Так как многие родители стремятся реализовать свои планы за счет детей, не всегда учитывая их потребности и возможности. Включить родителей в этот процесс можно через родительские собрания, которые нужно собирать чаще, чем один раз в четверть и приглашать специалистов, дающих оценку возможностям их детей и пути преодоления трудностей.
Главное для детей – это признать их выбор. Дать возможность принять собственное решение. Подвести их к правильному решению без ущерба для здоровья и дальнейшей самореализации в современном обществе. Через выбор не потерять уважение к себе и окружающим людям.
Литература
Барановский А.Б., Потапенко Г.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации. - К., 1991.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещения, 1994.
Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду//Дефектология, 1986. – №6.
Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М., 1988.
Коррекционная педагогика. Под редакцией Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М., 1999.
Мирский С. Л. О путях развития профессиональной подготовки воспитанников вспомогательной школы.//Дефектология, 1989. – № 3.