Примеры интегрированных заданий в общеобразовательные дисциплины с программой НДО Самопознание


Интеграция предмета Самопознание» в общеобразовательные дисциплины
Подготовила: учитель самопознания
ГУ «Карабалыкская средняя школа имени
Абая Кунанбаева отдела образования
акимата Карабалыкского района»
Галеева Светлана Анатольевна
Предмет Класс Ценность Тема урока, задание. Интеграция с самопознанием
Русский язык 4 Праведное поведение Изложение «Берегите лес от пожара!»
Берегите лес от пожара! Ещё не успеет растаять снег, а на солнцепёке и на сухих местах уже высыхает прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Всё это очень легко загорается. Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В это время в лесах часто возникают пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Долгие годы не растёт на пожарище новый лес. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают потушить или тушат небрежно, не полностью. Искры от непогашенных костров, раздуваемые ветром, разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары. Иногда пожары сами возникают в лесу от ударов молнии, но чаще пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнём. - О чём говорится в тексте? - Чем страшен в лесу пожар?- Почему после пожара долгое время ничего не растёт? - Что именно приводит к пожарам? - Какие еще причины пожара вы знаете? - Были ли пожары в вашей местности?  - Кто или что гибнет во время пожара?
- По чьей вине в основном возникают пожары? - Чем грозит человеку пожар в лесу?
- Что необходимо делать каждому из нас, чтобы не возникали пожары?
- Сформулируйте лозунг, который мог бы разместиться на плакате об охране окружающей среды.
- Расскажите о своём отношении к халатному обращению с огнём. 
Познание мира 3 Любовь «Семья». Прочитайте предложения, найдите смысловые ошибки: «Семья это люди, которые живут не в мире и не в согласии. Домочадцы живут отдельно друг от друга. Все поколения одной семьи не любят друг друга и не поддерживают.
- Что такое семья?
- Кого в старину называли домочадцами?
- В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений?
- Как вы понимаете значение слова «поколение»?
-– А у кого из вас в семье проживает несколько поколений? 
– Какая семья называется многодетной?  - С кем можно сравнить слова в предложении?
- Значит, с чем можно сравнить предложение?
- Если слова в предложении будут расставлены беспорядочно и не будут между собой взаимодействовать и дополнять, получится ли у нас составить правильно предложение?
- Что объединяет слова в предложении?
- Что объединяет всех членов семьи, кроме родственных уз?
- Стараются ли в вашей семье создать атмосферу любви и уважения? Как?
- Какие традиции соблюдаются в вашей семье?
- Как вы выражаете любовь к членам своей семьи?
Биология 9 Ненасилие Чарльз Дарвин. Теория естественного отбора.
Внутривидовая борьба за существование сопровождается понижением плодовитости и гибелью части особей вида, она всё же обуславливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию.
Межвидовая борьба приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов к развитию у них взаимных приспособлений. Также она усиливает и обостряет внутривидовую борьбу. Победители - наиболее жизнеспособные особи.
Таким образом, основой успеха эволюции является многообразие организмов.
- Почему всем видам хватает места на Земле?
-Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?
- Почему не все потомки доживают до взрослого состояния?
- Что является следствием борьбы за существование?
- Какие факторы объясняют эволюционные процессы по Ч.Дарвину? - А в нашем обществе есть ли борьба за существование?
- Что является результатом этой борьбы?
- Какие шаги должен предпринять человек, чтобы сосуществовать в мире?
- Какого человека можно назвать «Победителем»?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы жить в гармонии с окружающим миром?
- Как воспитывать в себе эти качества?
- Что является высшей степенью нравственно - духовного развития человека?
Литературное чтение 2 Истина Чтение теста «Брат и сестра»
Сережа и Аннушка оставались дома одни, и брат сказал сестре:— Пойдем, поищем, не осталось ли дома чего-нибудь вкусного и полакомимся.— Если б ты меня повёл в такое место, где нас никто не увидит, то, пожалуй, я пошла бы с тобой.— Пойдем в кладовую; там мы найдем что-нибудь съестное, и никто нас не увидит.— Нет, Сережа, там может увидеть нас сосед; он колет на дворе дрова.— Ну так пойдем в кухню, — уговаривал брат сестру: — там стоит целый горшок меда и мы намажем себе по большому куску хлеба.— В кухне увидит нас соседка; она, верно, теперь сидит у окна и прядет.— Ишь какая ты трусиха, Анюта! — сказал настойчивый лакомка; пойдем, если так, в погреб кушать яблоки; там уже, наверное, нас никто не увидит.— Ах, милый Сережа! Неужели ты думаешь, что в погребе никто нас не увидит? Разве ты не знаешь о том, что госпожа Совесть видит через стены и от неё и в темнице нельзя скрыться?
Сережа испугался…
- О чем вы прочитали рассказ?
- Что брат и сестра решили сделать оставшись дома одни?
- Почему сестра никуда не хотела идти с братом?
- Получилось ли у них сделать задуманное?
- Почему не получилось? - Как вы думаете, что такое совесть?
- Для чего человеку нужна совесть?
- Какого человека можно назвать бессовестным человеком?
- Какие качества присущи человеку, у которого есть совесть?
- А какие из перечисленных качеств есть у вас? - Всегда ли вы поступаете по совести?
Физика 7 Внутренний покой «Три состояния вещества». Объяснение нового материала.
В природе вещества встречаются в трех агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трёх состояниях, например, вода: твёрдое состояние воды – лёд, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. В различных состояниях вещества обладают разными свойствами. Нам известно, что молекулы одного и того же вещества (например, воды) не отличаются друг от друга, но в чём же причина столь разных свойств вещества? Причина в расположении молекул в теле, характере их движения и взаимодействия.
- В каком состоянии находится вещество, если оно сохраняет форму и объем?
- Сколько видов твердого вещества вы знаете?
- Почему газы не сохраняют объём?
- Почему жидкости не имеют формы?
- Можно ли три состояния вещества сравнить с состояниями человека?
- С чем можно сравнить молекулы вещества, сравнивая с человеком?
- Как внутреннее состояние человека влияет на внешнее?
- От чего зависит внутренне состояние человека?
- Как научиться контролировать свои чувства и эмоции?
- Что необходимо делать для сохранения внутреннего покоя?