Урок литературы Антон Павлович Чехов . Рассказ Хамелеон (7 класс)


Антон Павлович Чехов. Рассказ « Хамелеон».

Цели: Познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа
«Хамелеон».
Показать учащимся мастерство писателя в изображении
« хамелеонства»,
Обратить внимание учащихся на художественные средства
изображения смешного в рассказе « Хамелеон»

1 этап Организационный момент
2 этап Сообщение темы и цели урока
3 этап Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня мы продолжаем изучение творчества великого русского писателя, драматурга Антона Павловича Чехова.
На предыдущих уроках мы с вами изучили биографию, провели викторину.
Тема сегодняшнего урока: Антон Павлович Чехов. Рассказ « Хамелеон».
4 этап. Работа над новой темой.
Учитель.
- Какой жизненный принцип избрал для себя А.П. Чехов?
(Перед Богом сознавать свое ничтожество, а достоинство — перед людьми.)
Человеческое достоинство - это та проблема, которая в той или
иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.
На прошлом уроке мы познакомились с рассказом « Хамелеон».
5 этап. Беседа
- О каком событии повествует рассказ?

- Назовите героев рассказа.
( Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные, Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.)
- С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?
( Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)- Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? ( Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды)
- Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите
внимание на иллюстрации. Кто есть кто?
Вывод:(Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед
сильными мира сего. Очумелое и Хрюкин меняют свое мнение и
соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы — достойная им награда.) - Почему рассказ назван «Хамелеон»?
(Очумелое в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному
хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для
названия рассказа.)
- Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?
(Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая то деспотическую сущность, то рабскую.)
Учитель. Из персонажей рассказа только ли Очумелов принадлежит к
разряду хамелеонов?
(В соответствии с поведением Очумелова меняется и поведение Хрюкина. У читателя создается впечатление, что подобные превращения с людьми
были типичны для того времени.)
6 этап. Сопоставительная характеристика
Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и
Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?
(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство )
Деспотизм –1. Самовластное правление. 2. Поведение деспота.
( Деспотизм самодура)
Учитель. М. Горький писал А. П. Чехову: «Огромное вы делаете дело
вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к
этой сонной, полумертвой жизни».
- Можно ли эти слова отнести к рассказу «Хамелеон»?
(Запуганность, забитость жителей города, отсутствие в нем активной жизни нарисованы автором в первых же строчках рассказа: «Кругом
тишина... На площади ни души», т. е. «полумертвая жизнь».) - Как изображена толпа? Кому она сочувствует? Над кем смеется?
Комментарий учителя.
{Вначале толпа выжидает, боится явно выразить свое отношение. Затем
смелеет, а в итоге «хохочет над Хрюкиным»)

- Что составляет комедийную основу рассказа?
{Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,
серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)
- Что показалось вам смешным в рассказе?
(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)
- Какие художественные средства использует автор для создания комического текста?
Комментарий учителя
(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов
использовал такой распространенный литературный прием, как «говорящие
фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение,
одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелое о нем говорит: «... а ежели каждый свинья...») ( Примеры из текста)
Чехов любил строить свои рассказы на диалогах.
- Проследите, как создаются речевые характеристики в «Хамелеоне», как
меняется интонация персонажей.
(Диалоги зачитываются в лицах, проводится работа над выразительным чтением, над речевой характеристикой действующих лиц.)
-Какими вы увидели героев рассказа?
- Сумели ли ребята через выразительное чтение передать характеры героев?
- Чьё чтение особенно вам понравилось?
Прослушивание чтения мастеров художественного чтения (прослушивание аудиозаписи)
Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали.
7 этап. Теория литературы
Художественная деталь –изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
Какая деталь в рассказе подчеркивает превращения Очумелова?
(Всякий раз, когда Очумелое меняет свое мнение, он снимает или надевает свою шинель, которая выполняет в рассказе как бы роль окраски
хамелеона.)
- Какие еще художественные детали в рассказе обращают на себя
внимание, помогают создать комический эффект?
(Изображение виновника скандала — «белого борзого щенка с острой мордой и желтым пятном на спине». Щенок с выражением «тоски и ужаса»
в слезящихся глазах явно не мог никого серьезно укусить. Один его вид
вызывает сочувствие и свидетельствует о комичности создавшейся
ситуации.)
Комментарии учителя
У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что
краткость — сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему
хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.
- Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени
раскрыть образ Очумелова?
( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,
выполняют свои обязанности небескорыстно.)
Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира. Виды смеха: юмор и сатира.

Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.

-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?
( В «Хамелеоне», как и в других рассказах , автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)
- Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?
( Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)
8 этап. Подведение итогов урока.
Рассказы Чехова живут и сегодня. Они удивительно современны и по содержанию, и по форме. Чехова интересует конкретный человек и его « маленькие проблемы», а они не подвластны времени.
Тонким юмором, порой грустью овеяны рассказы писателя. И от этого они становятся добрыми. « Первый русский юморист после Гоголя, заразивший своим чеховским смехом не только современников, но и миллионы их внуков и правнуков»,- писал о Чехове К. Чуковский.

Домашнее задание. Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.