Презентация исследовательской работы Антон Павлович Чехов — писатель, гуманист, врач, путешественник


XIV городская научно-практическая конференция школьников города Протвино Московской области «Ученик, учитель, наукоград » Антон Павлович Чехов – писатель, гуманист, врач и путешественник. Работу выполнила: ученица 9 класса МБОУ «Лицей» Егорушкина АринаРуководитель работы: Сухих Ольга Александровна, учитель географии МБОУ «Лицей» К юбилею классика русской литературы! Антон Павлович Чехов ( 1860 - 1904) русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более 100 лет ставятся во многих театрах мира. Актуальность темы2015 - год Литературы цель - привлечения внимания общества к литературе и чтению. 2015 год - юбилейный - 155 год со дня рождения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова. Объект исследования : карта путешествий А.П. Чехова и его писательская биография Гипотеза: для писателя А.П. Чехова путешествия всегда являлись источником вдохновения к созданию новых образов и новых литературных произведений.Мы считаем, что если о маршрутах его поездок будет известно школьникам, то и творчество классика будет им ближе и понятней. Объект исследования – карта путешествий А.П. Чехова. Проблема Чеховская карта мира - это реальная география, места пребывания Чехова. Считать ли эту карту изученной, а тему - исчерпанной? Навряд ли. Ведь о ней совсем ничего неизвестно школьнику. К сожалению, несмотря на географическую близость расположения усадьбы Чехова к нашему родному Протвино, по проведённому нами анализу анкетирования учащихся нашего лицея, приходиться константировать неосведомлённость, а зачастую полное незнание и отсутствие интереса у юного поколения к богатейшему культурному наследию соотечественника, всемирно известного писателя, чьё творчество и по сей день актуально. Результаты анкетирования лицеистов Нами была проведено анкетирование, в которой участвовали учащиеся 4,7 и 8 классов в количестве 54 человек. В результате опроса мы выяснили: что такое Мелихово знают 90% опрошенных;кто такой А.П.Чехов знают 96% опрошенных;где А.П.Чехов написал пьесу «Чайка» знают 79% опрошенных;в Мелихово был всего 1% опрошенных. А.П.Чехов и Л.Н.Толстой в Крыму,1901г. «Человеку нужен весь мир!» Цели работы: отразить жизнь не только Чехова-писателя, но и Чехова-путешественника, помочь школьникам “войти в мир” А.П.Чехова.Задачи: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Подобрать картографический и иллюстрационный материал к тексту и к созданию интерактивной карты. 3. Построить на карте маршруты путешествий А.П. Чехова. 4. Познакомиться и выбрать географию и хронологию его путешествий и отрывки из произведений, рождённых в процессе их осмысления. 5.Обобщить собранный материал в тексте и создать электронную презентацию -. конечный интерактивный проектный продукт. Методы работы: 1.Теоретический (нформационно-поисковый) метод. 2.Картографический метод. 3.Эмперический метод (визуальный). 4.Метод ИКТ. Детство и юность писателя – «все мы родом из детства» Юный Антон Чехов увлекался романами Жюль Верна, рекомендовал братьям в качестве обязательного чтения книгу И.Гончарова "Фрегат Паллада"  - увлекательное морское путешествие в Японию!   -1887 год:  поездка из Москвы на родину, в Таганрог. Впечатления легли в основу повести "Степь" . Сегодня на его родине в Таганроге создан музей.-1888 год:  путешествие на Украину, по гоголевским местам (Полтавская и Харьковская губернии, затем в Крым  Феодосия) и на Кавказ. Впечатления использованы в повести "Дуэль".  В письмах - исключительно поэтичные  описания природы Кавказа. "Я в Абхазии! ... Природа удивительная до бешенства и отчаяния.  Все ново,  сказочно,  глупо и поэтично...  Если бы я пожил в Абхазии хоть месяц, то ... написал бы с полсотни обольстительных сказок. -1889 год: поездка на Украину и на Южный берег Крыма, где Чехов знакомится с прибрежными городами и курортными поселками Гурзуф, Ливадия, Алупка, Форос,  Балаклава.  В  Ялте  работает  над повестью "Скучная история" и пьесой "Леший",  где присутствует значительный пласт  впечатлений от Украины и Крыма.-1890 год: кругосветное путешествие из Москвы в Сибирь и на остров Сахалин; оттуда южными морями через Суэцкий канал в Черное море и далее в Москву. Замысел - посетить Японию и Америку.-1891 год: первая поездка в Западную Европу: Австрия, Италия, Франция в компании с издателем А.Сувориным,  писателем Д.Мережковским и поэтессой З.Гиппиус.  Особое  внимание  уделено историческим памятникам Италии: собор св. Марка, дворец дожей, усыпальница Кановы в Венеции, Колизей, Капитолий,  Ватикан в Риме.  Осмотрел развалины Помпеи, совершил восхождение к кратеру Везувия.  После посещения Венеции писал брату: "Хочется здесь остаться навеки". В Монте-Карло проиграл в рулетку 900 франков.-1892 год: поездки в Воронежскую и Нижегородскую губернии России для оказания помощи крестьянам, пострадавшим от голода.-1894 год: поездка в Таганрог, в Крым, потом в Италию, Францию, Германию.-1897-98 годы: зиму проводит на юге Франции, путешествует.-1898 год: поездка в Крым, которая привела к поселению Чехова в Ялте по рекомендации врачей: туберкулез  в открытой форме.-1899 год: романтическое путешествие на северный Кавказ ради встречи с актрисой Ольгой Книппер, которая в 1901 году стала его женой. -1900 год: поездка с писателем Максимом Горьким и художником Виктором Васнецовым на Кавказ, в Грузию. Посетили Батум, столицу Тифлис и древнюю столицу Мцхет,  где осмотрели развалины древнего  собора,  воспетого М.Лермонтовым в романтической поэме "Мцыри".-1901 год: путешествие по Италии: Рим, Пиза, Флоренция.-1901 год: свадебное путешествие с женой Ольгой Книппер, ведущей актрисой Московского Художественного театра, на пароходе по Волге и Каме в Уфимскую губернию. Лечение кумысом.-1902 год: путешествие на Урал, в имение и на заводы Саввы Морозова, мецената и акционера Московского Художественного театра. Под влиянием Чехова Морозов ввел на своих заводах 8-часовой рабочий день. До этого работали по 12 часов.-1904 год: поездка с женой в Германию, на курорт Баденвейлер. Путешествия А.П. Чехова по югу Российской Империи -1888 год:  путешествие на Украину, по гоголевским местам (Полтавская и Харьковская губернии, затем в Крым  Феодосия) и на Кавказ. Впечатления использованы в повести "Дуэль".  В письмах - исключительно поэтичные  описания природы Кавказа. "Я в Абхазии! ... Природа удивительная до бешенства и отчаяния.  Все ново,  сказочно,  глупо и поэтично...  Если бы я пожил в Абхазии хоть месяц, то ... написал бы с полсотни обольстительных сказок». Из письма А.П. Чехова брату Ивану. 1889 год: поездка на Украину и на Южный берег Крыма, где Чехов знакомится с прибрежными городами и курортными поселками Гурзуф, Ливадия, Алупка, Форос,  Балаклава.  В  Ялте  работает  над повестью "Скучная история" и пьесой "Леший",  где присутствует значительный пласт  впечатлений от Украины и Крыма. "Я купил кусочек берега с купаньем и Пушкинской скалой около пристани и парка в Гурзуфе. Принадлежит нам теперь целая бухточка, в которой может стоять лодка или катер. Дом паршивенький, но крытый черепицей, четыре комнаты, большие сени. Одно большое дерево - шелковица". В августе 1900 г., в поисках творческого уединения, А.П.Чехов проведет тут несколько дней, работая над 1 действием драмы "Три сестры". Писательская усадьба Мелихово – «жемчужина Подмосковья» В подмосковной усадьбе Мелихово Антон Павлович Чехов прожил 7 лет. У него была мечта быть землевладельцем и жить в деревне , поэтому весной 1892 Чехов купил имение в Мелихово и перебрался туда с родителями и сестрой Марией. Сейчас там работает один из главных чеховских музеев. Карта участка Сибирского тракта междуАчинском и Красноярском (Фрагмент карты Енисейской губернии, СПб., 1823г.) Условные обозначения: 1 – города: а) губернские, б)уездные;2 – прочие посе-ления: а) села, б)деревни, 3 –почтовые станции, 4 – дороги:а) главные, б)гу-бернские. Показано положение "непроходимого" Козульского участка тракта.Цифрами указано расстояние между почтовыми станциями в верстах. «Быть может, я ничего не сумею написать, но  всё-таки поездка не теряет для меня своего аромата: читая, глядя по сторонам и слушая, я многое узнаю и выучу… Поездка – это непрерывный полугодовой труд, физический и умственный, а для меня это необходимо, так как я… стал уже лениться. Надо себя дрессировать… Сахалин – это место невыносимых страданий, на какие бывает только способен человек, вольный и подневольный… Мы сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждений, варварски; мы гоняли людей по холоду в кандалах десятки тысяч вёрст, заражали сифилисом, размножали преступников – и всё это сваливали на красноносых смотрителей…Виноваты не смотрители, а все мы, но нам до этого дела нет, это неинтересно… Нет, уверяю Вас, Сахалин нужен и интересен, и нужно пожалеть только, что  туда еду я, а не кто-нибудь другой, более смыслящий в деле и более способный возбудить интерес в обществе». Чехов перед отъездом на Сахалин. О.Л.Книппер-Чехова и К.С. Станиславский у памятникаА.П.Чехову в Баденвейлере (Германия. 1908 год. Место смерти писателя. Условные обозначения:Поездки: 1 – 1891г., 2 – 1894 г. 3 – 1897-1898гг. а) по Франции, б) обратный маршрут (1898г Варшава – С.-Петербург– Москва);4 – 1900-1901гг: а) в Западную Европу, б) обратный маршрут;5 – маршрут 1904г Москва – Берлин –Баденвейлер, даты пребывания А.П.Че-хова в городах. 6 – трасса обратных маршрутов Париж – Берлин – Варшава –Москва, пройденныхв 1891, 1894 и 1898 гг; 7 – основные железнодорожные магистрали 1901 год: путешествие по Италии: Рим, Пиза, Флоренция Выводы и заключение Для писателя А.П. Чехова путешествия всегда являлись источником вдохновения к созданию новых образов и новых литературных произведений. Расстояние его путешествий превышает километраж кругосветного плавания, оно составило более 30 тысяч километров. Мы считаем, что если о маршрутах его поездок будет известно школьникам, то и творчество классика будет им ближе и понятней. Таким образом, цель работы достигнута. Наша работа носит интегрированный характер в области географии и литературоведения. Новизна заключается в создании картографического продукта проекта «А.П. Чехов – путешественник», а также используемых в презентации фотографий времени жизни писателя. Результатами исследования могут воспользоваться школьники, педагоги и работники культурного просвещения населения. Использованные материалы:Бердников Г.П. А.П.Чехов. ЖЗЛ. М.: 1974А.П.Чехов. Письма из Сибири. Остров Сахалин http://chekhoved.ru/index.phpАнтон Павлович Чехов. Википедия. http://ru.wikipedia.org/wikiАнтон Павлович Чехов на Сахалине. Материалы Сахалинского краеведческогомузея. http://sakhalinmuseum.ru/kids_interesting_id_2.phpГитович И. Е. Краткая летопись жизни и творчества А.П.Чехова. Часть 2http://chekhoved.ru/index.php/chekhov-life0/chekhov-life2Дмитрий Капустин. Главное путешествие Антона Чехова. Вокруг света .№4,2010. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6867/Семанова М. Л. Вступительная статья к т. 14. Полное собрание сочинений иписем А.П. Чехова в 30 томах. М.: Наука, 1976г.http://chehov.niv.ru/chehov/text/putevye-ocherki/semanova-vstuplenie.htmКукушкина Н.П. Область на островах. область-на-островах.рф/articles/detail/article/229 –С.И.Антонов. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!