Урок окружающего мира во 2 классе. Тема урока: Лес – природное сообщество.

Урок окружающего мира во 2 классе.
Тема урока: Лес – природное сообщество.
Цель урока: Сформировать представление о лесе, как о природном сообществе.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
умение путем наблюдений установить взаимосвязь между обитателями леса;
познакомить с понятиями «лесное сообщество», «этажи леса», определить практическое значение леса в жизни человека.
Регулятивные УУД:
развивать познавательную активность детей в процессе формирований представлений о лесе;
развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей;
умение контролировать, корректировать, оценивать.
Личностные УУД:
воспитывать любовь к природе, а также умение общаться, работать в группах;
характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира;
контролировать свою речь, её чёткость и правильность.
Коммуникативные УУД:
умение передавать свои мысли и чувства;
умение формировать собственное мнение.
Методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация, тестовый контроль.
Тип урока: комбинированный
Форма работы: индивидуальная, фронтальная, эвристическая.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинки с изображением растений, дерево, корзина с грибами.

Ход урока.

·. Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Давайте друг другу все улыбнёмся
И за работу дружно возьмёмся. Учитель приветствует учеников, настраивает на активную работу.
II. Работа по теме урока:
1. Введение в тему урока:
Хочу пригласить вас сегодня в лес. (Слайд 1)
В добрый лес, могучий лес,
Если внимательны будете, дети,
Чудесные тайны откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери,
И прочие твари.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.
Учитель:
- Тема нашего урока «Лес - природное сообщество». (Слайд 2)
- А что же такое сообщество? (Высказывания детей.)
- Из словаря С.И Ожегова: «Сообщество - это группа растительных и животных организмов, живущих вместе». (Слайд 3)
- Сегодня мы поговорим о лесных обитателях, узнаем, что такое ярусы, нужны ли лесу грибы, что такое лесная подстилка. Чтобы наша работа шла быстрее, мы будем работать группами.
2. Напоминание о правилах работы в группе.
Учитель:
Сегодня на уроке у нас будут работать 3 группы:
- группа биологов, используя материал учебника «Этажи леса» и дополнительный материал, готовит нам сообщения о растениях леса;
- группа зоологов откроет нам тайны животных леса;
- группа микологов готовит информацию о грибах и микроорганизмах.
О лесной подстилке расскажу вам я.
Учитель:
- Время для подготовки 2-3 минуты. Рассказ ваш должен получиться кратким, но в тоже время содержательным и интересным.
3. Отчет группы биологов "Лесные этажи".
Для живых организмов лес является домом. Этот дом большой, многоэтажный. Самые верхние этажи, а ученые называют их ярусами, образованы деревьями. Обычно в лесу выделяются 3 яруса. При этом 1 ярус составляют самые высокие деревья, потому что они светолюбивы, тянутся вверх.
Низкорослые деревья растут под пологом высоких деревьев или между ними.
Кустарники приспособились жить рядом с низкорослыми деревьями и под ними. Они составляют 2 ярус.
Ниже кустарников располагаются травы и мхи – 3 ярус. (Слайд 4)
Теперь становится понятно, как в густом лесу всем растениям хватает света. Они приспособились сильно не затенять друг друга, а располагаться в лесу по "этажам", т.е. по ярусам. И цветут растения в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев, и они не мешают лучам проникать до самой земли, расцветают первоцветы.
Даже корни растений расположены в почве ярусами. Глубже всех находятся корни самых высоких деревьев, немного выше находятся корни кустарников, еще ближе к поверхности почвы корни травянистых растений.
1 ярус – деревья. (Слайд 5)
2 ярус – кустарники. (Слайд 6)
3 ярус – лесные цветы и травы, мхи и лишайники. (Слайды 7-8)
Учитель:
- Мешают ли расти друг другу растения? (Нет. Они растут по ярусам.)
- Как вы думаете, случайно ли размещены растения в лесу по ярусам? (Нет, борьба за свет и тепло.)
4. Игра "Найди свой ярус".( в руках цифры 1 2 3)
Учитель:
а) Поиграем в игру "Найди свой ярус". Вам необходимо определить ярус предложенного растения. Покажите цифрой.
- Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарник.)
- Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
- Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
б) Учитель называет различные растения. Полным приседанием дети показывают травы, стоят в полный рост - кустарники, руки вверх - деревья.(Слайд 9)
в) Напиши в таблицу по 2 дерева, по 2 кустарника, по 2 травянистых растения.
5. Отчет группы зоологов «Животные нашего леса».
Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселен животными. В лесах благоприятные условия для жизни животных: достаточно корма, не трудно спрятаться, построить гнездо или дом. Животные между собой делят этажи леса: одни живут на деревьях, другие в кустах, третьи на земле или даже под землей. Место квартиры каждого животного зависит от того, чем они питаются и где находят корм. Верхние этажи лесного дома занимают насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. В кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, листовертка. (Слайд 10)
Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь. Зяблики, щеглы, дятлы. Тут они вьют себе гнезда, укрывают свое потомство от хищников. (Слайд 11)
С верхних ярусов леса высматривают добычу ястреб, сокол, сова, филин, коршун. В кронах 2 яруса кормятся дрозды, снегири, синицы. Соседствуют с ними и некоторые зверьки - белки бурундуки. В этих местах они находят себе пищу и убежище от врагов.
Листьями деревьев и кустарников, травой питаются более крупные звери - лось, кабан, заяц. Среди молодых деревьев и кустарников им легче укрыться от хищников: кому от лисы, а кому от волка. (Слайд 12)
В траве живут грызуны. Они едят зеленые растения и их семена. Рядом обитают ежи. Их основная пища - насекомые и дождевые черви. Густая трава и подземные норы служат им надежной защитой от хищников. (Слайд 13)
В лесной подстилке обитают черви, улитки, клещи. Насекомыми питаются пауки, хищные жуки - жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые становятся сами чьей-то добычей. В почве живут кроты, землеройки, черви. (Слайд 14)
6 Физкультминутка для глаз (Слайд 15)
Животные и растения леса связаны между собой в цепи питания. Значит, пищевые связи - главные связи в сообществе растений и животных. Растения дают животным возможность укрыться от жары и врагов. Птицы используют листья и стебли растений для постройки гнезд. Животные помогают распространению семян и плодов растений. Некоторые животные роют ходы, норы под землей, что способствует поступлению воздуха и воды к корням растений. (Слайд 16)
Учитель:
- Из вашего рассказа нам стало ясно, что лес для животных является домом.
- Как вы думаете, а еще чем? (Источником пищи.)
Животные и растения леса связаны между собой в цепи питания. Значит, пищевые связи - главные связи в сообществе растений и животных.
7. Составление цепей питания. (Слайд 17-18)
8. Физкультминутка.
Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны! Если я называю птицу – вы поднимаете глаза вверх, встаёте на носочки. Если я называю деревья и кустарники – смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги, наклоняетесь, «собираете» грибы. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь – закрывайте крепко глаза, машите головой.
(Кукушка, пальма, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, ежевика, верблюд.)
Молодцы! Все справились с заданием.

9. Отчет группы микологов «Нужны ли лесу грибы?».
Учитель:
- В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте.
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Слайд 19)
«Нужны ли лесу грибы?" (Выступление ученика.)
-Грибы – это особая группа живых организмов. Рассмотрим муляжи грибов. Вспомните из чего состоит гриб? (Из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница.)
- А как вы думаете, лесу грибы нужны?
- Как правильно собирать грибы?
Вывод: грибы лесу нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.
Ученица: О каких грибах идёт речь? (в руках корзина с грибами)
Другие грибы попрятались, не видать. А этот, пожалуйста, торчит из травы как яркая пуговица. Любит сырые осинники. (Подосиновик)
Ищи его под березами. (Подберезовик)
Рассыпанные по всему лесу в изобилии и шляпки бывают всех цветов радуги. (Сыроежки)
Их особенно много в сырое лето. Высыпают они ярко-оранжевыми дорожками среди зеленого мха. (Лисички)
Этот гриб – лекарство для лосей. (Мухомор)
Хвойные молодые посадки – их любимое место. (Маслята)
Необычные грибы. Все грибы растут на земле, а они на пнях и деревьях. (Опята)
8 Самый вкусный и душистый гриб. Ножка у него толстая, шляпка мясистая, темно-бурая. Растет он в березовых, сосновых и дубовых лесах. (Боровик – белый гриб)
10. Игра "Крестики – нолики".
Учитель:
- Условие игры: если согласны с утверждением – X, если не согласны – 0.
1. Грибы образуют особое царство живой природы.
2. Мухомор - съедобный гриб.
3. Известно более 100 тыс. видов грибов.
4. Грибы не служат пищей для животных.
5. Грибы нужно вырывать вместе с грибницей.
6. Нельзя собирать незнакомые и старые грибы.
7. Все грибы человек может употреблять в пищу.
8. Грибы – помощники деревьев.
Правильные ответы Х 0 Х 0 0 Х 0 Х проецируются на экран, учащиеся производят самопроверку. (Слайд 20)
11. "О лесной подстилке".
Учитель:
- А знаете ли вы, что каждый год на гектар леса падает свыше 2 тонн хвоинок, листьев, веток, шишек и коры? Все это образует на поверхности почвы лесную подстилку. Медведям, ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой - служит дополнительной защитой от холодов. (Слайд 21)
Листья опадают ежегодно. Масса лиственного опада не намного превышает хвойный, так как лиственные деревья более светолюбивы и растут реже, чем хвойные. (Слайд 22)
В лиственном опаде содержится много питательных веществ. Здесь активно протекают биологические процессы с участием бактерий, дождевых червей, насекомых и личинок. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. (Слайд 23)
Почти весь опад к весне разлагается и образует пласт, который связывает питательные вещества в почве и препятствует их вымыванию. (Слайд 24)
Таким образом, растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществе и приносят пользу друг другу. В лесу складывается экологическое равновесие. (Слайд 25)
- Какое значение это сообщество имеет для человека? (Слайд 26)
Природа - это одно из самых главных богатств нашей Родины. Одна из частей этой природы - лес. Лес - наше богатство. Мы должны беречь и охранять его.
III. Обобщение.
Учитель:
- Почему называют лес - природным сообществом? (Слайд 27)
- Что произойдет, если исчезнет какой - либо вид растений, животных, птиц, насекомых?
Встали, взялись за руки:
1ученица: Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мед и кто делает яд.
IV. Итоги урока.
Учитель:
- Спасибо, вам за правильные ответы, за умение работать в группе и выслушивать ответы одноклассников.
- Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик.
- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет - цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса.
V. Домашнее задание.1 Нарисовать рисунки по теме «Охрана леса»
2 Прочитать с. 41 - 42








Список используемой литературы:
1. Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. Начальная школа. 2005 - N 6. С. 79-82.
2. Боровская Л.А. Лес - природное сообщество. Начальная школа. - 2010. - N 12. - С. 38-42.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь. М. - 2005
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. - Москва : Просвещение, 1991.
5. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. – Ярославль : Академия развития, 1997.









13PAGE 15


13PAGE 141015




15