Презентация по исследовательской работе по истории на тему Железные дороги Мордовии


Выполнил: Клементьев Владимир, ученик 8 класса МКОУ «Болотниковская ООШ» Руководитель работы: Щукина О.И., учитель истории, обществознания, ИКМК Цели и задачи Цель: изучить историю становления железнодорожного транспорта Республики Мордовия. Задачи:- выявить причину прокладки железных дорог по территории края;- отследить первые шаги строительства ж/д дорог Мордовии;- рассмотреть дальнейшее развитие ж/д транспорта Республики Мордовия. Причины прокладки железных дорог по территории края - строительство железных дорог стало необходимой потребностью, так как развитие края стало тормозиться из-за перемещения центров торговли в другие регионы;- обмеление рек способствовало прекращению перевозки грузов с местных пристаней;- гужевой транспорт был сезонным и так же не справлялся с объемом перевозок; В ходе исследования было выявлено Первый период – проектный. Саранск, как и вся Мордовия, не получил рельсовых дорог и оказался вдалеке от новых торговых путей. Второй период – переговорный. Делегация, возглавляемая городским головой Саранска Д.И.Кубанцевым ходатайствовали о прокладке дороги перед пензенским губернатором и в Петербурге перед министром внутренних дел. После уезда делегации пензенский губернатор также писал министру путей сообщения Витте об прокладке дороги через Саранск.Третий период- начало строительства. Летом 1891 года начались работы по сооружению рельсовых путей на территории Мордовии. Кубанцев Дмитрий Ильич,Городской голова Саранска, Период работы:1890-1891  Сергей Юльевич Витте, министр путей сообщения Строительство дороги в черте СаранскаВ августе городская управа сообщила агенту общества по строительству дороги, что она уступила городскую землю под полотно, вокзал и необходимые сооружения безвозмездно.Во второй половине сентября 1891 года были начаты работы по возведению полотна на городской земле. Расходы по переноске строений составили 8 тысяч рублей. Дорога пересекла 127 усадебных мест. Сносимые постройки принадлежали 48 хозяевам. Перепроектировка стоила 900 рублей.Строитель саранского участка дороги инженер Ракинт предложил поставить вокзал и соорудить станцию в северной части города на выгонной земле, где место суше и просторнее. Городская дума согласилась с этим предложением. В самом Саранске образовалась крупная по тому времени железнодорожная станция с грузооборотом до 4-х миллионов пудов, с паровозным депо, поворотным кругом, кондукторским резервом и службой дистанции пути.В городе появилась техническая интеллигенция: ревизоры движения, работники дистанции пути, контролеры телеграфа. Пригодились и городские кузнецы, кото­рые составили первое ядро рабочих Саранского паровозного депо Образование Рузаевского железнодорожного узла В 1894 году возник проект соединения Саранска с Симбирском. Но прежнее руководство города сменилось. Вместо влиятельного в купеческом обществе Д. И. Кубанцева городским головой стал В. М. Сыромятников, на которого оказывалось давление. Началась тяжба с председателем акционерного общества строительства дороги Фон Мекком, длившаяся 7 лет. В результате в 1894 году Фон Мекк соединил дорогой Пензу не с Саранском, а малоизвестной станцией Рузаевкой. А 28 декабря 1898 года открылось железнодорожное движение по линиям Рузаевка - Сызрань и Инза — Симбирск. Сыромятников М. В. Н.К. Фон Мекк Саранское паровозное депо было закрыто еще в 1896 году и пере­ведено в Рузаевку. Некоторые работники саранского паровозного депо и других служб станции из числа местных жителей переехали в Рузаевку и поселились во вновь создаваемом поселке. Так образовался Рузаевский железнодорожный узел, а станция Саранск стала проходной . Здание бывшего Саранского паровозного депо Рузаевка. Работники депо. 1907 г. Сергей Юльевич Витте Осенью 1896 года акционерное общество намеревалось соединить рельсовым путем Нижний Новгород с Казанской дорогой. Однако скоро выяснилось, что начались изыскания от Рузаевки. оставляя Саранск к востоку от предполагаемой к сооружению Нижегородской ветки. Видя шаткость своих позиций, саранская дума к этому вопросу подключила Витте С.Ю. , министра путей сообщения. Созданная правительственная комиссия единогласно поддержала ромодановский вариант ввиду того, что это направление на 55 верст короче рузаевско-починковского. 16 июня 1898 года был подписан именной указ царя о строительстве Ромодановско-Нижегородской железной дороги. Благодаря этой протекции линия вступила в действие в 1903 году. 31 декабря 1898 указом Николая II Сергею Юльевичу было присвоено звание «Почётный гражданин» Саранска: Появление нового железнодорожного узла Ромоданово «Рузаевская республика» Акционерное общество не построило в Рузаевке Ни одного капитального здания для нужд железнодо-рожников, исключая пассажирский вокзал и паровоз- ное депо, которые были созданы для наживы владель- цев акций этого общества. Материальное положение явилось одной из причин поддержания революции 1905- 1907 гг. 10 декабря состоялся многочисленный митинг рабочих и служащих Рузаевки, на котором избрали распорядительный комитет для руководства стачкой. Его председателем стал А.П. Байкузов, опытный машинист. Комитет создал боевую дружину из 150 рабочих и служащих. Былустановлен строгий порядок, решён ряд социально-экономических проблем:установили твёрдые цены на продукты питания и товары первойнеобходимости; обложили местных купцов и лавочников контрибуцией, аполученные деньги использовали для создания бесплатной столовой; имелисвой суд, намеревались организовать выплату зарплаты, выпускали своиденежные знаки, на которые торговцы были обязаны продавать продукты, и т.д. Однако силы были не равны и 20 декабря 1905 стачком принял решение опрекращении борьбы. Железная дорога в годы Первой мировой войны В годы Первой мировой войны железнодорожники приравнивались к рабочим оборонных предприятий и имели отсрочку от мобилизации. По сообщению Пензенского губернатора, большинство рабочих станции Рузаевка «крайне дорожат удобным заработком вблизи места жительства и поэтому не склонны поддаваться пропаганде». Имевшиеся требования рабочих к администрации облекались в «законные формы». В период Великой Отечественной войны несмотря на сокращение материально-технической базы, железнодорожники республики уже в первый период войны сумели увеличить пропускную способность участков, станций и узлов. Через Рузаевское отделение Куйбышевской железной дороги за годы войны проследовало около 100 тыс. тяжелых составов, перевозивших более 2,5 млн т груза Учащиеся и преподаватели Рузаевского железнодорожного училища на отремонтированном паровозе. 1942 год Антон Федорович Лескин, герой социалисти-ческого труда Железнодорожный транспорт в наши дни Эпоха паровозов продлилась чуть более 100 лет. В середине XX века их постепенно начинают вытеснять электровозы и тепловозы.1 июня 1960 года через Рузаевку прошел первый электровоз. Эксплуатационная длина ж. д. в РМ в 2001 составляла 546 км, в т. ч. 279 км электрифицированных. Кроме того, в республике 464 км подъездных путей промышленных организаций и предприятий. На 100 км2 площади республики приходится 2,1 км ж. д. Железнодорожная станция, г. Рузаевка. В Мордовии крупными ж.-д. станциями являются Рузаевка, Саранск и Красный Узел. Показатель 1990 1995 2000 Перевезено грузов, тыс. т 6035 1693 2072 Перевезено пассажиров, тыс. чел 6815 5449 2790 Пассажирооборот, млн. пассажиро/ км 2860 2530 1953 Работа железнодорожного транспорта общего пользования Ж\Д вокзал города Саранска в разные годы Ж\д вокзал города Рузаевка станция Рузаевка середины 20-х годов Ж\Д вокзал в 1990-е годы Отреставрированное здание ж\д вокзала в городе Рузаевка Станция Ковылкино Памятник паровозу «Кукушка» в Ковылкине Вокзал на станции Ковылкино до реконструкции Вокзал в городе Ковылкино в наши дни Станция Зубово- Поляна до реконструкции и в наши дни и узловая станция Красный Узел Выводы строительство железных дорог стало необходимой потребностью, так как развитие края стало тормозиться из-за перемещения центров торговли в другие регионы;железные дороги связали нашу Республику с другими регионами и с севера на юг, и с запада на восток;- в годы мировых войн железные дороги региона взвалили на себя огромный груз ответственности за перевозки стратегически важных грузов, эвакуации предприятий, перевозки пассажиров, - в настоящее время по объему перевозок железные дороги - это самый надежный вид транспорта.Я открыл для себя интересные факты, оказывается:- 120 лет назад было открыто движение по железной дороге от Москвы до Рузаевки. Пущена в эксплуатацию ж/д станция Саранск (1893);- 110 лет назад было завершено строительство железной дороги от Рузаевки до Нижнего Новгорода (через Саранск) (1903).