Требования к современному уроку в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО


Требования к современному уроку в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ.
Конаржевский Ю.А.
Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.
Современный урок — это: -       
- Урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска…..);
-        Урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
-        Урок, содержащий разные виды деятельности;
-        Урок, на котором ученику должно быть комфортно;
-        Урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
-        Современный урок развивает у детей креативное мышление;
-        Современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
-        Урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
-        Цели урока задаются с направленностью передачи функции от учителя к ученику;
-        Учитель ежедневно обучает детей осуществлять рефлексивное действие, умение оценить свою готовность, находить причины затруднений, обнаруживать незнание, и т. п.;
-        На уроках используются разнообразные методы, формы, и приёмы обучения, которые повышают степень активности учащихся в учебном процессе;
-        Учитель учит обучающихся ставить и адресовать вопросы, а так же владеет технологией диалога;
-        Учитель учит детей работать по правилу, а так же творчески сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения;
-        Учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приёмы. На уроке происходит формирование контрольно-оценочной деятельности обучающихся;
-        Учитель стремится оценивать видимые успехи каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные достижения;
-        Учитель заранее планирует коммуникативные задачи урока;
-        Учитель принимает и поощряет собственную позицию ученика, его личное мнение, а так же обучает корректным формам их выражения;
-        Стиль, тон отношений, которые задаются на уроке, помогают создать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта;
-        На уроке происходит глубокое личностное воздействие «учитель-ученик», через отношения, совместную деятельность и т. д..Современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм и т. д. Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.      Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
 Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. В своей практике я успешно применяю обучающие структуры Сингапурского метода обучения. Это метод - позволяющий учить детей мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными. Обстановка на таких уроках способствует более успешному усвоению материала детьми. Работа в группах помогает ребятам мыслить творчески и реактивно, в общении они совместно решают поставленные задачи, находят и объясняют ошибки друг друга, выслушивают каждого участника в группе, с уважением относятся к его выбору и мнению. Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главным на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель- помощник, наставник.. Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляет его думать, проявляться, позволяет изменять видение материала, повышает его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияет на здоровье организма.
Предлагаю вашему вниманию разработку и презентацию урока по окружающему миру во 2 классе по теме «Грибы – это особое царство живой природы».
Цели урока: дать понятие о грибах как особом царстве живой природы. Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему грибы выделены в особое царство живой природы, отличать съедобные от несъедобных и ядовитых; познакомятся со строением грибов, научатся аргументировать свое рассуждение.
Оборудование и материалы к уроку: учебник, документкамера, цифровой микроскоп, муляжи грибов, презентация, диск СD, таблица с утверждениями, клок баддис, фрагмент видеоурока из (http://interneturok.ru/ru)
Ход урока
Структура «Си-финк-уандэ».
Просмотр видеофрагмента «Рост гриба» (ускоренная съемка).
- Что вы увидели? (Таймд пэа шэа)
- Я увидел, как растут грибы и мне было это очень интересно.
- Грибы растут в лесу, они могут расти и на земле, и на дереве, даже на камне.
- Они разные: есть и маленькие, и большие.
- Грибы различаются и по цветам. Есть грибы с сетками.
-Что вы думаете о том, что вы увидели? (Таймд пэа шэа)
- Грибы рождаются как растения.
- Они растут как растения.
- Грибы не только рождаются, но оказываются и умирают.
- О чем все это заставляет задуматься? (Таймд пэа шэа)
- Если грибы и рождаются, и умирают, значит, они живые.
- Если они живые, то они относятся к растениям или к животным?
Вывод учителя. Значит, ребята сегодня мы с вами поговорим о грибах. Думаю, что мы попытаемся ответить на все ваши вопросы, которые возникли сейчас. Мы узнали, что грибы относятся к живой природе. Они животные или растения? Чтобы ответить на эти вопросы, мы используем структуру «Эр ар гайд».
1 этап. На партах лежат карточки с утверждениями. Внимательно читаем утверждения и заполняем графу «До». Если вы согласны ставите знак + (плюс), если вы не соглашаетесь, то знак – (минус).
ДО Утверждения ПОСЛЕ
Грибы – это растения. Грибы не относятся к животным. Грибы – это особая группа живой природы. 2 этап- просмотр фрагмента видеоурока (http://interneturok.ru/ru) о грибах.
3 этап: Возьмите свои таблицы. Еще раз внимательно прочитайте утверждения. Теперь заполняем графу «После». Если вы согласны ставьте знак + (плюс), если вы не соглашаетесь, то знак – (минус).
4 этап. Посмотрите на свою таблицу внимательно. Сравните графы «До» и «После». Подумайте, изменилось ли ваше мнение и почему. Вам дается 15 с.
Структура «Клок баддис»
Обсуждаем об этом с тем, с кем вы должны встретиться в 9 часов. Посмотрите на свой клок баддис. Возьмите таблицы с утверждениями и идите к нему.
Структура «Таймд пэа шэа»
Чтобы рассказать своему партнеру дается 30 с. Начинает говорить кто выше.
Проверка. Выборочный опрос.
Вывод: Грибы – это особое царство живой природы (слайд по презентации).
-Что мы знаем о грибах? Чтобы узнать об этом мы проведем структуру «Плейсмэт консенсус».
- Перед вами листочки. Каждый из вас должен записывать на своей части листа как можно больше идей о грибах. Для этого вам дается 1 минута.
Структура «Континиус раунд робин».
- Теперь вы должны обмениваться своими идеями с вашими партнерами по кругу. Если вам нравится идея вашего товарища, то показываете «большой палец вверх» и участники №1 записывают эту идею в центральный квадрат. Итак, начинают говорить партнеры №2 и продолжаете до тех пор, пока вы все не поделитесь своими идеями. Когда закончите говорить, дайте знак.
Выборочный опрос.
- Ознакомьте нас с решением команды.
Вывод учителя. Грибы очень нужны лесу! Оказывается, они помогают расти деревьям. А еще грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные.
Ребята, давайте еще раз вспомним строение гриба (слайд). Гриб состоит из шляпки и ножки. Потрогайте, смотрите муляжи грибов, которые есть на ваших партах. Покажите своим партнерам по лицу, где находится шляпка, где ножка. В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуются новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Как вы думаете, что не хватает грибу? Верно, у гриба это называется грибницей. Грибница - очень важная часть гриба. Она всасывает из почвы воду и питательные вещества.
Структура «Зум ин». Грибы бывают разные и названия у них разные. А сейчас я вам покажу грибы, которые вы видели много раз, но никто не догадывался, что это грибы. (Учитель демонстрирует хлеб, картофель, апельсин, покрытые плесенью.)
- Что это? (Плесень)
А я называю плесень грибами. Чтобы убедиться этому мы на время становимся учеными-микологами. Миколог – это ученый, который изучает грибы. Теперь давайте рассмотрим плесень под микроскопом. Что вы увидели? Говорите об этом своему соседу по плечу. (Таймд пэа-шэа). А теперь говорите нам.
- Плесень очень похожа на гриб.
- У нее есть ножка и грибница.
- Но у нее нет шляпки.
Вывод. Значит, плесень не шляпочный гриб. Этот вид грибов называется «плесневые». Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. Слышали такое слово – «антибиотики», «пенициллин»? Это лекарство, как раз изготавливают из плесневых грибов.
Структура «Раньше я думал, теперь я думаю…»
- А теперь, ребята, пришло время поразмышлять. Что вы думали раньше о грибах, а что думаете теперь? (слайд)
- На все ли вопросы мы смогли ответить?
- Мы не говорили о съедобных грибах.
- Верно. О съедобных и несъедобных грибах мы еще не говорили. Мы только начали говорить какую пользу приносят грибы для человека, для животных. Мы поговорим обо все этом на следующем уроке.
Домашнее задание.
Наш урок подходит к концу. Надеюсь, он не прошел для вас даром. А чтобы стать почти настоящими микологами, пусть каждый из вас приготовит краткую информацию о пользе грибов.
Используя на уроках некоторые приемы формирования креативного мышления, ученики получают большое удовлетворение от самого процесса обучения и от его результатов. Вовлеченные в процесс критического мышления, они самостоятельно добывают знания, вместе выдвигают идеи, используют приобретенные знания и умения в новых ситуациях повседневной жизни, творят, учатся формулировать собственные мнения и идеи, относиться с уважением к мнению других.
Своё выступление хочу завершить со словами немецкого педагога  HYPERLINK "https://multiurok.ru/goto.php?url=http://www.aforism.su/avtor/255.html" \t "_blank" Дистервега А,
«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека.»