Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика класса насекомые»


Урок биологии в 7 классе по теме «Общая характеристика класса насекомые»
Цели – изучить общую характеристику насекомых.
Задачи:
1. Развивать представление учащихся о насекомых, их роли в природе и практического значения для человека.
2. продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать и обобщать полученную информацию через технологию критического мышления.
3. Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
Оборудование: карточки с текстом для каждого учащегося, модуль ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/8263/klass-nasekomye.html
Учебник: Захаров В.Б. Сонин Н.И. Издание: 4-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2011
Ход урока
I. Стадия вызова.С целью актуализации знаний учитель предлагает учащимся попробовать вспомнить, что они знают о насекомых. Ученики знают, что эти животные относятся к типу членистоногие, обитают во всех средах жизни, имеют крылья, шесть ног, вредят сельскому хозяйству т.д. Кроме выявления имеющихся знаний учитель предлагает ученикам подумать над тем, что бы они хотели узнать о насекомых. Учитель предлагает записать все предположения, используя приём «Кластеры». Примерный кластер:
2914015240665Крылья
00Крылья
-113665171450Насекомые
Местообитание
Роль в природе
Значение для человека
Жизнедеятельность
воздух
вода
Хищники
Развитие с личинкой
Получение шелка
Происхождение
Систематическое положение
Тип Членистоногие
Строение
Крылья
6 ног
00Насекомые
Местообитание
Роль в природе
Значение для человека
Жизнедеятельность
воздух
вода
Хищники
Развитие с личинкой
Получение шелка
Происхождение
Систематическое положение
Тип Членистоногие
Строение
Крылья
6 ног

-113665236855почва
00почва

-114300212090суша
00суша

Учитель обсуждает кластер вместе с учащимися и записывает основные положения на доске, а затем предлагает обратиться к тексту.
II. Стадия осмысления содержания
Для того, чтобы расширить знания по изучаемому вопросу, учащимся предлагается текст. Учащиеся читают текст, ставя на полях специальные пометки. (Приложение 1)
«v» – это я знаю;
«+» – новая информация;
«-» – информация, противоречащая моим знаниям;
«?» – хотел бы узнать об этом побольше.
После проработки текста учащиеся заполняют таблицу.
«v» «+» «-» «?»
Тип членистоногие, населяют все среды жизни, имеют 6 ног крылья, хитиновый покров, фасетки, усики, личиночная стадия. Наличие дыхалец, разные типы ротовых аппаратов и конечностей, домашние насекомые. Даже водные насекомые дышат атмосферным воздухом. О питании и передвижении насекомых, муравьи, которые доят тлей.
Затем учащиеся вместе с учителем обсуждают таблицу, особенно пункт хочу знать, т.к. через него осуществляется переход к изучению типов ротовых аппаратов и конечностей насекомых.
Конечности и типы ротовых аппаратов рассматриваются при помощи модуля ФЦИОР http://fcior.edu.ru/card/8263/klass-nasekomye.html
III. Стадия рефлексии.
На данной стадии учащимся предлагается вернуться к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Затем ребята высказываются с тем, что у них получилось и учитель дополняет схему на доске.
-43180012700Насекомые
Местообитание
Роль в природе
Значение для человека
Жизнедеятельность
воздух
вода
Хищники
Развитие с личинкой
Получение шелка, меда
Происхождение
Систематическое положение
Тип Членистоногие
Строение
Крылья
6 ног
почва
суша
Хитиновый покров
Вредят деревьям и с/х растениям
Переносчики заболеваний
Дыхальца, трахеи
00Насекомые
Местообитание
Роль в природе
Значение для человека
Жизнедеятельность
воздух
вода
Хищники
Развитие с личинкой
Получение шелка, меда
Происхождение
Систематическое положение
Тип Членистоногие
Строение
Крылья
6 ног
почва
суша
Хитиновый покров
Вредят деревьям и с/х растениям
Переносчики заболеваний
Дыхальца, трахеи

407606542545Паразиты
00Паразиты

4923790125730растительноядные
00растительноядные

-43434078740От древних ракообразных
00От древних ракообразных

Домашнее задание: прочитать параграф в учебнике на странице 158, отдельные ученики могут подготовить доклады о некоторых отрядах насекомых.

Приложение 1
Характеристика насекомых
 В переводе с латинского насекомые – это «разделённые на членики», «покрытые насечками». Поэтому русское название класса - насекомые. Тело насекомых состоит из отдельных сегментов, особенно заметных на брюшке. Ученые предполагают, что насекомые произошли от древних ракообразных.
У насекомых есть голова, грудь, брюшко. Голова у них состоит из 6 полностью сросшихся друг с другом сегментов. На первом расположены глаза (у них превосходное зрение. Глаза имеют сложное строение – состоят из многих одинаковых ячеек), на втором – усики (ими насекомые чувствуют запахи на расстоянии нескольких километров), третий слит со вторым, на четвёртом, пятом и шестом находятся две пары челюстей и нижняя губа. Грудь насекомых состоит из 3 сегментов с парой конечностей каждый. На спинной стороне груди находятся крылья, а у жуков ещё и жесткие надкрылья, для защиты крыльев. Среди беспозвоночных животных только насекомые способны к полёту. Брюшной отдел состоит из 10 (12) сегментов. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца. Это органы дыхания насекомых. Они состоят из упругих трубочек – трахей. По ним воздух поступает в тело насекомого. Тело насекомых покрыто жёстким, плотным покровом из особого вещества – хитина. Он защищает тело от опасностей на суше и в воздухе, а также служит опорой тела.
Глаза насекомых состоят из отдельных ячеек – фасеток. Их может быть более 28 тысяч. Фасетки часто называют простыми глазками. Предметы насекомые видят состоящими как бы из отдельных мелких кусочков. (Человек может видеть 20 сменяющихся картинок в секунду. Если картинки меняются быстрее, то картинки видятся в движении. Медоносные пчёлы видят 300 картинок в секунду.)Кроме этого они удивляют большим разнообразием типов ротовых аппаратов: грызущие, с острыми краями – у тараканов, кузнечиков и большинства жуков; нежные сосущие хоботки – у бабочек; сросшиеся в одну большую губу лижущие челюсти – у мух; острые, будто иглы, к тому же спрятанные в особый чехольчик и снабжённые «насосом» для откачивания крови жертвы, колюще – сосущие хоботки – у комаров.В связи с разными способами движения ноги испытывают модификации, иногда очень сильные. Чаще всего встречаются бегательные ноги. У насекомых с прыгательными ногами, например у кузнечиков, бедро и голень задней пары ног сильно вытягиваются. У роющих насекомых все ноги, а в особенности передние, играющие главную роль при копании, укорачиваются, становятся массивными и приобретают мощное вооружение из хитиновых зубцов. Плавательные конечности сплющены в виде весла и снабжены густым рядом упругих гребных волосков (жуки - плавунцы). Конечности насекомых, представляющие систему подвижно соединенных друг с другом рычагов с большим числом степеней свободы, способны к разнообразным и совершенным движениям.
Насекомые питаются самой разнообразной пищей. Бабочки питаются нектаром цветов, жуки – листьями растений, корой деревьев, шерсть, кожу, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных – комары, остатками пищи – мухи, тараканы.У человека среди насекомых есть враги и друзья.  Некоторые шестиногие перешли к питанию культурными растениями – например, клоп – черепашка, свекловичный долгоносик, озимая совка, яблоневый цветоед, многие виды тлей. Жуки – короеды питаются корой растений, личинки жуков – усачей опасные вредители леса. Есть муравьи, которые пасут тлей. Они щикотят их своими усиками, стимулируя этим выработку у тлей сладкого «молока», которое муравьи употребляют в пищу. А вот божья коровка приносит большую пользу хозяйству, уничтожая этих самых тлей и других вредителей растений.
Клещи, блохи, клопы, вши – опасные насекомые – паразиты.
Приносят пользу пчёлы, муравьи, тутовый шелкопряд и др. насекомые.
Для здоровья человека опасны кровососы – комары, москиты, слепни, блохи и вши. Некоторые из них переносят опаснейшие болезни – чуму, малярию, энцефалит. Бытовым бедствием являются тараканы. Платяная моль и кожееды повреждают одежду.
В лесном хозяйстве ощутимый ущерб наносят жуки – короеды, усачи и златки, непарный и сибирский шелкопряды.
Есть насекомые, которых человек одомашнил и успешно использует в хозяйственной деятельности. Это медоносная пчела, которая собирает нектар с цветков и, превращающая его в мёд, а заодно опыляющая культурные растения. Это и тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шёлк. За сотни лет выведены различные, не встречающиеся в природе породы этих насекомых.