Рабочая программа кружка Умелые руки (2 класс)


а

Рабочая программа
КРУЖКА « УМЕЛЫЕ РУКИ »
2 а класс
Пояснительная записка
Программа кружка «Умелые руки» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Тарабариной Т.И. « Оригами и развитие ребенка» , Вогля Р., Зандера Х. « Оригами и поделки из бумаги» , Щеблыкина И. К., Романиной В. И., Кагаковой И. И. «Аппликационные работы в начальных классах».
Программа адресована учащимся 2 класса начальной школы. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.

Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до изготовления аппликационных композиций, коллективных работ, творческих альбомов детей, участие в выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Цель программы: интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами, аппликационной техникой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами, аппликации, объемной игрушки. Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к творческому занятию.
Расширять коммуникативные способностей детей.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки. .
Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Методы обучения:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:• словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;• частично-поисковый – учащиеся участвуют в коллективном поиске, решении поставленной задачи совместно с педагогом; исследовательский – самостоятельная творческая деятельность учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;• групповой – организация работы в группах;• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Значение аппликации и изготовления объемной игрушки для развития ребенка.
Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.
Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе у детей сформируются универсальные учебные действия:
МетапредметныеЛичностные
Познавательные Регулятивные Коммуникативные Познакомятся с техникой изготовления поделок из бумаги, будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, технику аппликаций, изготовления объемных игрушек Научатся управлять своей деятельностью, контролировать свои действия и исправлять ошибки Сформируются первоначальные навыки сотрудничества Занятия будут способствовать развитию внимания, памяти, мышления, пространственного воображения; мелкой моторики рук, глазомера
Научатся следовать устным инструкциям, создавая изделия оригами Научатся понимать причины успеха и неуспеха Улучшат свои коммуникативные способности Занятия будут способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
Сформируются умения выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация и др. Сформируются начальные умения определять границы собственного знания и «незнания» Приобретут навыки работы в коллективе Занятия будут способствовать развитию самоуважения и самооценки
Научатся работать с учебными моделями, с использованием знаково-символических средств Научатся самостоятельно изготавливать модели из бумаги, создавать композиции с изделиями Учащиеся овладеют навыками культуры труда
Овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Повысится уровень учебной мотивации
Способы фиксации результатов
• Выставка индивидуальных и групповых работ;
• Составление альбома лучших работ.
Материалы и инструменты
тонкая бумага: писчая, цветная, оберточная;
ножницы;
линейка;
простой карандаш;
цветные карандаши;
фломастеры;
клей . Содержание занятий
Содержание занятий представлено следующими разделами: «Оригами», « Аппликация», «Объемные поделки».
Дети будут учиться создавать композиции: «Животные жарких стран», «Красивый букет», используя изготовленные модели из бумаги.
Обучающиеся знакомятся с изготовлением поделок в различных аппликационных техниках.
Научатся предметной, сюжетной, орнаментальной, плоской, мозаичной, объемной аппликации при изготовлении различных моделей: «Петушок», « Бабочка»,« Фрукты», « Павлин», « Любимое дерево», «Коврик»,« Дом и сосна», «Волк», « Сова», « Любимые детские раскраски», « Снежинка», « Новый год».
Обучающиеся знакомятся с изготовлением объемных поделок из бумаги.
Литература:
Вогль Р., Зандер Х. Оригами и поделки из бумаги. Перевод А.Озерова. – М.: Изд- во ЭКСМО – Пресс, 2013.-144л.
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль: ООО « Академия развития» , 2011 г. -224 с.
Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. Аппликационные работы в начальных классах. –М.: Просвещение, 1990 г.-191 с.
Интернет - источники:
1.http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki-iz-bumagi-svoimi-rukami.
2.https://www.google.ru/search?q=предметная+аппликация+из+бумаги+изготовление+поделок&newwindow=1&biw=1270&bih=629&tbm=isch&i
3.http://www.u-f.ru/Article/u202/2013/10/23/663656
Календарно - тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во
часов Дата
По
плану По
факту
1. Вводное занятие. Из истории бумаги. Правила поведения на занятиях. 1 2. Базовая форма «Двойной треугольник». Изделие: «Тюльпан». 1 3. Плоская аппликация. Изготовление поделки
« Щенок». 1 4. Плоская аппликация. Изготовление поделки
« Котёнок». 1 5. Базовая форма «Воздушный змей». Изделие:
« Попугай». 1 6. Поделка – вазочка для карандашей. 7. Аппликация из газет. Изделие: «Столовые приборы». 1 8. Плоская аппликация. Изготовление поделки
« Любимое дерево». 1 9. Сюжетная аппликация из геометрических фигур. Изготовление поделки « Клоун». 1 10. Базовая форма «Рыба». Изделие: « Тюлень». 1 11. Плоская аппликация из геометрических фигур. Изготовление поделки « Волк». 1 12. Базовая форма «Рыба». Изделие: « Лебедь». Создание аппликации с изготовленной поделкой. 1 13. Изготовление новогодней открытки « Снежинка». 1 14. Сюжетная аппликация на тарелочке на тему: «Новый год». 1 15. Плоская аппликация. Изготовление поделки
« Новогодняя ёлка». 1 16. Изготовление поделки «Гирлянды» 1 17. Поделки для сыпучих и мелких материалов. Изделие:
« Коробочка». (2 способа) 1 18. Плоская аппликация. Изготовление поделки
« Петушок». 1 19. Плоская аппликация. Изготовление поделки
« Бабочка ». (2 вида) 1 20. Полуобъемная аппликация. Изготовление поделки
« Фрукты». 1 21. Плоская аппликация. Изготовление поделки
« Павлин». 1 22. Плоская аппликация. Черное на белом. 1 23. Орнаментальная аппликация из геометрических фигур. Изготовление поделки « Коврик». 1 24. Сюжетная аппликация из геометрических фигур. Изготовление поделки « Дом и сосна». 1 25. Мозаичная аппликация. Изделие: «Роза для мамы». 1 26. Плоская аппликация из геометрических фигур. Изготовление поделки « Сова». 1 27. Составление орнамента из геометрических фигур. 1 28. Сюжетная аппликация из геометрических фигур. Изготовление поделки «Ракета». 1 29. Мозаичная аппликация на основе детских раскрасок. 1 30. Мозаичная аппликация на основе детских раскрасок. 1 31. Аппликация «Салют Победы» 1 32. Аппликация из симметричных фигур. 1 33. Складная открытка « Цыпленок». 1 34. Игрушка из геометрических фигур « Гусеница». 1