Конспект урока по изобразительному искусству Народы гор и степей


Народы гор и степей
Цели деятельности педагога Сформировать представления об изучаемом предмете; ознакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, определить границы знания и незнания у четвероклассников, создать условия для развития интереса к истокам архитектуры разных народов
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Планируемые образовательныерезультаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о жанре пейзаж, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; усвоят суть понятий «жанр пейзажа», «колорит», «компози-
ция», «иглу», «чум», «аул»; смогут познакомиться с творчеством выдающихся художников-пейзажистов.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи
Методы и формыобучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Изобразительное искусство, живопись, жанр, пейзаж, образ, цвет, тон, композиция
Образовательные ресурсы Интернет-ресурсы: www.etnic.ru, www.historyschi.ru, www.gusli.su
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: Н. Рерих «Горы», презентация «Народы гор и степей», фотоматериал.
Работы учащихся 4 классов.
Музыкальный ряд: «Музыка северного сиянья», 1990 г., студия грамзаписи «Мелодия»; старинная кумыкская песня «Лезгинка»
Оборудование Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность
учащихся Формы организации совзаимодействияУниверсальныеучебные действия Промежуточный контроль
I. Органи-
зационныймомент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвое-
нию изучаемого материала Проверяет готовность обучающихся к уроку. Вступительное слово.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Все ли на месте?
Все ли в порядке?
Вы проверьте-ка,
Ребятки! Получив целе-
вую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоцио-
нально выражают свое отношение к происходящему Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для чело-
века и принимают его; имеют желание учиться II. Изучение нового материала Словесно-иллю-
стративный рас-
сказ с элементами беседы по теме «Народы гор и степей». – Знаете ли вы, как разнообразна природа нашей планеты, как непохожи условия жизни разных народов?
Народы Севера – оленеводы и охотники.
Их жилища появились в глубокой древности, но существуют и сейчас.
Чум – это переносное жилище народов северо-восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Чум имеет коническую форму и в плане круглый или слегка овальный (диаметр по полу – 3–8 м). Слушаютучителя.
Отвечают на вопросы.Обсуждают, сравнивают,
анализируют картины художников-пейзажистов. Фронтальная работа.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить речевое Устные ответы.
Просмотр муль-
тимедийнойпрезентации «Народы гор и степей».
Музыкальный фон: «Музыка северного сиянья»; старинная кумыкская песня«Лезгинка» Конический остов жилища состоит из 30–50 наклонных шестов. Зимой он накрывался шкурами оленя, изюбра или лося, сшитыми в полотнища, летом – вываренной берестой или корой, иногда парусиной или мешковиной. Вход завешивался шкурами, летом – грубой тканью. В центре чума находился очаг, по обе стороны
от входа – спальные места: на пол клали бересту, циновки из ивовых прутьев
и сухой травы, сверху – оленьи шкуры.
Иглу – у канадских эскимосов так называлось зимнее жилище, часто в виде
полусферического купола, сложенное
из снежных глыб. Высота его около
двух метров, диаметр – 3 или 4 метра.
Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков.
Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкура-
ми. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается иглуи освещается жирниками – плошками с жиром, светильниками. Фронтальная работа
высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте природы в произведениях художников-пейзажистов.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание;
согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их. Физкультминутка.
Пауза общего воздействия У горских народов Дагестана, Чечено-
Ингушетии и Осетии издавна сложился своеобразный тип поселка-аула, а жилища – сакли. Горный аул – обычно большая и компактная группа домов, занимающая склон горы и располагающаяся как бы амфитеатром, так что плоские крыши нижнего ряда домов служили двором для верхнего ряда. В аулах возводились специальные башни-убежища (они же и жилье) на случай военной опасности.
– Как вы думаете, почему так не похожи дома народов гор и Севера?
– А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
(Встали; руки вверх, в стороны, вперед, назад, повороты вправо, влево; сели.) Отвечаютна вопрос.
Выполняют упражнения III. Творческая практическая деятельность Изображение горного или северного пейзажа и народного жилища (аула, чума, иглу). Выявление особой кра- Объясняет последовательность выполнения работы.
– Начинайте работать по следующему плану:
1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Составляют план работы.
Рисуют красками Индивидуальная работа
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последователь- Наблюдение.
Выполнение работы
соты пейзажа художественными средствами (гуашь) 2. Начинайте рисунок с разметки уровня горизонта – примерно посередине листа.
3. Уточните детали пейзажа.
4. Нарисуйте народное жилище, характерное для вашего пейзажа ность действий; контролируют исполнение задания.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности и техники исполнения работы IV. Итог урока. Рефлексия Выставка работ обучающихся, анализ и эстетическая оценка.
Обобщающая беседа – Что нового вы узнали сегодня на уроке, с чем познакомились?
– Рассмотрите выполненную вами композицию и подумайте, что получилось лучше всего.
– Сегодня на уроке вы хорошо потрудились. Молодцы! Рассматривают композицию, оценивают работу свою и одноклассников Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения природы родного краяс оценкой увиденного.
Регулятивные: оценивают свою работу Устные ответы