Конспект урока по литературному чтению Сказки авторские и народные. Сказка Самое дорогое (3 класс)


Конспект урока литературного чтения
Класс: 3А
Автор урока: Хусаинова С.И., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.
УМК: «Школа 2100»
Тема урока: «Сказка «Самое дорогое».
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление изученного.
Используемые технологии:
Приемы технологии развития критического мышления;
Здоровьесберегающие;
ИКТ
Смысловое чтение


Цель урока: изучение русской народной сказки «Самое дорогое», определение ее вида, с использованием приёмов технологии критического мышления, смыслового чтения, стимулирующих мыслительную и творческую деятельность учащихся.

Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с видами сказок, их отличительными особенностями;

развивающие: содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: анализировать, выделять главное, сравнивать, сопоставлять, совершенствовать навык чтения, повышать литературную образованность;

воспитывающие: способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству, литературе;

здоровьесберегающие: организовать деятельную, творческую обстановку в процессе урока, благотворно влияющую на эмоциональность и психику учащихся.

Формируемые УУД:
личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности; нравственно- этическое оценивание поступков героев, формирование готовности оказать помощь;

регулятивные: формировать умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать процесс и результат деятельности;

познавательные: овладевать логическими действиями сравнения, анализа; овладевать навыком смыслового чтения текста в соответствии с заданием; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, высказывать своё отношение к произведению;

коммуникативные: умение слушать собеседника, умение полно и точно выражать свои мысли; договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию.

Формы: фронтальная, работа в группах, игра, индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Оборудование: учебники, тетради, классная доска, , проектор, компьютер.

Оборудование: вопросы викторины, тест «Верные и неверные
высказывания», литература для выставки: русские народные
и авторские сказки, распечатки текстов на цветных листах
распечатка таблицы (синквейн).

Ход и содержание урока:


Учитель. Дорогие ребята! В детстве я обожала читать и в любую свободную минуту бежала в нашу городскую библиотеку, чтобы встретиться с новыми героями книг. Когда я читала книги, как будто бы разговаривала с их авторами обо всем на свете. Я благодарна своим родителям, которые приучили меня к чтению и сами очень любят читать. И сегодня на уроке мы погрузимся в удивительный мир сказок. В литературном лукошке у меня сегодня Цветик-семицветик, лепестки которого помогут нам в работе.
Лепестки цветика-семицветика:
Продвижение от старого к новому.
Кластер.
Формулирование учебной задачи.
Мозговой штурм.
Работа с новым текстом.
Синквейн.
Рефлексия.


2. Индивидуальная работа по тестам с предварительным высказыванием мнений, что такое сказка.

- Возьмите листочки. Если вы согласны с высказыванием «+», если нет «-».


Тест «Верные и неверные высказывания»

Сказка – вымышленный рассказ, выдумка.
Сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, о животных.
Сказки бывают авторские и любимые.
В сказке всегда побеждает добро.
Сказки всегда начинаются со слов: «жили-были »



-Знаете ли вы, что такое сказка? (Сказка – произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил)
(проверка правильности ответов проводится в конце урока, в течение урока дети отмечают правильность ответов).
Постановка темы урока. Формулирование учебной задачи. Кластер на доске.
- Вспомним, в чем особенности вымысла в волшебных сказках?
( В них совершаются чудеса, действуют помощники и сверхъестественные персонажи)
- где чаще всего происходит действие волшебной сказки?
(В сказочном тридевятом царстве)
- В чем, по-вашему, особенность вымысла в сказках о животных?
(В них действуют говорящие и думающие, как люди, животные)
- Какие сказки мы называем бытовыми?
(описываются истории из обыденной жизни, осуждаются человеческие пороки).

Кластер по теме «Сказки»




Народов России Народов мира Русских писат. Зарубеж. писат

СКАЗКИ
Народные
Авторские

Волш. Быт. о жив. Богатырские. Волш. Быт. о жив.



- Так о чем мы сегодня будем говорить? Что хотим узнать?
- Какую цель ставим на этот урок вы, я?
- Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Самое дорогое». Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Что для человека может быть самым дорогим? (на доске появляются предположения).
Постановка проблемного вопроса перед первичным восприятием текста.
- Определите, в процессе работы, к каким сказкам ее можно отнести?
Начнем!?

Чтение сказки детьми вслух с остановками и вопросами. Прием «чтение с остановками».
Текст заранее учителем делится на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Прямо в тексте учителем отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку. («жужжащее» чтение).
1 остановка.
Дети отвечают на вопросы учителя.
- Назовите героев сказки. Реальные они или вымышленные? Докажите.
- Что вы можете сказать о старике и старухе? (выборочное чтение)
- Как вы понимаете смысл слова «кормились»?
- Скажите, такая ситуация может ли быть в жизни?
- Какое событие послужило поводом для встречи старика и Лесного Деда?
- Как вы думаете, о чем попросит старик Лесного деда?
- Что не позволил сделать старику Лесной дед? Что он ему предложил?
- Подумайте и обсудите в группе, что могли попросить старик со старухой у Лесного деда?

После обсуждения дети выдвигают свои версии, учитель записывает на доске.
- Посмотрим, как развернутся события дальше.

Дети продолжают читать вслух.
2 остановка.
- Перечислите, что старик предлагал попросить у Лесного деда?
- Как вы думаете, что придумал старик?
- Теперь дочитайте сказку до конца в группах и самостоятельно найдите в тексте и подчеркните главную мысль сказки.
- Можно ли , по мнению старика, считать это главным в жизни?
- Понравилась ли вам сказка? Чем?
- В каких же словах заключается мудрость сказки, ее поучительный смысл? (работа в группах).
- Совпали ли ваши высказывания о том, что для вас самое дорогое, с тем, что мы узнали в сказке?
- Давайте попробуем вспомнить сказки, в которых старику и старухе выпало счастье загадывать желание. («Сказка о золотой рыбке»). Как там повела себя старуха? Чем все закончилось?
Работа с пословицей.
- Какая пословица может выразить основную мысль сказки? Докажите!

Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Где труд, там и счастье.
Как аукнулось, так и откликнулось.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Определите, к какому типу мы отнесем данную сказку? Докажите!.
(В сказке нет чудес. Нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи в реальной обстановке русской деревни. Значит, это бытовая сказка.)

-Давайте дадим краткую характеристику героям: старику и старухе. Составим кластер.

Рефлексия, итог урока. Самооценка деятельности ребят на уроке по группам.
- Что же самое дорогое в жизни? (здоровье, труд, счастье)
- Самое дорогое – здоровье, его нужно беречь, заботиться и о себе, и о своих близких, трудом создавать необходимое для себя, тогда и счастливым станешь, и в семье благополучие будет.
- Составьте «синквейны» на тему:
1. «Здоровье»
2. «Труд»
Здоровье.
Крепкое, хорошее.
Работаешь, бодрствуешь, радуешься.
Здоровье дороже всего на свете.
Благополучие.

Труд.
Благородный, полезный.
Вдохновляет, обогащает, радует.
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Работа.


2. Рефлексивные вопросы.
- Сверьте свои ответы на утверждения в начале урока и сейчас. Сколько верных во всей группе?
- Были ли моменты радости, удовлетворения от своих правильных ответов?
- За что можете похвалить своего соседа?
- За что можете похвалить себя?
Домашнее задание «Интересное место».

Один ученик читает отрывок из сказки Шарля Перро «Ослиная шкура».
- Интересно, что произошло дальше?
- Тогда прочитайте сказку дома.