Урок окружающего мира в 1 классе на тему: Зачем люди трудятся?


Урок окружающего мира в 1классе УМК «Начальная школа XXI века» по учебнику Н.Ф.Виноградовой
Тема: Зачем люди трудятся
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о профессиях, понимания значения труда в жизни людей; способствовать развитию словарного запаса, умению строить предложения-противопоставления.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся понимать значения труда в жизни людей в разных учреждениях культуры и быта, приводить примеры различных профессий.
Метапредметные: регулятивные – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
познавательные - ставить, формулировать и решать проблемы; иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов;
коммуникативные - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные: выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: рисунки, иллюстрирующие профессии людей.
Ход урока
I. Целеполагание.
-Послушайте стихотворение В.Пальчинскайте:
Кто нам делает сапожки,
Ранцы, пуговицы, ложки?
Кто построил дом? И кто?
Сшил нам куртки и пальто?
Кто нам делал эти парты,
Напечатал книжки, карты?
Кто куёт металл для плуга,
Добывает нефть и уголь?
Отгадали вы: для нас
Трудится… (рабочий класс)
- О чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? (О труде взрослых)
- Давайте подумаем, а для чего люди трудятся? (Ответы детей)
II. Изучение нового материала.
Речевая разминка.
- Продолжите предложения:
Повар готовит пищу, а врач…
Учитель учит детей, а художник…
Столяр работает с деревом, а парикмахер…
Комбайнёр работает только на полях в сельской местности, а учитель…
Шахтёр добывает уголь, а геолог…
Лётчик управляет самолётом, а космонавт…
Формирование понятия об истинном труде.
- Вспомните и назовите сказки, в которых герои за одну ночь возводили дворцы, плели ковры, выполняли самые трудные задания. Как они это делали? ( С помощью волшебства: волшебных предметов, волшебных слов)
- А в жизни возможно использовать подобные волшебные средства? Как же люди научились обходиться без волшебства? Что им в этом помогло?
3. Беседа о профессиях. Работа с учебником (стр.84)
-Что изображено на рисунке? (Библиотека)
- Мы с вами уже были на экскурсии в библиотеке. Для чего нужны библиотеки? Кто в них работает? Важна ли профессия библиотекаря? Почему? Обоснуйте своё мнение.
-Какие ещё профессии вы знаете? Расскажите, чем они важны. Чем отличается труд людей в сельской местности от труда горожан?
4. Работа с учебником (стр.84-85)
Чтение текста «Для чего руки нужны» Е.Пермяка, обсуждение прочитанного.
- Подумайте, что могут означать слова автора: «Только по своим рукам обо всех судил, а не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится»
- А как вы считаете, зачем человеку руки?
Физкультминутка
III. Закрепление пройденного.
1.Рабочая тетрадь (стр.33)
Речевая разминка.
Узнавание по рисункам профессий.
Загадки о профессиях:
Кто у постели больного сидит
И как лечиться всем говорит;
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
(Доктор, врач)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)
Он учит детишек
Читать и писать,
Природу любит,
Стариков уважать.
(Учитель)
С огнём бороться мы должны-
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?...
(Пожарные)
Встаёт он рано, ведь его забота-
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель)
Задание «Соображалки» (Можно предложить работать в паре, затем проверка по образцу на доске).
2.Учебник (стр.86), работа с текстами
IV. Итог урока.
-О чём мы говорили на уроке? Что самое главное вы можете выделить из всего сказанного сегодня? О чём бы хотели рассказать? Какими знаниями поделиться?