Отчет учителя по групповому обсуждению с коллегами


Отчет учителя по групповому обсуждению с коллегами
В первый день своего обучения третьего этапа «Лицом к лицу», тренер организовал нас в группы где мы обсуждали восемь заданий выполненные в период практики в школе. Наша сложившаяся группа состояла из шести человек. Среди нас были историки, филологи, математики, учителя начальных классов, информатики вообщем, учителя которых преследовала одна общая цель внедрение семи модулей в период прохождения практики в школе.
Я понимала, что учителя - коллеги которые окружали меня это очень творческие и активные люди, которые своим умением ораторского искусства, умением слушать коллег по учебе, анализировать, аргументировать ответы коллег. Я не в коем случае не сомневалась, что работа наша была продуктивной.
Первое задание было в период практики было «Консультирование с коллегами».Нам было дано задание работы по ресурсу, где были поставлены вопросы. Коллеги делилась между собой опытом прохождения практики в школе, мнениями, с трудностями которыми мы столкнулись, путях их преодоления, а трудности в основном переплетались между собой.
В процессе обсуждения мнения наши записывались на постер, при этом учитывалось мнение каждого. Работать было очень сложно, потому как подготовка к уроку требовала много времени, отсутствовали навыки. Но несмотря не на что работать было очень интересно – это было наше единое мнение.
В период прохождения практики в школе, все коллеги внедряли идею семи модулей Программы. Использовали игры, тренинги, методы которые создавали хорошую атмосферу в классе, помогали раскрыться ребенку, поверить учащемуся свою значимость все это использовалось для создания коллобаративной среды. Дети учились оценивали не только себя, но и одноклассников, учились анализировать.
Создание комфортной атмосферы в классе является неотемлемой частью создания коллабаративной среды в классе. Обсуждая это я пришла к выводу о том, что каждый из членов группы со мной согласны что обсуждая  в группе создание благоприятной атмосферы в классе, я пришла к выводу о том, что как и я, каждый из членов нашей совместной группы считает необходимым создание комфортных условий в классе для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя свободно и комфортно. Межличностные отношения, эта проблема существующая почти в каждом классе, неприятия одного ученика другим, скованности учащихся. Изучая третий базовый уровень Программы, я изменила свои взгляды на обучение, отношение к учащимся, научилась использовать в своей практике игры, тренинги по созданию коллаборативной среды в классе, использование которых способствовало сплочению классного коллектива.
Обсуждая задания «Опрос учащихся и реакции на их ответы», выяснилось, что в период прохождения практики у меня и у коллег возникли одинаковые трудности.
Это – неумение учителя выдерживать паузу после поставленного вопроса, дать ребенку подумать, сконцентрироваться на вопросе. Учащиеся хотели ответить все, быстро отвечали на простые вопросы, тогда когда они затруднялись отвечать на более сложные вопросы, которые требовали думать, размышлять, аргументировать.
У некоторых учеников недостаточно знаний на ответы вопросы высокого порядка, поэтому при опросе работает не весь класс. Учащиеся не слушали своих одноклассников, хотели быстрее дать свой ответ, таким образом выкрикивали мешая отвечающему учащемуся.
Следующая трудность с которой столкнулась я и мои коллеги, это то, что ответы комментировал только учитель, дети прокомментировать ответы своих одноклассников четко и ясно не смогли.
Все вместе мы наметили стратегии преодоления возникших трудностей: использовать на уроке различные стратегии развития критического мышления, учить слушать и слышать друг друга, учить детей работать в группе по определённым правилам, развивать саморегуляцию детей, принимать во внимание мнение каждого, создавать в классе такие условия, когда может раскрыться каждый ученик, вовлекать в работу на уроке всех. При обсуждении в группе оценивания степени понимания, мы пришли к выводу о том, что все мы испытывали трудности в объективности оценивания, школьники испытывали трудности при самооценивании и взаимооценивании, некоторые ученики не принимали комментарии своего оценивания и оценку, которую им выставили за работу в группе или на уроке. Для преодоления трудностей, мы должны использовать обратную связь, эффективные вопросы, составлять критерии оценивания для учеников.
В целях развития критического мышления мы с коллегами в группе обсуждали как можно использовать парную беседу. Парная беседа действительно играет большую роль в формировании критического мышления ребёнка, поэтому все активно включались в беседу. Постер был ещё раз проанализирован и оценен нами всеми. Анализируя мнение каждого, мы пришли к выводу, что в процессе обсуждения друг с другом учащиеся обмениваются своим опытом, своими мнениями, учатся доброжелательным взаимоотношениям, перенемают опыт другого ученика на себя, слушать друг друга, оценивать, аргументировать, анализировать. При парной работе на уроке, как и все мы столкнулись с трудностями, как: неумение учеников аргументировать свои ответы, нежелание ученика работать с каким-то учеником из-за личной неприязни, неумение слышать друг друга в паре, неуверенность ребёнка, неприятие мнения другого из-за своей высокой самооценки вследствие чего нежелание высказывать своё мнение. Для преодоления возникших трудностей, мы проводили тренинги по сплочению детского коллектива, учили придерживаться правил работы в паре, принимать мнение другого. На втором этапе прохождения практики в школе мы старались изменили свой подход к работе. Стали направлять, а не управлять работой, вовлекать в работу всех, составлять вопросы низкого и высокого порядка. Это было не так то легко. Развивали саморегуляцию ученика, вырабатывали у учеников умение самооценивания и взаимооценивания. Через диалог выявляли талантливых и одарённых детей, использовали когнитивный подход в обучении, для того, чтобы учащиеся смогли сформулировать и высказать своё мнение при недостаточном количестве имеющихся знаний использовали дополнительные ресурсы.
Возникли трудности в развитии саморегуляции учащихся, с которыми нам пришлось столкнуться в практике и в пути их преодоления. На данном этапе нашей работы дети затруднялись составлять критерии успеха, не видели цель урока, не умели получать информацию самостоятельно, потому что они привыкли получать готовые знания от учителя, дети не умели общаться друг с другом, оценивать свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Чтобы преодолеть возникшие трудности, для сплочения коллектива, создания благоприятной атмосферы в классе, мы использовали в своей практике тренинги, учили учащихся анализировать свою работу, составлять критерии успеха, принимали во внимание «голос ученика», использовали опыт ученика.
Обсуждение заданий второго этапа в группе, в процессе общения помогли мне углубить свои знания по внедрению семи модулей Программы, помогло  мне обменяться опытом работы с коллегами, совместно найти пути преодоления трудностей, возникших в работе. Теперь я для себя поняла, как правильно и рационально распределять время на уроке. Совместная рефлексия в группе нашей практики в школе позволила мне ещё раз осмыслить идеи Программы и выбрать стратегии, которые я буду использовать в своей дальнейшей работе в школе,  обмен  опытом с  коллегами помог мне в этом.
Использованная литература:
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012