Конспект урока литературного краеведения по роману Н. Задорнова Амур-батюшка


Урок литературного краеведения в 8 классе
Автор Чан-ван-ю Наталья СергеевнаМодуль 2. Историческая тема в региональной литературе.
Тема1. Романтика первых открытий.
Тема урока: «Не забудь их, моя Россия…» Мужество землепроходцев в романе Н. Задорнова «Амур-батюшка».
Тип урока: урок усвоения нового.
Форма урока: урок-размышление
Основные методы и приёмы: сообщения учащихся, аналитическая беседа, комментированное чтение текста, выразительное чтение, тестирование.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с сюжетом, идейно-художественными особенностями романа Н.П. Задорнова «Амур-батюшка» (книга 1);
Рассмотреть обычаи и традиции народов, населяющих Приамурье в эпоху его освоения.
Развивающие:продолжить работу по развитию у учащихся навыков:
- Анализировать содержание и структуру литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);
- Выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
- Пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения.
Воспитательные: на материале 1-ой книги романа «Амур-батюшка» Н.Н. Задорнова показать трудности освоения амурских земель, мужество переселенцев, проявленное в жизненных испытаниях, выпавших на их долю; рассмотреть особенности взаимоотношений народностей, населяющих Приамурье конца XIX века.
Оборудование:
Мультимедийная презентация «Н.П. Задорнов и его роман «Амур-батюшка».
Текст романа Н.П. Задорнова «Амур-батюшка».
Образцы тестовых заданий.
Текст стихотворения П. Комарова «На краю России»
Ход урока:
На фоне музыки звучит (читает учащийся) стихотворение П.С. Комарова «На краю России»:
На краю России
Азиатской волной Амура, Криком зверя во мгле ночной, Потайною тропой маньчжура Ты пугал меня, край лесной.Ни церквей на холмах зеленых, Ни плакучих берез в полях — Только кедры на горных склонах, Где за соболем шел гиляк.Но сейчас, кого ни спроси я, Все ответят наперебой: Ты и здесь обжилась, Россия, С неподкупной своей судьбой!Дни летят косяком гусиным... Сопки. Мари. Тайга. Вода. С Ерофеем — крестьянским сыном Ты из Вологды шла сюда.На чукотский всходила берег, Где туманы плывут с утра, Где над скалами поднял Беринг Государственный флаг Петра.Землепроходцы пришли босые, Топором прорубая путь. Не забудь их, моя Россия, Добрым именем помянуть!Не найдешь той минуты краше, Когда люди сказать смогли: Все здесь русское, все здесь наше -  От Москвы до конца земли...Где-то есть, под Рязанью, что ли, Не такие, как здесь, места:За селом — с васильками поле, Неба звонкая высота.Что же, пусть небеса другие Опускаются надо мной — Ты и здесь мне мила, Россия,— Край суровый мой, край родной!
(П. Комаров, 1943)
Слово учителя:
Много лет назад бескрайняя сибирская тайга стала местом обитания первобытных людей, занимавшихся охотой и рыболовством. К IV веку нашей здесь эры были созданы племенные союзы нивхов и тунгусов. Вскоре происходит и создание первых государств на Дальнем Востоке – Бохай в Приморье и нынешней Манчжурии, «Железная империя Ляо» киданей, «Золотая империя» чжурчженей. (потомков древних тунгусских племён, пришедших в бассейн Амура из Восточной Сибири и первоначально известных под названием мохэ). До IX века Приамурье входило в состав Бохайского царства.К началу XVII века Приамурье являло собой слабозаселённую территорию. На огромном пространстве от устья Шилки до берегов Тихого океана и от Амура до сумрачных громад Станового хребта обитало не более 35-40 тысяч человек.
Самым крупным племенем были дауры, поделённые на княжества (Лавкая, Десаула, Туйгудара, Толчи и др.) и дючеры (общая численность примерно 10 тысяч человек). Граница их расселения проходила в междуречье Зеи и Буреи. В верховьях Зеи, Буреи и Амгуни кочевали эвенки (не более 4 тысяч человек). Кроме того, жили натки и гиляки, потомки нивхов и тунгусы.
С XVII века начинается постепенное проникновение из Сибири русских первопроходцев. Центром русских владений был г. Якутск. Но суровые климатические условия заставляли изучать перспективы присоединения более благоприятных южных территорий.
Первой экспедицией на юг была отправлена группа под руководством В. Д. Пояркова в составе 133 человек, но она была неудачна из-за слабой организации и враждебного отношения местного населения. Хотя Поярков достиг берегов Амура, большая часть его соратников погибла.
Более успешной оказалась экспедиция Е. П. Хабарова, под предводительством которого «охочие люди» разных сословий достигли места слияния двух могучих дальневосточных рек: Амура и Зеи. В 1653 году здесь был заложен острог.
В мае 1858 г. в маньчжурском городе Айгуне был заключен договор, окончательно закрепивший левобережье Приамурья в составе России. В том же году царскими указами от 8 декабря 1858 года Приамурский край был поделён на две области: Приморскую и Амурскую – и был учреждён город Благовещенск. Большую роль в этом сыграл генерал-губернатор Николай Николаевич Муравьёв-Амурский.
В 1868 г. в Благовещенске было введено городское управление.26 марта 1861 года были обнародованы «Правила для переселения русских и иностранцев в Амурской и Приморской областях Восточной Сибири». Эти земли объявлялись правительством открытыми для заселения «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет».
Всем переселяющимся в регион отводились свободные участки казенной земли во временное пользование или в полную собственность: желающим селиться целым обществом, которое должно было состоять не менее чем из 15 семейств, отводился сплошной участок земли, не более 100 десятин на каждое семейство, в 20-летнее бесплатное пользование. А за три рубля переселенцы могли приобретать дополнительно десятину (1,09 гектара) в собственность. Они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности. С небольшими изменениями эти правила соблюдались до начала XIX века.
Демонстрация видеозаписи фрагмента спектакля «Первопроходцы» народного театра «Арлекин» Дома культуры села Новоивановка Свободненского района Амурской области (режиссёр Чан-ван-ю Н.С., 2013г.)
В 2013г. Амурский областной театр драмы подготовил спектакль об истории заселения нашего края «Амур – река подвигов». Народный театр «Арлекин» поставил спектакль «Первопроходцы», посвятив его 155-летию Амурской области – вы только что посмотрели его фрагмент.
История освоения амурских земель описана в трудах историков и художественной литературе. Одним из таких произведений является роман Николая Павловича Задорнова «Амур-батюшка».
Сообщение учащегося о творчестве Н.П. Задорнова и его романе (мультимедийное сопровождение):
Николай Павлович Задорнов (1909 –1992) – писатель, чьё имя связано с амурской литературой. В 1952г. за романы «Амур-батюшка», «Далёкий край» и «К океану» Николаю Павловичу Задорнову присуждена Государственная премия СССР.
Роман «Амур-батюшка» рассказывает о первых русских земледельцах, поселившихся на Амуре в конце XIX века. Работа над книгой была неразрывно связана с изучением края, и, как говорит автор, для него изображение первопроходцев Дальнего Востока явилось отражением современной стройки Комсомольска-на-Амуре, участником которой он был. На начинающего писателя, приехавшего на комсомольскую стройку в 1937 году, сильное впечатление произвёл Дальний Восток – его природа, люди, история.
Название романа подсказал писателю рыбак на Амуре, после хорошего осеннего улова сказавший о нём: «Кормит нас Амур-батюшка». Это было в 1938г. на так называемой Шарахандинской протоке около озера Мылки, там, где в 1975г. построен главный мост БАМа через реку Амур.
«Амур-батюшка» переиздавался более 20 раз. Роман переведён на языки: украинский, латышский, эстонский, английский, болгарский, венгерский, немецкий, польский, румынский, французский, чешский и словацкий.
Роман «Амур-батюшка» впервые опубликован в Хабаровске. Книга Н. Задорнова получила высокую оценку критиков не только отечественной, но и мировой литературы. Так, известный английский писатель, учёный и общественный деятель Джек Линдсей, познакомившись с романом, писал Н. Задорнову: «Премного благодарю Вас за Вашу сагу об Амуре, которую я прочёл с величайшим интересом. Это действительно великолепное эпическое повествование, превосходно рассказанное с глубоким пониманием внутреннего мира людей и симпатией к ним».
Аналитическая беседа по первой книге романа «Амур-батюшка»:
Расскажите, где и когда происходит действие в романе (в 70-е годы XIX века; вначале на Урале, затем - на Амуре).
Назовите главных героев романа (Егор Кузнецов, Фёдор Барабанов, Иван Бердышов и его жена гольдка Анга, её племянница Дельдика, китаец ГаоДа-лян, гольды Удога, Кальдука и др.).
Почему Егор Кузнецов решил переселяться с семьёй на Дальний Восток?
Расскажите о семье Егора (гл. 1).
Какие черты характера Егора проявились в эпизоде с наказанием розгами (гл. 1)?
Сколько времени продолжался путь от Камы до Забайкалья? (два года).
Что говорит автор о крае, который ждал переселенцев, в лирическом отступлении? (гл. 2:«Эх, Сибирь, Сибирь!» … и плохих, и хороших»)? Какая участь ждёт переселенцев?
Как автор описывает тайгу? (гл. 2: «За Енисеем стала стеной великая тайга… Такова-то сибирская матушка-тайга»).
Почему автор называет тайгу «великой»?
Какой показалась переселенцам жизнь в Сибири? (гл. 2: «чужая», «непохожая на сибирскую даже»).
Как называли старожилов? («гураны»). Староверов («семейские»). Крещёных бурят? («братские»).
С кем Егор «ладил плот»? (с Фёдором Барабановым).
Что поразило Егора в китайских селениях, мимо которых они сплавлялись? (аккуратные пашни, всё растёт).
Какой талант был у Маркела? (он был искусным оружейником).
Что рассказывает Маркел об истории Албазина, иконе Албазинской Богоматери? (гл. 4).
Как автор описывает Амур? (гл. 4).
Что узнал Егор от Кешки об Иване Бердышове? (гл. 4-5, 15).
Как воспринял Егор слова Кешки о том, что придётся «дань платить» Бердышову и гольдам? (гл. 4: «он надеялся на свои силы и старосёлов не боялся», «он верил, что и тут жить можно и что хлеб вырастет»).
Что узнал Егор о китайцах-торговцах? (гл. 4: «гольдов крепко держат», «им с русскими выгодно торговать»).
Расскажите, какие трудности испытывают переселенцы в первую ночёвку на амурской земле? (гнус, плохое жильё, стычка с манчжурами).
Найдите эпизоды, рассказывающие о красоте таёжного амурского края, о его богатствах (пейзаж в гл. 6 – описание летнего дня; гл. 7 – описание рассвета в лесу; гл. 8 – описание богатств края от слов «Сопки, гнилые деревья, топкая земля и буревал не скрыли от него богатств здешнего леса… хватит силы и решимости»).
Как переселенцы обустраивали свой быт? (гл.11).
Какие отношения складываются у переселенцев с китайцами и гольдами? (гл. 16 и др.).
Как автор описывает жизнь младшего поколения переселенцев? (посильная помощь семье на рыбной ловле, по хозяйству) – гл. 16-17
Какие обычаи были распространены среди охотников? Почему Бердышов отказался взять на соболиную охоту Фёдора? (гл. 18 – ловля соболей).
Анализ эпизодов:
Стычка с гольдами (гл.11). Какие чувства испытывает Егор Кузнецов в этом эпизоде? (сначала злость и досада на гольдов, затем жалость и сочувствие): «Ему хотелось оправдаться перед детьми. Не желал он, чтобы они научились обижать людей…»).
Как гольды относятся к природе, животным? (гл. 12: почитание медведей). Какие обычаи, связанные с рождением ребёнка, (гл. 30).существуют у гольдов
Расскажите о том, как семья Егора Кузнецова пережила первую зиму на новом месте (гл. 13).
Чему научила бабка Дарья молодую жену гольда Писотьки? (гл. 22 – «лечение младенца»).
Эпизод «Спасение Дельдики» (гл. 24). Какие качества характера проявляет Егор в этом эпизоде? Какова дальнейшая судьба Дельдики? (живёт в семье Бердышова, перенимает у Анги русские обычаи, Анга шьёт ей сарафан, собирается выдать замуж).
Расскажите о том, как русские переселенцы соблюдают свои национальные обычаи в новых условиях (сватовство девушки, семейные отношения – гл. 29).
Какой эпизод в романе показался вам самым интересным? Перескажите его.
Обобщение по теме урока.
Сложным, тернистым, полным опасных приключений был путь русских переселенцев на край России. Их ждали суровые амурские зимы, непроходимые дебри амурской тайги, борьба за выживание среди народностей, населяющих к тому времени просторы амурских земель. Но их ждали и богатства края: леса, полные ягод, грибов, лекарственных растений. Леса, подарившие им впоследствии крепкие избы, которым не страшна амурская зима с её морозами, и мясо и меха, позволявшие приобретать товары у торговцев. Реки, кишащие рыбой, Амур-батюшка с его синей волной, с его замечательными рассветами и закатами, с его добрыми, щедрыми, готовыми прийти на помощь людьми. Рекомендую вам прочесть этот роман до конца – вы узнаете о том, как сложились судьбы героев, обживающих просторы далёкого амурского края.
Контроль знаний. Викторина.
Откуда переселялись на Амур герои романа? (с Урала, с Камы).
Как звали жену и детей Егора Кузнецова? (жена Наталья, дети Федюшка, Настя, Татьяна).
На чём добирались до места переселенцы? (на плотах).
Где переселенцы приобрели домашних животных? (их доставили на пароходе «из России»).
Как появилось название романа? (подсказал знакомый рыбак).
Где переселенцы жили первую зиму? (в землянках).
Пушнина какого зверя была валютой на Амуре? (соболь).
Как звали жену Бердышова? (Анга, он её позже стал звать Анной).
Где Анга родила свою дочку? (в тайге, в шалаше, на снегу).
Почему китаец Гао отобрал у отца красавицу Дельдику? (за долги).
Кто спас Дельдику? (Егор Кузнецов).
Какая болезнь была смертельно опасной для переселенцев? Как от неё спасались гольды и старосёлы? (цинга, запасались на зиму диким луком).
Как появился у Кузнецова первый невод? (гольды подарили).
Каким транспортом пользовались жители Додьги? (ездили на собаках).
Какую ягоду собирали в лесу переселенцы? (малина, смородина, голубица, черёмуха).
Какое поверье существовало у гольдов о медвежьих костях? (кости надо было закоптить и отнести в тайгу).
Из чего Анга шила Ивану обувь и одежду? (из рыбьей кожи).
(подведение итогов викторины, выявление лучшего знатока романа)
Учитель: А закончить урок мне хотелось бы строками из стихотворения бывшей ученицы нашей школы Анастасии К.
Родина ты моя,
Реки, леса и поля!
Как я люблю тебя, Родина,
Ты у меня одна…
В речке твоей купаюсь,
Глазами ловлю журавлей,
К берёзе щекой прижимаюсь,
Мчусь за подружкой своей.
Как мне милы твои зори,
Крики ворон в снегопад,
Сердце сжимает от боли
За гибель русских солдат.
Будь же ты сильной, земля моя!
Выживи в трудные дни!
Ты, наша добрая, славная,
Сердце своё сохрани!
Рефлексия. Домашнее задание: написать эссе на тему «Край суровый мой, край родной!»