Урок по окружающему миру на тему: Растения и животные Арктики. Путешествие на остров Врангеля (3 класс)


Тема: Растения и животные Арктики.
Путешествие на остров Врангеля.
Цель урока:
сформировать знания о растениях и животных Арктики, рассмотреть их приспособленность к местным природным условиям, обратить внимание на экологические проблемы;
развивать экологическое, эмоционально-образное мышление, умение выявлять причинно-следственные связи, устанавливать зависимости между живой и неживой природой, умение работать с учебным текстом, схемами, способность обобщать и систематизировать полученные знания;
воспитывать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за Родину и чувство ответственности за сохранение природы.
Тип урока: Урок – путешествие.
ХОД УРОКА:
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
«На свете нет ничего лучше путешествий!», - воскликнул однажды знаменитый путешественник писатель Жюль Верн.
На уроке нас ждет необычное путешествие. Радиостанции зафиксировали сигнал бедствия. У берегов острова Врангеля попал в руки браконьеров маленький медвежонок. Мы должны его спасти.
Тема нашего урока: Растения и животные Арктики.
Цель нашего путешествия: познакомиться с растениями и животными Арктики, рассмотреть их приспособленность к местным природным условиям, обратить внимание на экологические проблемы;
Актуализация знаний.
1. Карта (Чукотское море, остров Врангеля).
Найти остров нам поможет физическая карта России.
- Какая эта карта – историческая или географическая?
- Что изображено на физической карте? А на исторической?
- В каком направлении нам плыть, мы узнаем, отгадав ребус.
С ,ЛЕВ ,, ВЕЕР
Нам нужно держать курс на север. Если двигаться строго на север, никуда не сворачивая, куда мы попадем?
Определим на карте стороны горизонта. Что я начертила?
Предлагаю сразу же отправиться в путь. Путешествие мы начнем от Чукотского полуострова. Наш путь будет лежать через суровое Чукотское море. Кто найдет и покажет на карте Чукотское море? Куда мы плывем? А почему Чукотское море суровое? На каких кораблях мы поплывем?
2. Девиз.
Но вот беда. Пираты захватили наши ледоколы. Без боя нам их не вернуть. Сразимся с пиратами? Одержать победу нам поможет дружба. У вас на партах лежат карточки. Посмотрите на карточку под № 1. Давайте дружно прочитаем девиз нашего путешествия:
«Нет на свете дали,Нет таких морей,Где бы не видали - Наших кораблей.
Море зовет!
Смело вперед!».
3. Выбор капитанов.
Каждый ряд – это команда корабля. На корабле должен быть капитан. Я загадаю загадки. Кто первым даст правильный ответ, тот и будет капитаном.
1.Ах, как играет этот Север!
Ах, как пылает надо мной
Разнообразных радуг веер
В его короне ледяной! (Северное сияние).
2. Летит – молчит,
Лежит – молчит,
Когда умрет,
тогда и заревет. (Снег).
3. Не драгоценный камень, а светится. (Лёд).
Капитаны принимают первый удар на себя. (Работа по карточкам).
А мы продолжаем сражение, о котором сделаем записи в бортовых журналах. На всех кораблях есть бортовые журналы, в которых моряки записывают все самое главное и интересное, что случается с ними во время путешествия. Сегодня наши тетради будут бортовыми журналами. Откройте свои журналы, запишете сегодняшнюю дату и тему нашего урока. Помните о правиле моряков: записи в журналах делаются аккуратно, четко, разборчиво.
4. Работа у доски.
Работа по вопросам. Двое работают у доски. Остальные в тетрадях.
На каком полюсе расположена Арктика?
В каком океане расположены острова Арктики?
Сколько месяцев длится полярная ночь?
Давайте проверим. Ваши знания помогут вам в путешествии. Ведь знания – основа любого дела.

5. Проверка работы капитанов.
А что же наши капитаны? Справились ли они с заданием? Сможем ли мы отбить корабли у пиратов? Проверка работы капитана первого корабля. Второго. Третьего.
Изучение новой темы.
1. Ориентирование (актуализация знаний).
Корабли у пиратов отвоевали. Отправляемся в плаванье.

Какой прибор необходим для того, чтобы ориентироваться в океане? (Компас). Кто расскажет, как правильно пользоваться компасом?
А если компас сломается, как мы будем определять стороны горизонта в открытом море? (По Солнцу, по Полярной звезде). Мы отправляемся на север. С какой стороны будет Солнце? Полярная звезда?
Даже без компаса мы найдем дорогу.

А теперь послушайте сообщение синоптиков о погоде в Арктике.
Сегодня в Арктике температура воздуха -350 С, ветер северный, до 5 метров в секунду, ясно.
А кто такие синоптики?
Сделаем запись условными обозначениями о погоде, сопутствующей нашему путешествию в бортовых журналах.
Как вы считаете, благоприятна ли погода для путешествия?
2. Развитие воображения (игровой момент).
Откройте форзац учебника, посмотрите на физическую карту России, найдите и назовите моря Северного Ледовитого океана. Кто выйдет к доске и покажет нам эти моря на карте? Что общего у этих морей?
Вы не забыли, зачем мы плывем? По пути мы будем знакомиться с обитателями Северного Ледовитого океана.
Наши ледоколы прошли. После них остался след чистой воды. Посмотрите за борт корабля. Кого вы там видите?

3. Работа с учебником с. 111.
Давайте прочтем, какие рыбы обитают в морях Северного Ледовитого океана?
4. Рыбы.
Назовите рыб, которых мы увидели.
(Треска ледовая, пикша, сайда, палтус).

Посмотрите прямо по курсу. Кто это? Это серый кит. Что вы знаете о китах? В течение года серый кит дважды преодолевает путь длиной до 22 тысяч км. Серые киты обитают в прибрежных водах острова Врангеля. Значит остров где-то рядом.
Физкультминутка.
Моряк должен обладать крепким здоровьем, чтобы преодолевать трудности, и поэтому на корабле никак нельзя без физических упражнений. И я приглашаю вас на физкультминутку. Мы совершаем путешествие по холодной Арктике и физкультминутка у нас будет морозная.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
Согрелись? Пора в путь.
Новый материал.
1. Кто питается рыбой?
Ребята, а кто встретился нам в пути?
Кто питается рыбой?
2. Птицы.
3. Животные.
4. Работа с текстом учебника (птицы, животные).
5. Цепь питания.
Рыба – основной корм зверей и птиц в Арктике. Ею питаются тюлени и моржи, которые становятся добычей белых медведей. Сами рыбы питаются рачками, а рачки, в свою очередь, кормятся морскими водорослями. Так образуются цепи питания животных.
6. Остров Врангеля (растения).
Наше путешествие продолжается.
Ребята, внимание!
А вот и остров Врангеля! Мы подплыли к южному побережью острова. Оно закрыто скалами от ветров, поэтому климат здесь теплее.
Какие растения встречаются на острове? Продолжаем знакомиться с текстом учебника с. 110.
7. Остров Врангеля (заповедник).
Вы знаете, чем примечателен остров Врангеля?
Хотите узнать? Возьмите вторую карточку на парте. Давайте прочитаем.
Остров Врангеля находится у самой вершины мира, нетронутый, дикий, имеет большое значение для сохранения разнообразия жизни на Земле. На острове расположен заповедник. Это единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы белые гуси. Их гнезда находятся под строгой охраной. В этом заповеднике самые крупные в мире скопления моржей! Ещё одно интересное животное овцебык. Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. А сейчас учёные снова поселили его на острове Врангеля.
А еще на остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши.
8. Викторина Белый медведь.
А вот и наш медвежонок. Но он в клетке! Что же делать? И ключа у нас нет. Есть один способ спасти медвежонка. Нужно ответить на вопросы викторины «Белый медведь».
Поможем мишке?
1. Как называют белого медведя?
2. Какова длина белого медведя?
3. Что позволяет ему легко переносить суровые условия Арктики и длительный голод?
4. Где устраивают берлоги медведицы?
5. Сколько живет белый медведь?
Молодцы! Медвежонок на свободе и он отправляется к своей маме.
Итог урока. Рефлексия.
Наше путешествие подошло к концу.
Что нового вы узнали, что запомнили?
Знак «За экспедицию на остров Врангеля».
Вы знаете, что 90 лет назад русские моряки впервые водрузили флаг на этом острове. За это путешествие их наградили вот таким знаком «За экспедицию на остров Врангеля». И на память о сегодняшнем путешествии я вручаю вам такой знак. Посмотрите, остров Врангеля на нем обозначен небольшим флажком.
Выставление оценок.
Молодцы, вы все хорошо работали на уроке. А как вы считаете, кто работал на пятерку? А кто заслужил четверку?
Домашнее задание.
Сообщение о любом растении или животном Арктики. Если вам будет трудно найти этот материал, то в учебнике на с.113 вы найдете энциклопедические сведения о белом медведе и кайре.