Технологическая карта урока по математике на тему: Увеличить на. Уменьшить на. 1 класс. УМК Школа России


Технологическая карта урока математики
учителя начальных классов
Бардиной Галины Сергеевны
Учебный предмет Математика
Класс 1 – Б
Тип урока Открытие нового знания
Тема урока Увеличить на. Уменьшить на.
Цель урока Формирование навыка увеличивать и уменьшать на 1.
Задачи урока Образовательные:
развивать навык увеличивать и уменьшать число на несколько единиц;
формировать навык получать числа вычитанием 1 из числа и сложением 1 к числу, непосредственно следующего за ним при счете;
повторять состав однозначных чисел;
актуализировать знания о натуральном ряде чисел;
закрепить знания о соседях однозначных чисел, о равенствах;
повторять порядок чисел при счете.
Развивающие:
развивать словесно-логическое мышление (на математическом материале), словесно - логическую память, произвольность внимания, математическую речь;
работать математических понятий, навыков самостоятельности;
развивать устную речь учащихся; логические приемы мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Воспитательные:
воспитывать познавательную активность;
воспитывать интерес к математике, культуру поведения на уроке;
формировать умение работать в коллективе, в парах.
Основные термины, понятия Увеличить на, уменьшить на, порядок чисел при счете, сантиметр, равенства, неравенства, знаки «+», «-», «=».
Планируемый результат
Предметные умения:
- Уметь записывать в виде выражения (с использованием знаков +, -, =) случаи образования чисел;
- Уметь увеличивать  и уменьшать на 1;
- Знать, как читать такие выражения, находить их значения. Личностные УУД:
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
учиться совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения   знаний.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Самостоятельная
Книгопечатная продукция:
Учебник по математике, УМК «Школа России», 1 класс, 1 часть.
Технические средства обучения:
Ноутбук;
Проектор;
Интерактивная доска.
Видеозапись физкультминутки.
Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:
Сказочный герой – Мудрая сова.
Бумажные домики для повторения состава чисел.
Красные и синие круги и треугольники.
Жетоны.
План урока:
Организационный момент.
Актуализация изученных знаний:
1. Устный счет.
Проблемная ситуация. Определение темы урока.
Физкультминутка.
Открытие нового знания.
Закрепление изученного материала.
Физкультминутка для глаз.
Продолжение работы по теме урока.
Итог урока.
Рефлексия.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент
1 минута Слайд 1
Прозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке.Глазки шире открываем,Слушаем и запоминаем.Ни минуты не теряем.
– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Сергеевна, сегодня урок математики у вас я проведу. Проверьте свою готовность к уроку, все ли на месте. Присаживайтесь, пожалуйста.
Встают ровно. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на серьезную работу на уроке.
II. Актуализация изученных знаний
7 минут 1. Устный счет
- Ребята, к нам сегодня на урок пришел необычный гость. А чтобы узнать, кто к нам пришел, отгадайте загадку.
Всю ночь летает –Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло.
- Что же это за птица? Верно, это сова. Но к нам урок прилетела не простая сова, а очень мудрая.
Вывешиваю на доску иллюстрацию совы
- Сегодня она проверит ваши знания по математике, будьте внимательны и старайтесь хорошо выполнять все ее задания. Кто активно будет работать на уроке, получит небольшой приз от мудрой совы.
1. Счет от 1 до 10
- Ребята, сова оставила мне конверт с заданием. И работать мы с вами сейчас будем устно, по цепочке. Послушайте первое задание.
Назовите числа от 5 до 10, от 3 до 7, от 9 до 2, от 6 до 1;
Какое число идет за числом 3, 7, 9;
Какое число идет перед числом 2, 4, 6, 8;
Назовите соседей чисел 5, 8, 4;
Назовите числа через одно от 0 до 10; от 1 до 7; от 9 до 1.
- Молодцы, хорошо справились с первым заданием мудрой совы.
2. Игра «Верно - неверно»
- Сейчас я буду называть вам предложения, если вы согласны, то хлопните в ладоши, если не согласны – топните ножкой.
- Верно ли, что 8 находится правее 10?
- Верно ли, что 9 находится левее 10?
- Верно ли, что 3 меньше, чем 2?
- Верно ли, что 5 больше, чем 4?
3. Игра «Засели домик»
- Ребята, на доске вы видите домики зайчика, котенка, лисички и белочки, у которых из окошек убежали числа.
- Давайте найдем числа для каждого окошка так, чтобы получить число, расположенное на крышке домика.
9
7
8

5
5

5

3 4 2 4 4 6 4 3
5
Ребята по одному выходят к доске
и вписывают пропущенное число в окошко
- Молодцы, и с этим заданием справились.
4. Сравнение чисел
- Ребята, мудрая сова подготовила для вас задания в парах.
- У вас на партах лежат карточки, посмотрите на них.
- Итак, давайте поставим знаки, чтобы у нас получились верные неравенства.
- Напомните мне, а что такое неравенства?
- Кто-то один из вашей пары будет ставить нужный знак.
- Работаем самостоятельно, после будем проверять.
На карточках:
0 … 1
4 … 5 8 … 7
2 … 4 10 … 7
8 … 10
- Закончили. Начинаем проверять. Поставьте рядом неравенством плюс, если верно и минус, если неверно.
- Какой знак вы поставили в первом неравенстве?
- Молодцы, отлично справились с заданием.
Слушают загадку, отгадывают ее.
Это птица – сова.
Внимательно слушают учителя.
Внимательно слушают первое задание мудрой совы.
1. Называют числа:
1.1. 5, 6, 7, 8, 9, 10.
3, 5, 6, 7.
9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2.
6, 5, 4, 3, 2, 1.
1. 2. За числом 3 идет число 4.
За числом 7 идет число 8.
За числом 9 идет число 10.
1. 3. Перед числом 2 идет число 1.
Перед числом 4 идет число 3.
Перед числом 6 идет число 5.
Перед числом 8 идет число 7.
1. 4. Соседи числа 5 – 4 и 6.
Соседи числа 8 – 7 и 9.
Соседи числа 4 – 3 и 5.
1. 5. Числа через одно:
0, 2, 4, 6, 8, 10.
1, 3, 5, 7.
9, 7, 5, 3, 1.
2. Игра «Верно – неверно»
Неверно, 8 не правее 10 (Топот)
Верно, 9 левее 10 (Хлопок)
Неверно, 3 не меньше 2 (Топот)
Верно, 5 больше 4 (Хлопок)
3. Заселяют домик, выходят к доске вписывают пропущенные числа, проговаривая все вслух.
5 это 3 и 2; 5 это 1 и 4.
7 это 4 и 3; 7 это 1 и 6.
8 это 2 и 6; 8 это 4 и 4.
9 это 5 и 4; 9 это 6 и 3.
4.На карточках, самостоятельно работая в паре, сравнивают числа,
ставя знаки «>» или «<».
Неравенства, это когда ставят знаки «больше» или «меньше».
0 < 1
4 < 5 8 > 7
2 < 4 10 > 7
8 < 10
> - знак «больше»
< - знак «меньше»
Проверяем фронтально. Ученик с конкретной пары зачитывает неравенства и проговаривает, какой знак он поставил. Рядом с неравенством ставят «+», если знак поставлен верно, и «-», если неверно.
III. Проблемная ситуация. Совместное определение урока
3 минуты - Ребята, а теперь внимание на доску. Здесь вы видите равенства, в которых пропущены все числа.
- Давайте попробуем составить равенства, чтобы они были верными.
На доске: 1) … + 1 = …
2) … - 1 = …
- Пойдем к доске и дополним это выражение числами.
- А давайте попробуем прочитать по-разному выражение под 1)
- А как еще можно прочитать?
- Я бы прочитала увеличить число … на 1.
- А как мы прочитаем выражение под 2)?
- А еще можно прочитать, уменьшить число на 1.
- Ребята, исходя из того, какие слова я использовала, скажите, а какая тема нашего сегодняшнего урока?
Слайд 2
- Верно, тема нашего урока: «Увеличить на/ Уменьшить на».
- Как вы думаете, а чему мы сегодня с вами научимся?
- Сегодня мы будем учиться увеличивать и уменьшать число на несколько единиц.
Смотрят на доску.
Составляют неравенства, так, чтобы они были верными.
Один ученик выходит к доске и вставляет пропущенное число. После него выходят второй ученик.
Примерные ответы детей:
4 плюс 1 получается/равняется 5.
К 4 прибавить 1 получается/равняется 5.
8 минус 1 получается/равняется 7.
Из 8 вычесть 1 получается/равняется 7.
Тема нашего урока: «Увеличиваем и уменьшаем на…»
Смотрят на слайд 2.
Сегодня мы научимся увеличивать и уменьшать числа на сколько-то единиц.
IV. Физкультминутка
1 минута - А сейчас мы немного с вами отдохнем. Все встали.
Интерактивная, подвижная физкультминутка, организованная с помощью просмотра видео.
Выполняют действия за экранным героем видеозаписи.
V. Открытие нового знания
8 минут - Ребята, а теперь открываем учебник на с. 68.
- Рассмотрите рисунок с ласточками.
- Сколько ласточек сидело на проводе?
- А сколько прилетело к ним ласточек?
- А как узнать, сколько ласточек стало?
- Не забывайте употреблять в речи новые слова. Как мы скажем?
- Ребята, посмотрите, а сколько ласточек улетело?
- Как узнать, сколько их теперь осталось?
- Зная новые слова, как по-другому можно сказать?
- Посмотрите на выражение 7 + 1 = 8.
- Как вы понимаете, увеличить на 1?
- Увеличить на 1, значит столько же да еще один.
- Каким действием мы будем находить значение выражений, если будет сказано «увеличьте число на несколько единиц»?
- Значит, что сделали с числом 7?
- А теперь посмотрите на выражение 9 – 1 = 8.
- Как вы понимаете, уменьшить на 1?
- Уменьшить на 1, значит столько же, но без одного.
- Каким действием мы будем находить значение выражений, если будет сказано «уменьшите число на несколько единиц»?
- Так значит, что сделали с число 9? Открывают учебник на с. 68.
Рассматривают рисунок с ласточками.
Всего сидело на проводе 8 ласточек.
Прилетело к ним 2 ласточки.
Чтобы узнать, сколько ласточек стало, надо к 8 прибавить 2.
Или увеличить число 8 на 2.
Улетела 1 ласточка.
Чтобы узнать, сколько осталось ласточек, надо из 10 вычесть 1.
Или уменьшить 10 на 1.
Смотрят на выражение 7 + 1 = 8.
Увеличить на 1, это значит прибавить к числу 1, сделать больше на 1.
Если сказано «увеличьте число на несколько единиц», то значение выражения мы будем находить действием сложением.
Число 7 увеличили на 1.
Смотрят на выражение 9 – 1 = 8.
Уменьшить на 1 , это значит вычесть из числа 1, сделать меньше на 1.
Если будет сказано «уменьшите число на несколько единиц», то значение выражения мы будем находить действием вычитанием.
Число 9 уменьшили на 1.
VI. Закрепление изученного материала
8 минут - Посмотрите на доску.
На доске:
- Сколько красных кругов вы видите?
Прикрепляю 3 синих круга
На доске появляется:

- А что сделали с числом красных кругов? Используем новые слова.
- На сколько увеличили?
- А как узнать, сколько всего стало кругов?
- А как записать это при помощи цифр и знаков?
- Запишем это выражение на доске под фигурами.
- Как можно прочитать это выражение по-разному.
На доске:

- Сколько вы видите красных треугольников?
- А сколько синих?
- А как узнать, сколько всего треугольников? Не забывайте использовать новые слова.
- Как записать это при помощи цифр и знаков?
- Запишем это выражение на доске под фигурами.
Убираю 4 синих треугольника
На доске стало:

- Что сделали с количеством треугольников? Не забывайте использовать новые слова.
- На сколько уменьшили?
- А как узнать, сколько осталось треугольников?
- А как записать это при помощи цифр и знаков?
- Запишем это выражение на доске под фигурами.
- Как можно прочитать это выражение по-разному.
- Ребята, давайте сделаем вывод.- Что значит увеличили на сколько-то единиц?
- А что значит уменьшили на несколько единиц?
Смотрят на доску.
На доске 1 красный круг.
Число красных кругов увеличили на 3.
Увеличили на 3.
Чтобы узнать, сколько всего стало
кругов, надо увеличить 1 на 3.
Это можно записать при помощи цифры 1 и 3 и знака «+».
Записывают это выражение под фигурами на доске.
На доске: 1 + 3 = 4
К числу 1 прибавить 3 получается/равняется 4.
1 плюс 3 получается/равняется 4.
Увеличить число 1 на 3 получится 4.
На доске 2 красных треугольника и 4 синих.
Надо к 2 прибавить 4 получится 6. Увеличить 2 на 4 получится 6.
Это можно записать при помощи цифр 2 и 4 и знака «+».
Записывают выражение под фигурами на доске.
На доске: 2 + 4 = 6
Число красных треугольников уменьшили на 4.
Уменьшили на 4.
Чтобы узнать, сколько осталось треугольников, надо уменьшить 6 на 4 получится 2.
Это можно записать при помощи цифры 6 и 4 и знака «-».
Записывают это выражение под фигурами на доске.
6 вычесть 4 получится/равняется 2. Из 6 отнять 4 получится 2. Число уменьшить на 4 получится/равняется 2.
Делают вывод:
Увеличить на несколько единиц, это значит прибавить несколько единиц.
Уменьшить на несколько единиц это значит вычесть из числа несколько единиц.
VII. Физкультминутка для глаз
1 минута
- Сейчас отдохнут наши с вами глазки. Вы будете смотреть видео и повторять движения глазками.
Проводится гимнастика для глаз с помощью видео Выполняют действия глазками за движением предметов.
VIII. Продолжение работы по теме.
7 минут
- Ребята, открываем рабочую тетрадь на с. 25.
(Это 2 и 5)
- Рассмотрите рисунки с бабочками.
- Посмотрите на первый рисунок и выражение к нему и попробуйте составить историю.
- Сколько было бабочек?
- Сколько улетело?
- Как мы прочитаем выражение 7 – 2 = 5, используя слова, с которыми мы с вами сегодня познакомились?
- Давайте придумаем историю ко второй картинке и выражению.
- Сколько было бабочек?
- А сколько прилетело?
- На сколько увеличилось их количество?
- Как можно прочитать выражение 5 + 2 = 7 по-разному?
- А сейчас посмотрите ни рисунок с синими и красными кругами.
Показываю на следующее задание в рабочей тетради
- Сколько синих кругов показано? А сколько красных?
- Как узнать, сколько всего кругов на рисунке?
- С помощью каких цифр и знака это можно записать?
- Посмотрите на выражение справа. Прочитайте его.
- Прочитайте его, используя новые слова.
- Взяли в руку ручку. Обвели выражение и записали ответ.
- А сейчас давайте нарисуем 9 красных кругов.
- Взяли в руки красный карандаш. И нарисовали 9 кругов на
нижней строчке.
- Нарисуйте рядом 1 синий круг.
- На сколько увеличили красные круги?
- Обведите выражение и запишите ответ.
- Прочитайте это выражение по-разному.
- Смотрим на таблицу. Здесь даны в первой строчке числа, которые мы должны увеличить на 1. Работаем по цепочке.
- Пожалуйста, увеличьте 3 на 1.
- Взяли в руки ручки, записали ответ в клеточке под число 3.
4 9 10 7 8
Увеличь на 1: Уменьши на 1:
3 6 8 5 7
- Молодцы.
- Теперь посмотрите на ниточку с бусинками и послушайте задание, которое сейчас будем выполнять.
- Раскрашиваем первую бусину красным цветом, следующие две – синим цветом. А теперь закончите закономерность по образцу.
- Так, взяли в руки красный карандаш и раскрашиваем первую бусинку красным цветов.
- Теперь взяли в руки синий карандаш и раскрашиваем две бусинки синим цветом.
- Сколько красных бусинок? Вписываем в клеточку справа ответ.
- Сколько синих бусинок? Записываем в клеточку.
- Сколько всего бусинок?
- Молодцы, хорошо справились. А теперь закрыли все тетради и учебники. И послушали меня. Открывают рабочие тетради
на с. 25. Рассматривают рисунки с бабочками.
Было 7 желтых бабочек, две их них улетели. Осталось 5 бабочек.
Было 7 бабочек.
Улетело 2 бабочки.
Число 7 уменьшили на 2.
Было 5 желтых бабочек, к ним прилетело две синих бабочки. Всего стало 7 бабочек.
Было 5 бабочек. Прилетело 2 бабочки.
Бабочек увеличилось на 2.
5 плюс 2 получается/равняется 7.
К 5 прибавить 2 получается/равняется 7.
Увеличить 5 на 2 получается 7.
Было показано 8 синих кругов. И 1 красный.
Надо увеличить 8 на 1.
Это можно записать с помощью цифра 8 и 1 и знака «+».
Смотрят на выражение слева, читают его, используя слова «увеличили на». Записывают ответ в тетрадь.
Рисуют 9 красных кругов. И рядом рисуют 1 синий круг. Число красных кругов увеличили на единицу. Записывают ответ в выражение слева.
8 плюс 1 равно 9.
К 8 прибавили 1 получили 9.
8 увеличили на 1 получили 9.
По цепочке заполняют таблицы «Увеличь на 1», «Уменьши на 1».
Проговаривают ответ, используя слова «увеличили на 1» «уменьшили на 1», после записывают в тетрадь.
Рассматривают задание с рисунком бусинок. Слушают инструкцию к выполнению.
Раскрашивают первую бусинку карандашом красного цвета под руководством учителя. Следующие две – карандашом синего цвета. И так далее в той же последовательности.
Красных бусинок 6.
Вписывают в клеточку справа.
Синих бусинок 4.
Вписывают в клеточку справа.
Всего 10 бусинок.
Закрыли тетради, внимательно слушают учителя.
IX. Итог урока
2 минуты Устно спрашиваю:
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Что повторили?
- Что было трудным для вас?
- Ребята, а сейчас пришло время узнать, что же приготовила для вас мудрая сова. Итак, я хотела бы вручить жетоны ребятам, которые активно работали на уроке и выполняли хорошо задания. Сова очень довольна вами. Молодцы. - Сегодня на уроке мы увеличивали и уменьшали числа на несколько единиц.
- Повторили, что такое неравенства, какие бывают знаки сравнения, как сравнивать числа.
- Было трудным находить значения выражения, составлять неравенства.
Ребята получают жетоны от мудрой совы за активную работу на уроке.
X. Рефлексия
2 минуты - Ребята, поднимите обе руки те, кто полностью понял новую тему.
- Поднимите одну руку, кто понял новую тему частично.
- А кто совсем ничего не понял, положите руки перед собой.
- Я надеюсь, что в следующий раз вы будете внимательнее, и у вас не возникнет никаких затруднений.
- Спасибо за урок. Вы свободны. Ученики проводят рефлексию, оценивая собственную работу на уроке.