Исследование Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха у школьников

Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха
у школьников.
На протяжении всей жизни человек ставит перед собой задачи по достижению каких-то целей в разных областях своей деятельности.
Впервые термин «уровень притязаний» использовал психолог К.Левин, объясняя его как стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям, т.е. адекватное соответствие притязаний человека его возможностям.
При низком уровне притязаний у человека изменяется поведение и эмоционально-волевая сфера, проявляясь в виде напряжения, повышенной тревожности, а также избегание ситуации неуспеха и пр.
Немалое значение для сформированности уровня притязаний играет самооценка индивида, которая формирует самосознание человека и играет одну из значимых ролей при становлении личности подростка.
Уровень притязаний у людей формируется и меняется под влиянием успеха или неуспеха в той или иной деятельности, а факторами в его становлении выступает особая интегральная единица сознания (т.е. переживание индивида), неразрывно связанная с полученными результатами.
Мною проведено исследование по выяснению влияния ситуации неуспеха на изменение уровня притязаний у старших подростков и в данной работе представлены его результаты.
Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ 1861 «Загорье» г. Москвы среди учащихся 11-х классов, в нем приняли участие 9 человек.

1. Тема исследования: Изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха.
2. Постановка проблемы: Изменяется ли уровень притязаний под влиянием ситуации неуспеха.
3. Цель исследования: Выяснить влияние ситуации неуспеха на изменение уровня притязаний.
4. Объект: Личностные качества
5. Предмет: уровень притязаний
6.Гипотеза: Уровень притязаний под влиянием ситуации неуспеха снижается.
7. Контролируемая переменная:
количество поставленных в бланке крестиков за определённое время - 3 раза по 10 сек. , 1 раз - 8 сек.
Независимая переменная: уменьшение кол-ва времени на 2 сек. в III серии.
Зависимая переменная: уровень притязаний в IV серии.
8. Внутригрупповой план.
9. Определение уровня притязания личности, используя, моторную пробу Шварцландера (см.приложение).
Обработка результатов:
Протокол результатов (количество испытуемых - 9 человек)
Показатели
Индивидуальные результаты

Уп 3 ситуация неуспеха
18
24
31
20
28
21
23
25
20

Уп 4
14
23
26
18
27
20
23
20
22


Среднегрупповые показатели уровня притязаний в III серии и под влиянием ситуации неуспеха в IV серии.
Уп 3 – 210 210:9=23,3
Уп 4 – 193 193:9=21,4
10. Диаграмма № 1
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Анализ результата на диаграмме № 1 показывает, что уровень среднегруппового показателя притязаний в III серии испытуемых – 23,3 , а под влиянием ситуации неуспеха среднегруппового показателя уровень притязания в серии IV – 21,4.
Под влиянием ситуации неуспеха изменяется уровень притязаний. Уровень притязания в серии IV снижается на 1,9.

11. Статистическая проверка полученных результатов.
Таблица для расчёта Т критерия - Вилкоксона.
№ испыт.
I замер
II замер
Разность
Разность
Ранги

1
18
14
4
4
7

2
24
23
1
1
3

3
31
26
5
5
8,5

4
20
18
2
2
5,5

5
28
27
1
1
3

6
21
20
1
1
3

7
23
23
0
0
1

8
25
20
5
5
8,5

9
20
22
-2 *
2
5,5

Сумма




45

Проверка правильности ранжирования на основе совпадения сумм рангов, полученных двумя способами. В нашем случае обе величины совпадают: 45 = 45, следовательно, ранжирование проведено правильно.
N (N + l)/2= 9 (9+1)/2=45 45=45
Суммируя ранги нетипичных сдвигов, получаем искомую величину.
Сумма рангов «нетипичных» сдвигов:
Т эмп. = 5,5
По таблице (Приложение 2) определяем критические значения:
Т кр.для n = 9.
n
Р



0,05
0,01

9
8
3


Ткр=8, при Р < 0,05
Ткр=3, при Р < 0,01
При n = 9

Строим ``ось значимости'':

Зона Зона
незначимости 0,05 0,01 значимости
8 5,5 3

Эмпирическое значение критерия, равное 5,5, попало в зону неопределенности, следовательно, мы уже можем отвергнуть гипотезу.
В рассматриваемом примере можно сказать, что изменение уровня притязаний под влиянием ситуации неуспеха на диаграмме оказывает случайное воздействие.
Полученные результаты исследования могут быть представлены как утверждение о том, что ситуация неуспеха имеет случайное воздействие и не оказывает существенного влияния на уровень притязаний на данных испытуемых. Исходя из этого: подростки мотивированы на удачу, проявляют настойчивость и уверенность в себе. Также для них характерно привлечение своих возможностей, сил и сконцентрированности внимания, направленного на успех. Возможны и другие факторы, такие как привычка к лидерству или врожденные способности.


_____________________________________________________________________________________________________________
Используемые источники:
Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов 2-е изд., испр. - М.: МПСИ, Флинта, 2003 - 336 с.
Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 2. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой / Е.В. Зинько // Психологический журнал. – 2006 , том 27 . - № 4. – с.15 – 25.
Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. – Изд-во Моск. Ун-та, 1986
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Большой психологический словарь, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2003г.
Интернет - источники.
Приложение № 1
Моторная проба Шварцландера.
Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб (4 серии) в эксперименте. Перед испытуемым ставится задача проставить крестики (х) в максимальном числе маленьких квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту работу за определённое время. Испытуемого просят записать количество квадратов, которое он сможет заполнить за 10 с. Свой ответ необходимо занести в верхнюю большую ячейку I прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и отмечает его в нижней ячейке I прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляется II серия. В III серии количество времени экспериментатор уменьшает на две секунды (не ставя испытуемых в известность). IV серия проводится как и две первых.



Уп 1
























Уд 1



























Уп – уровень притязаний
Уд - уровень достижений
Уп 1, Уп 2, Уп 3 – ситуация неуспеха, Уп 4





Приложение 2

Root Entry