Использование нетрадиционного проективного метода в арт-педагогике и арт-коррекции


Использование нетрадиционного проективного метода в арт-педагогике и арт-коррекции
Устойчивый интерес психологов, педагогов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики и арт-терапия широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. При этом происходит проекция (перенос) психических процессов испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности. Метафорические карты обладают всеми преимуществами проективных методов, существенно расширяя терапевтический арсенал психолога или психотерапевта. Карты позволяют получить доступ к целостной картине собственного «Я» клиента, его личностному мифу о мире и о себе в нем, а также о субъективном образе ситуации с точки зрения клиента. Карты очень быстро помогают прояснить и осознать актуальные переживания и потребности клиента, его незавершенные внутренние процессы. Ассоциативные карты предоставляют нам возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.
Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору, позволяет избежать дополнительной ретравматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса. С самого рождения человек погружен в метафорический мир, который предстает перед ним в виде сказок, образов. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств развития личности: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности.
Содержание сказок вызывает интерес, как у детей, так и у взрослых: в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Воздействие с помощью метафоры, в форме которой создана сказка, является глубинным и стойким, поскольку затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Они – что-то среднее между игрой и книгой.
Метафорические ассоциативные карты пришли в наш мир в 1983 году, когда встретились два творческих человека – художник Эли Раман и психотерапевт Моритц Эгетмейер.
На сегодняшний день существует более 20 различных колод карт. Метафорические ассоциативные карты - это проективная методика: важен не заложенный изначально психотерапевтом смысл, а душевный отклик каждого человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут каждый свое внутреннее содержание актуальных переживаний. Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно. Диапазон применения метафорических карт огромен. Они эффективно используются в индивидуальной и групповой работе, в работе детьми, с сотрудниками, с родителями. Направлены на разрешение проблем детско-родительских отношений, взаимоотношений в коллективе, на прояснение и разрешение конфликтов, личностный рост— вот далеко не полный перечень областей, где использование терапевтических карт, обращение через них к воображению, фантазии, потоку ассоциаций может оказаться весьма эффективным и полезным.
Колоды состоят из цветных портретов, изображающих самые разнообразные типажи и лица людей разных стран и народов. В набор помимо карт-портретов входят ситуационные карты, которые схематично указывают на возможные связи, отношения и события. Карты приглашают нас поупражняться в чтении лиц и характеров, понимании связей между людьми и нахождении совпадений между собой и другими. Работая с картами, можно использовать карты Persona и Personita, ОН, MORENA, как отправную точку для рисования и сочинения сказки.. Эти карты можно использовать для обучения коммуникативным навыкам. При выборе карт нужно меньше ориентироваться на фактическое внешнее сходство, а больше на чувство, которое они у вас вызывают.
Я, как психолог на своих занятиях с детьми и их родителями (групповых и индивидуальных) работаю в разных направлениях: диагностика, коррекция, консультирование. В своей работе сталкиваясь с такими проблемами, как дисгармоничные семейные и межличностные отношения, высокий уровень тревожности, эмоциональная расторможенность, и т.д., я применяю метафорические карты. Это позволяет мне создать атмосферу доверия и интереса, наладить коммуникацию между детьми, их родителями и педагогами.
Детям предлагаются две формы работы с картами:
Работа «в открытую», когда дети видят все картинки в колоде, т.е. могут перебирать ее, рассматривать;Работа «вслепую», когда ребенок видит только рубашку карты, что делает процедуру занятия более интересной и таинственной.
Дети выбирают карту и описывают ее, что на ней нарисовано. Очень важно правильно задавать вопросы по данной карте. Вопросы могут быть самые разнообразные: Что тебе нравится на этой карте? Что не нравится? Как ты думаешь, что чувствует герой на карте, о чем он думает, о чем мечтает? И т.д.
Точно такую же процедуру можно проделать с самой непонравившейся картой для ребенка.
Отталкиваясь от ответов детей, от интерпретации карты, можно составить психологический портрет ребенка, увидеть проблемы, с которыми можно работать в дальнейшем.
Например, рассматривая сложные отношения в семье ребенка, я прошу в открытую достать из колоды карту, портрет на которой похож на его мать, отца, сестру, брата и предлагаю дать характеристику этому портрету. (Какая она эта женщина на картинке:? Какая она по характеру? Как она себя чувствует? Сколько ей лет? Как она относится к своему ребенку? Что ты чувствуешь, когда смотришь на эту картинку?) Точно такую же работу можно проделать с картой для отца, брата, сестры и с картой, ассоциирующейся с самим ребенком. Исходя из ответов ребенка, можно составить портрет внутрисемейных взаимоотношений и перейти к коррекционным методикам, включающим и другие нетрадиционные методы арт-терапии (сказкотерапию, песочную терапию и рисуночные методики).
Каждая колода уникальна и  может использоваться как самостоятельно, так и совместно со всеми другими  колодами метафорических ассоциативных карт, открывая новые возможности для творчества и создавая бесконечное пространство для игры нашего воображения. Каждая карта — это цветной трамплин для нашей собственной фантазии. Наши идеи и ассоциации не ограничены никакими рамками. Правила применения метафорических ассоциативных карт являются максимально гибкими. Правила помогают создать безопасный контекст для развития умения быть откровенным, открытым и доверять самому себе в процессе самопознания.