Конспект урока на тему Природные зоны Африки. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. 7 класс


Тема урока. Природные зоны Африки. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Цели:
Образовательные: показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.
Планируемые результаты:
а) Личностные:
-Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-осознание целостности природы материка
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности.
б) Метапредметные:
- умение организовывать свою деятельность;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
-умение создавать модели, схемы для решения познавательных задач
-умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально в группе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы заданий и бланки для групп, жетоны, атласы, карты природных зон мира и  Африки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Настроить учащихся на работу.
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами очень интересное событие. К нам в гости приехало много гостей. Мы должны показать свое гостеприимство, поэтому давайте повернемся к гостям и улыбнемся им–
II. Деление на группы
– Для работы на сегодняшнем уроке вы объединились в небольшие группы-экспедиции, Номера ваших столов написаны на листах разного цвета. К этим листам мы с вами еще вернемся. 
III. Проверка домашнего задания
2. Разгадывание кроссворда, определив тему сегодняшнего урока.
Мы продолжаем путешествие по волшебной и экзотической Африке.
А для того чтобы продолжить путешествие по этому материку, нам надо разгадать кроссворд, показав знание теоретического материала Вопросы к кроссворду:
1. Климатический пояс, где в течение года жарко и сухо( тропический)
2. Русский исследователь, изучавший Центральную и Восточную Африку (Юнкер)
3. Самая длинная река мира (Нил)4. Пролив, отделяющий Африку от Европы (Гибралтарский)5. Самая полноводная река Африки? (Конго)6. Единственный крупный остров у берегов Африки. (Мадагаскар)7 Море .омывающее Африку с северо-востока.(Красное)8. Крайняя южная точка Африки (Игольный)9. . ВМ, имеющие высокую температуру и высокую влажность. (экваториальные)
10..Река бассейна Индийского океана (Замбези)11. Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном в честь тогдашней королевы Великобритании. (Виктория)12. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)13. Постоянные ветры, дующие от тропиков на экватор.(Пассаты)
IV Изучение новой темы
1 Разгадав кроссворд, мы определили тему сегодняшнего урока
Итак, Какая тема сегодняшнего урока –( «Природные зоны Африки»). –Ребята,, попробуем сформулировать, что сегодня на уроке мы должны узнать?
Какие природные зоны есть на материке Африка;
Постараться понять существующие закономерности между климатическими поясами и природными зонами;
Определить, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны;
Определить тип почв и разновидности растительного и животного мира природных зон;
Приспособленность растений и животных к различным условиям;
Использование природных зон человеком. Охрана природы на материке
Ребята , давайте вспомним:
-Что такое природная зона ( ответы учащихся)А сейчас откройте карты ПЗ на стр.
Работая по карте ПЗ Африки, определим: – На каких природных зонах лежит Африка?– Посмотрите на листы с номерами ваших столов, Догадаетесь ли по цвету, с какой природной зоной вы будете работать? Почему?
Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса
Желтый – пустыни
Желто-зеленый – саванны и редколесья.
- От чего зависит смена ПЗ.
– Как вы думаете, в каком климатическом поясе могут располагаться ваши природные зоны?
 2. Работа в группах
Внимание экспедициям
– Сейчас вы приступаете к изучению вашей природной зоны.  После изучения материала по учебнику, карт атласа, вы заполняете опорную схему (говорящую карту) План описания ПЗ на слайде. Итогом вашей работы будет выступление. На ваших  столах лежит карточка с названием должности эксперта  в этой экспедиции: капитан, климатологи, почвоведы, ботаники и зоологи.  Выбирайте выступающего, того, кто будет представлять отчёт о проделанной работе, а остальные будете дополнять его. Время для групповой работы ограничено – 10 минут.– Итак, начали! Удачи всем!
3. Защита своего проекта (2 минуты на каждую группу.
1.Выступает группа , изучавшая Экваториальные леса
2. Выступает группа , изучавшая Саванны
3. Выступает группа , изучавшая Тропические пустыни
4.Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники: (учитель)
4 Физкультминут.
Отодвинули стулья, я сейчас назову географические объекты,понятия . Если этот объект находится в Африке –вы должны встать, а если относится к другим материкам-съесть
Северный олень, эбеновое дерево, умеренный климатический пояс, леопард, субарктический пояс, красно-желтые ферраллитные почвы, карликовая береза, черноземные почвы, окапи, таежный лес
  V Закрепление материала.
На ваших столах лежат конверты с надписью СОРТ КАРДС (классификация идей), разложите утверждения на столе и классифицируйте их по общим признакам.
Занимает  40% территории материка.
Круглый  год  жарко,  практически  нет  колебаний  температуры .
Многочисленны различные жуки, саранчовые, скорпионы.
Можно  выделить  два  сезона: влажный  и  сухой.
Осадки  выпадают  весь  год, особенно  сильные  во  второй  половине  дня
Годовая сумма осадков почти повсюду меньше 100 мм.
Водятся крупные травоядные животные: слоны, буйволы, носороги, жирафы
Почвы  или  очень  бедные  или  почти  отсутствуют.
Лесная  растительность  многоярусная.
Растительность  сосредоточена  в  оазисах.
Растет удивительное растение- вельвичия.
Наиболее  распространенное  дерево – баобаб.
Растет наиболее  ценное  эбеновое  дерево.
Много  животных  обитает  на  деревьях .
Животные могут по долгу  обходится  без  воды  или  в  поисках  её  проходить  большие  расстояния.

Расположена по обе стороны от экватора в бассейны реки Конго и вдоль Гвинейского залива.
Травы достигают 3метровой высотыПреобладают красно-бурые почвы
Самый  богатый  и  разнообразный  растительный  мир  на  Земле
Вывод
VI. Домашнее задание:
-составить рекламу- приглашение в ПЗ, презентацию по национальным паркам и заповедникам Африки;
-составить опорный конспект по другой природной зоне
VII. Рефлексия. Впечатления об уроке.
У Р О К
удивительный рабочий обдуманный качественный (хороший)
удачный развивающий образцовый (идеальный, примерный) классный
успешный разумный обучающий компетентный (грамотный)
уникальный (редкий) рациональный (целесообразный) основательный (серьёзный) культурный (просвещённый)
универсальный (всесторонний) результативный оригинальный (своеобразный) коллективный (общий)
уравновешенный (спокойный) радостный оценивающий компактный (плотный)
унылый (грустный) расплывчатый (неясный) обыденный (будничный, обыкновенный) кошмарный (отвратительный)
– Что было для вас самым интересным? Что было для вас сложным?.X. Итог урока. Выставление оценок