Открытый урок географии по теме «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. ОХРАНА ВОД» 8 класс



Гимназия ОГУ имени И.С.Тургенева в г.Мценске












Открытый урок географии
по теме

«ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ.
ОХРАНА ВОД»
8 класс







Учитель Семенова Л.В.












Цели и задачи: подчеркнуть особое значение воды для жизни на Земле;
оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и
пространстве; закрепить знания о внутренних водах России;
развивать умение работать с картой; совершенствовать умение
анализировать сложившуюся критическую экологическую
ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения;
сформировать убеждение в необходимости бережного
отношения к водным ресурсам;

Оборудование: физическая карта России, контурная (настенная) карта России; атласы; карточки с названием географических водных объектов; раздаточный материал «Экологические задачи»; презентация «Водные ресурсы России».

Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку.

Сообщение темы и цели урока, эмоциональный настрой на работу.
Постановка целей и задач урока.
Сценка:
Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили.
А вы, ребята, как думаете, кто из них прав?
(Ученики выдвигают свои предположения).
Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.
Мы продолжим изучать тему «Внутренние воды» и сегодня будем говорить о водных ресурсах России и их охране.
Учитель: Вода – неоценимое богатство, без неё невозможна жизнь на планете. Физиологическая потребность в воде одного человека за 70 лет жизни составляет 50т. В современном городе только на бытовые нужды ежесуточно требуется 300-500 л воды на человека. Количество ежесуточно расходуемой человечеством пресной воды в настоящее время равняется годовой добыче всех полезных ископаемых.
- Как наша страна обеспечена внутренними водами нам сегодня предстоит узнать.
Повторение изученного.
Учитель: Люди издавна прославляли свою Родину, так в одной песне поётся: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек». Давайте разберёмся, много ли рек в России.

Вопросы классу:
- Что относится к внутренним водам? (реки, озёра, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота, искусственные водоёмы).
-А что вы про них знаете?






На доске таблица:
Внутренние воды
Номер вопроса

реки
1
2
3

озёра
1
2
3

болота
1
2
3

подземные воды
1
2
3

ледники
1
2
3


Учитель: Каждому необходимо выбрать тему и номер вопроса, вопросы распределены по уровню сложности по нарастающей.

Вопросы:
Реки

Что такое устье? (место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан)
Почему многие реки России текут на север? (большая часть территории России имеет уклон к северу)
Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Волга имеет смешанное питание с преобладанием снегового, а Амур – дождевое питание муссонными дождями)
Озёра.
Что такое озеро? (природная котловина, заполненная водой)
На какие группы делятся озёра по происхождению озёрной котловины? (тектонические, ледниковые, вулканические, карстовые, старицы, лиманы, запрудные)
Почему бессточные озёра солёные? (в них реки впадают, но не вытекают, в таком озере соли накапливаются).
Болота.
Что такое болото? (территория с избыточным увлажнением).
Где в России болота занимают большую площадь? (Западно - Сибирская равнина)
При каких условиях возможно образование болот? (избыточное увлажнение, плоский рельеф, замедленный сток, зарастание озёр, близость грунтовых вод, близость водоупорного слоя)
Подземные воды.
Что такое подземные воды? (воды, находящиеся в земной коре)
Какие воды называются межпластовыми? (находящиеся между двумя водоупорными слоями)
Почему зимой в колодцах мало воды, а весной много? (весной грунтовые воды пополняются за счет таяния снега).
Ледники.
Какими бывают ледники? (горные и покровные).
Назовите самые большие по площади ледники России? (Богдановича на Камчатке, Безенги на Кавказе)
Где выше снеговая линия: на северном Урале или на Кавказе? (Кавказ)

Многолетняя мерзлота.
На какой карте показана граница многолетней мерзлоты? (почвенной)
Большая ли территория в России занята многолетней мерзлотой? (более 60%)
Какое влияние оказывает вечная мерзлота на реки? (реки полноводнее, речная сеть более густая, т. к. вечная мерзлота выступает в качестве водоупорного слоя).


Изучение нового материала.
А) Водные ресурсы России.

Учитель: Итак, вода повсюду окружает человека. Сам человек состоит из воды на 70%.
А что такое водные ресурсы? (дети высказывают свои предположения)

- Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), которые человек использует в хозяйственной деятельности.
- Запишите определение в тетрадях.

Водные ресурсы







- Посмотрите на физическую карту России. Где сосредоточены основные запасы пресных вод? (в реках, озёрах, ледниках, подземных водах).
- Человек использует в основном речную воду, это ежегодно возобновляемые водные ресурсы, которыми особенно богата Сибирь.

Работа с контурной картой (настенной).
- Давайте наглядно докажем, что наша страна богата внутренними водами. По очереди нужно выйти к доске и разместить карточки с географическим названием на контурной карте.

Учитель: Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр – свод сведений о водных ресурсах России (записать определение в тетрадях).

Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований. В кадастре указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное распределение многоводных рек.
На каждого жителя Русской равнины приходится 8500мі воды в год, а на одного жителя Сибири – 100000мі в год, т е в 12 раз больше. В южных районах (земледельческих) России дефицит воды, т.к. большая часть воды идёт на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны (это верховья рек), а потребности для городов и много численных предприятий в воде очень большие.
Вопрос классу:

- Почему европейская часть России более бедна внутренними водами по сравнению с азиатской частью? (в азиатской части меньше испаряемость и наличие вечной мерзлоты).

Б) Использование человеком водных ресурсов.
Учитель: Человек использует воду в хозяйственной деятельности. При этом он оказывает влияние на водные ресурсы, которое не всегда бывает положительным.
Давайте рассмотрим обе стороны этого процесса. В ходе рассказа заполните в тетрадях таблицу:




Использование внутренних вод
Экологические проблемы

Рыбное хозяйство
Гидроэнергетика
Речной транспорт
Места отдыха, рыбалки
Загрязнение воды
Ухудшение качества (молевой сплав древесины)
Уменьшение воды




1) Эту реку нашей Родины называли «красавицей», «матушкой», «колыбелью». И все эти эпитеты вполне заслужены могучей рекой – самой длинной и многоводной в Европе. Бассейн её занимает около трети Восточно-Европейской равнины. Назовите эту реку. (Волга).
- Лада Гущина составила «Паспорт» этой реки, в который вошли самые важные сведения о Волге
Выступление ученицы с результатами поисковой работы.

2) А.П. Чехов так сказал об этой реке: «Я не видел реки великолепнее. Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость». А поэт И.Кокарев посвятил ей стихи:
Тебе кипучее начало
Дано вершинами Саян,
Недаром гордо, величаво
Ты мчишься в гордый океан. (Енисей)
Выступление ученицы об Енисее, о его хозяйственном использовании.
Вопрос классу:
-С Красноярской ГЭС вы часто «встречаетесь». При каких обстоятельствах? (Красноярская ГЭС изображена на десятирублёвой купюре).

3) В каком озере России находится столько же воды, сколько во всех вместе Великих озёрах Северной Америки? (Байкал)
По подсчётам учёных этой воды хватит, чтобы заполнить 4 миллиарда олимпийских бассейнов.
- Давайте послушаем сообщение ученика об озере, которое по своим природным особенностям отличается от пресноводного Байкала.
Сообщение ученика об озере Баскунчак, о его хозяйственном использовании.

Учитель: Испокон веков болота казались людям таинственными, обладающими необычайной притягательной силой. За многими из них закрепилась дурная слава «гиблых» мест. Каких только мрачных названий не дают им: «змеиный угол», «чёрные топи», «чёртово болото». Такие ли они коварные и бесполезные, давайте послушаем.
Сообщение ученика об использовании болот.
Вопрос классу:
- Есть ли болота в вашей местности?

Самостоятельная работа в группах (заполнение таблицы)
- Итак, какой вывод можно сделать об использовании внутренних вод России.
- Какие вы выделили экологические проблемы? (проверка заполнения учениками таблицы)

В) Экологические проблемы.
- Россия принадлежит к группе стран мира, которые хорошо обеспечены водными ресурсами. Но это не означает, что мы должны нерационально их использовать. Мы цивилизованные люди и должны думать о будущем. Охрана вод на сегодняшний день – одно из важнейших экологических мероприятий. Давайте поработаем в группах. На данный момент вы члены экологической организации. В каждую группу пришло «письмо-обращение» за помощью или советом. Попробуем разобраться в ситуации?

Каждая группа получает карточку с экологическим заданием.

Экологические задачи:

После весеннего разлива рек в старицах и понижениях остаётся много рыбы и особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь можно им оказать? (Когда старицы мелеют, вы можете вылавливать мальков и мелкую рыбу и выпускать их в большую реку)

Скажите, какие отрицательные последствия могут возникнуть при создании водохранилища?
(Замедляется скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Водохранилища приводят к заболачиванию окрестностей, т.к. происходит подъём уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих плодородием).

Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений россиян?
1.строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения
реконструировать
2. совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии.
3. экономия потребления воды, установка счетчиков )


4) Прочитайте отрывок из стихотворения Н.А. Некрасова
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Вся она тонет в зеленых садах;
Домики в ней на высоких столбах
(Всю эту местность вода понимает,
Так что деревня весною всплывает,
Словно Венеция). Старый Мазай
Любит до страсти свой низменный край.
Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут,
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал их много с реки
К нам в это время весной нагоняет

-О каком природном явлении идёт речь?
- Как жители приспосабливаются к этому?
- Какая возникает проблема?
- Предложите пути решения этой проблемы.
(Речь идёт о наводнении (во время половодья). Жители строят дома на сваях (столбах). Затопляет территорию, постройки, страдают животные.)

Закрепление изученного.

Выполнение проектов «Экологические проблемы и охрана внутренних вод»
Итог урока.














































Паспорт реки ___________________________________________

Происхождение названия __________________________________________________________________________________________________________________________
Исток ________________________________________________________
устье ________________________________________________________
Длина реки _______________, протекает по _______________________
Характер течения реки__________________________________________
На берегу реки расположены города: _____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Хозяйственное использование реки ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические проблемы _______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








13PAGE 15





Питье и бытовые нужды

Транспорт-ные пути

Энергия рек,
Приливов
(ГЭС, ПЭС)

Промышленность и сельское хозяйство



15