Интегрированный урок математике и географии-Водные ресурсы России и Татарстана в задачах..




Интегрированный урок: Математико-географический журнал «Водные ресурсы России и Татарстана в задачах.»

Цель:
1.Закрепление изученных тем по математике и географии;
2. Привитие интереса к математике и географии;
3.Развитие логического мышления, речи, навыков самостоятельной деятельности учащихся;
4.Расширение знаний учащихся об окружающем мире;
5. Воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:
Способствовать развитию творческого и логического мышления учащихся;
Использовать возможности краеведческого материала в повышении качества знаний учащихся;
Развивать умения применять полученные знания в ходе решения задач и вопросов мыслительного характера.
Тип урока: комбинированный урок

Эпиграф: «Мы не ценим воду, пока не высохнет источник» (Восточная мудрость)

Оборудование: проектор, экран, атлас по географии (у каждого учащегося), настенная карта Татарстана, карта России, раздаточный материал



Ход урока.

Организационный момент.

Учитель географии. Сегодня у нас необычный интегрированный урок. Мы с вами повторим пройденные темы по математике и географии, подведем итоги сразу по двум предметам, убедимся в том, что они тесно связаны между собой. В процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях.

Учитель математики. Мы пролистаем страницы математико-географического журнала, а тему узнаем, решив задания кроссворда. Итак, первая страница «Кроссвордная».
















К


Т




О


Р



С

Р

Б

А



Т

Е
В
М

П
И

Т
Н
В

В
О
Д
Н
Ы
Е

Р
Е
С
У
Р
С
Ы

Е

Е
Ь
С
Д

О
Р
С
Г
И
П
Р

К

С

О
И

М
И
Е
О

О
А

Т

Я

Т
А

Б
М
К
Л

Р
Ж

О

Т

А
Н


Е
Т

Т
Е

Р

Ь

А


Т
Р

И
Н






Р
И

Р
И






С

Е





А





Вопросы:
1. Направленный отрезок;
2. 102;
3. Квадратный корень из ста;
4. Число, являющееся корнем уравнения;
5. Перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противолежащую сторону;
6. Отрезок, соединяющий середину противолежащей стороны с вершиной треугольника;
7. Параллелограмм с равными сторонами;
8. Сумма длин сторон многоугольника;
9. Луч, делящий угол пополам;
10. Фигура, состоящая из точки и исходящих из нее лучей;
11. Корень уравнения 5х=15;
12. Прибор для измерения углов;
13. Запись примера, решения задачи.

Учитель географии. Тема нашего журнала «Водные ресурсы».

Учитель математики. Эпиграф урока: ««Мы не ценим воду, пока не высохнет источник» (восточная мудрость)

Учитель географии. Значение воды в природе огромно, ее в природе заменить ничем невозможно. «Вода дороже золота» утверждают бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. А что такое водные ресурсы?
(Ответ: Водные ресурсы – это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности.)





- А какие виды водных ресурсов вы знаете? (Ответ: Водные ресурсы состоят из речных, озерных, морских, подземных вод, льдов высокогорных и полярных районов, атмосферной влаги. Однако в промышленности, сельском хозяйстве и быту используются преимущественно воды речные, подземные и озерные. Эти воды составляют лишь 1% от общего объема вод гидросферы.)

- Итак, следующая страница нашего журнала «Реки».
Учитель географии. Ребята, покажите на карте и назовите наиболее крупные реки России.
- В бассейне какой реки мы с вами проживаем? (ответ: В бассейне реки Волги)
- На многих реках построены водохранилища. В настоящее время на территории России, по неполным данным, насчитывается 1200 водохранилищ.
- Кто может сказать, сколько водохранилищ и какие построены на Волге?

Учитель математики. (слайд) Длина реки Волги (
·90000 +
·2500 +
·9)·10)км, а протяженность на ней водохранилищ составляет 75% от всей длины реки. Какова протяженность водохранилищ?

Учитель географии. А для чего строят водохранилища? ( Возможные варианты ответов: 1.Регулировка речного стока;
2. Строительство ГЭС;
3. Чтобы увеличить ресурсы воды в период межени;
4. Чтобы пороги не мешали продвижению речного транспорта;

- А какие вы можете назвать отрицательные стороны строительства водохранилищ?

Возможные ответы: 1.Затопление лугов, лесов, населенных пунктов;
2. Уменьшение скорости течения рек в 3-4 раза;
3. Уменьшение водообмена в 10-16 раз;
4. Увеличение влажности воздуха;
5. Уменьшение продолжительности зимнего периода;
6. Уменьшение количества рыб;
7. Ухудшение качества воды.

Учитель географии. Ребята, какие вы знаете водохранилища на территории нашей республики? (слайд)

- Водохранилища - искусственные водоемы, построенные человеком. А как называются природные углубления, заполненные водой и не имеющие связи с морем? (Ответ: озерами) (слайд)

Учитель математики. Итак, следующая страница нашего журнала «Озера». Давайте определим количество озер на территории России и Татарстана. Для этого вам необходимо выполнить следующие задания.

Учитель географии.
-Ребята, покажите на карте наиболее крупные озера России. Что вы можете сказать об этих озерах, о чистоте, качестве воды в них?





Ответ учащихся: 1. В озеро Байкал впадает более 300 рек, на которых построены целлюлозно-бумажные комбинаты. Вода в озере загрязняется, начинают вымирать Байкальские рачки, которые очищают воду, пропуская ее через себя, и другие эндемики.
2. В 19 веке ладожскую воду брали в дальние плавания, и она не портилась в течение многомесячных морских переходов в тропиках, вода в ней считалась очень вкусной и по мягкости приближалась к дождевой «довоенного периода». Ныне ладожская вода потеряла право называться очень вкусной и без очистки ее опасно пить.
3. В Каспийское море стало поступать меньшее количество воды из-за водохранилищ, построенных на реке Волге, поэтому увеличивается соленость и начинают вымирать некоторые виды рыб и животных.

- Ребята, а какие можете назвать наиболее крупные озера на территории Татарстана?

Ответ учащихся: 1. Озеро Кабан, состоящий из трех частей: Среднего, Нижнего и Верхнего, расположенный в пределах Казани. Существуют разные легенды о происхождении названия озера. Одна легенда утверждает, что озеро получило название от имени булгарского князя Кабан, который у озера нашел себе убежище. Другая легенда – не романтичная – на берегу озера якобы обитали несметные стада диких кабанов. В настоящее время озеро Кабан сильно загрязняется то из-за поступления грязи с городских улиц и территорий, то талыми водами, несущими мусор и ядохимикаты, то стоками промышленных предприятий.

2. Раифское озеро, расположенное на территории Волжско-Камского заповедника. В Раифском монастыре рассказывают, что когда-то купец привез больную дочь, и вода источника помогла ей исцелиться. С тех пор эта вода считается святой. Вокруг озера растут сосны, здесь воздух свеж, а вода озера и родников прозрачна.

3. У нас в республике есть еще один источник целебной воды – Голубое озеро. Вода в нем прозрачна и холодна, как лед, даже в самый жаркий день. Но славится оно не только своей низкой температурой, но и целебными свойствами. Люди приезжают сюда не только купаться, но и полечить многочисленные болячки. Дело в том, что вода Голубого озера является минеральной, а дно озера устлано липким серым илом, который пахнет сероводородом.
И существовать бы озеру сотню лет, но и к нему подкралась беда оттуда, откуда ее совсем не ждали. Каждый год во время весеннего половодья разливается Казанка, которая становится ежегодно ближе на 5-10 м. Существует опасность, что в один «прекрасный день» мутноватая речная вода сольется с прозрачной озерной, и уникальный памятник природы прекратит свое существование. Правда, сейчас провели укрепительные работы с целью предотвращения его дальнейшего размывания. Камни Казанку пока надежно держат ее в узде. В данном случае человек способен не только портить и разрушать, он может творить и добрые дела.

- А какие вы можете назвать озера Елабужского района? (слайд-карта Елабужского района)
Ответ: У нас много озер. В основном это пойменные озера. Озеро Тутан на Вятке. Озеро Солянуха возле с. Свиногрье и др.





Учитель географии. Медики считают, что здоровье человека, прежде всего, зависит от той воды, которую он пьет. Что же влияет на качество водных ресурсов?
Ответ учащихся: 1. Строительство водохранилищ;
2. Строительство ГЭС;
3. Вырубка леса;
4. Сброс использованных вод заводами и фабриками;
5. Попадание нефти, топлива при продвижении речного транспорта и при их заправке;
6. Канализационные стоки;
7. Попадание навоза с животноводческих комплексов;
8. Попадание удобрений, ядохимикатов с талыми водами в весенний период;
9. Мытье машин на реках и озерах и др.

- А что мы можем сделать, чтобы вода была чище? (ответы учащихся)

- Наша зависимость от воды огромна. В организме взрослого человека ее около 70%, а детского – 80%. Потеря всего 10% объема воды организмом может вызвать тяжелейшие последствия для здоровья, а 20% - приводит его к гибели. Здоровье человека зависит от качества воды.
Врачи и экологи бьют тревогу. По данным Всемирной организации здравоохранения более 80% всех болезней в мире связаны с недостатком воды либо использованием загрязненной воды. И это неудивительно. Ведь наши почки только за сутки пропускают через себя более 2 тонн воды. Это довольно большая цистерна! А сердце? Через него проходит в сутки более 7 тонн крови, на 80% состоящей из воды. Какой же идеально чистой должна быть вода, чтобы нормально работал наш организм!


Учитель математики. Переходим к страничке «Бережливых».(слайд)
Посмотрите на экран, где вы видите, сколько воды расходуется на питье и бытовые нужды, на производство промышленной продукции, для выращивания сельскохозяйственных культур.
Решите задачу. (слайд) Суточная норма потребления воды одним человеком 250л. Численность населения г Москвы примерно 9 млн. человек, а численность населения г.Елабуга 71тыс. человек, а села Костенеево - 549 человек. Сколько воды расходуют жители этих населенных пунктов за сутки? Предложите свои пути решения экономии воды.
Ответ: Москвичи за сутки расходуют 2 250млн. литров, елабужане – 17,75 млн. литров, односельчане – 137 250литров.

Учитель географии. (демонстрация) Если весь запас воды принять за 1 литр, то запасы пресной воды составят всего 30мл, а запасы доступной пресной воды- всего 6мл.
Какой вывод из всего сказанного вы можете сделать?

Ученики. Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно.

Учитель географии. Переходим к «Исторической» странице нашего журнала.
.
- Народ издревле заботился о сохранности природы. На Руси существовал обычай ограничивать какой-либо участок леса, водоема, который священник обходил с иконами. Такой участок считался заповедным, на нем нельзя было нарушать природу, и даже нельзя было использовать для выпаса скота. Некоторые деревья, особенно могучие, старые, с большой кроной, например дубы, сосны, растущие близ деревень, у родников, народ также считал заповедными и охранял их. По поверьям, человек, срубивший такое дерево, должен погибнуть от какой-либо хвори.
Топонимия России знает много Святых озер. Их почитали, охраняли от нечистот. Упомяну некоторые: Святое озеро на реке Буже близ Черустей и у Шатуры в Московской области, Святозеро в Карелии, к юго-западу от Петрозаводска. Вспомним и старое русское название Байкала – «Святое море». Особо почитаемо было святое озеро Светлый Яр в Нижегородской области. В легендах оно связано с невидимым градом Китежем, якобы ушедшим в пучину озерных вод. Китеж – «сохранный, хранимый, охраняемый, сторожевой». В таком случае и название озера Светлый Яр, и название мифического града Китеж открываются как «святое и охраняемое».

- Ребята, а вы можете привести примеры из истории, что вопросу охраны природы уделялось внимание десятилетия и даже столетия назад?

Ответ. Петр I приказал, например, вычистить московские Поганые пруды. С тех пор они зовутся по-новому – Чистые. Но не лучше ли не загрязнять водоемы? Он велел пороть батогами солдат, которые сбрасывали мусор в Неву, господ же офицеров в первый раз штрафовать, в случае повторного осквернения вод – разжаловать в солдаты. Он же запретил ездить по льду петербургских каналов, чтобы в них не попал конский навоз.
Вдоль реки нельзя рубить лес. Запретная зона от 4 до 20км. Но закон не соблюдается. Корневая система деревьев вместе с прикорневым почвенным слоем работает как губка. Если деревьев по берегам не будет, реку занесет илом. Увеличенная за счет вырубки деревьев пашня особым урожаем не порадует. Потому что во время дождя плодородный слой почвы просто смоет в реку. Народная мудрость гласит: «Кто рубит лес, тот сушит места, гонит от полей тучи и готовит себе горные кучи». Пить воду из этой реки небезопасно, так как вместе с почвенным слоем попали в воду удобрения и пестициды.

Учитель математики. А следующая страница – «Расшифровальная».
Попробуйте решить задания, которые даны в карточках, и расшифруйте поговорку.

Поговорка:
«Вода – это жизнь!»
И этим все сказано.
Все взаимосвязано
Вывод

Учитель географии. Ребята, угадайте самые известные озера России, прослушав краткое их описание. Покажите их на карте
1. Это озеро-море. Самое крупное в мире. Оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения. (Каспийское)
Это озеро – самый крупный водоем в Европе. В озеро впадает 30 рек, а вытекает одна Нева. У озера славная история: в годы Великой Отечественной войны по его льду проходила Дорога жизни – единственная связь страны с осажденным Ленинградом. (Ладожское)
Озеро на протяжении столетий оставалось в стороне от больших строек и дорог. Поэтому сохранилась здесь природа в первозданном виде. Алтын-Коль (Золотое озеро) – такое название дали озеру за его чарующую красоту. Вода в нем холодная и прозрачная. Из него вытекает один из притоков Оби – река Бия. (Телецкое)
Еще при Петре I проложили русские люди «государеву дорогу» от студеного моря к озеру и по ней волоком тащили корабли из Архангельска в Ладогу. В озеро впадает 60 рек, а вытекает река Свирь. В озере много рыбы, в том числе и лососевых. (Онежское)
А это озеро – исторический памятник великого подвига русского народа. Здесь в 1242 г. произошло знаменитое ледовое побоище. Котловина озера ледникового происхождения. (Чудское)
Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно неглубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки. (Таймыр)
Это озеро самое глубокое в мире, самое старое – ему 30 млн лет, а также самое прозрачное. Озеро населяет 1800 видов животных и растений – ѕ из них эндемичны, т.е. встречаются только здесь. (Байкал)
Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница России с Китаем. В нем водятся зеленые беспанцирные черепахи. (Ханка)

Учитель математики. Восточная мудрость гласит: «Мы не ценим воду, пока не высохнет источник»

Учитель географии. Наш урок хочется закончить словами Гете:
«Вся жизнь из воды происходит,
Вода все хранит, производит»
Итог урока.
15